Творческий проект "Народные промыслы".
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Мочалова Светлана Анатольевна

В помощь педагогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Вид: информационно - творческий;

Продолжительность: краткосрочный (21.04.2018-25.05.2018)

Участники: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Актуальность проекта: В условиях современного общества    мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России. Показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа. На  основе познавательной  активности способствовать  речевому, художественно-эстетическому, духовно-нравственному,  эмоциональному  и социальному развитию детей.

Через приобщение детей к культуре своего народа, формировать у детей представление о себе и других людях, развивать познавательный интерес к  народным промыслам России.

Задачи проекта:

Образовательные: 

- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, полхов - майданской росписью);

- вызвать интерес у детей к народному творчеству;

- учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;

- учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей; - научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать чувство цвета, композиционные умения;

- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;

- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майдан.

Воспитательные: 

- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;

- воспитывать любовь к народному творчеству;

- воспитывать уважение к работе народных мастеров;

- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Методы реализации проекта: 

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

- Познавательную деятельность

- Социально  - коммуникативную деятельность

- Художественно-эстетическую деятельность

- Речевую деятельность

 -Игровую деятельность

- Работу с родителями

Подготовительный этап:

- Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

- Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами;

- Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

- Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

- Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей;

Основной этап:

Речевое развитие:

Обучение рассказыванию «Русская народная игрушка»

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»

Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи.

Составление  описательного  рассказа о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле.

Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем.

Социально – коммуникативное развитие и познавательное развитие:

Сюжетно – ролевые игры: «Угостим матрёшек чаем», «Магазин промыслов» Дид. игры: «Народные праздники», «Народные инструменты»,  

Художественно – эстетическое развитие:

Раскрашивание «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского; Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой

Дид. игры «Платье для барышни»- элементы дымков. росписи

-«Найди пару»

-«Составь букет»

-«Разрезные картинки»

-«Русские узоры»

Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма.

Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды.

Знакомство с трудом ткачихи.

Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках.

Дидактические  игры:

Д/и «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах.

Д/и «Узнай узор» Цель: закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Сюжетно – ролевые игры:

С/р игра: «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу.

С/р игра: «К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие».

С/р игра: «Ярмарка»

Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Игры со строительным материалом.

«Строим русскую избу»

Цель:  Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе.

Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность.

Работа с родителями:

1. Участие в сборе предметов народного творчества.

2. Анкетирование с целью проверки знаний по народному творчеству. 3. Консультирование родителей.

4. Мастер — класс для родителей по изготовлению шкатулки из ткани Павлово — Посадского платка с показом презентации поэтапного изготовления.

5. Привлечение родителей к сбору литературы и оформлению выставки о народных промыслах.

6. Просмотр выставок детских работ и изготовленных альбомов по народному творчеству.

7. Участие в тематическом вечере «Народные промыслы».

8. Участие в конкурсе совместных рисунков о народных промыслах.

9. Участие в оформлении мини — музея по народным промыслам в группе. 10.  Просмотр презентации.

Работа с педагогами.

Повышение педагогического уровня ·

Активность в работе по проекту:

-консультации для родителей;

- сбор и систематизация информации о различных промыслах России;

- создание в группе условий для реализации проекта: выставки книг, создание с детьми альбома с фотографиями ;

-тематические выставки рисунков детей;

-тематические выставки поделок

Проведение бесед, тематических занятий.

Разучивание стихов, песен, народых игр.

Участие в создании и подготовке сценариев.

Обобщающий этап

1. Оформление выставки рисунков и поделок детей;

2. Презентация проекта для родителей и педагогического коллектива детского сада;

3. Изготовление лэпбука «Народные промыслы».

Предполагаемые результаты:

Для детей:

1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.

2.Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.

3.Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно-двигательной координации.

4.Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью, глиной, пластилином, массой для лепки и т.д

Для педагогов:

1.Создание системы работы с детьми с использованием разнообразного художественного материала.

2.Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

3.Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей.

4.Создание мини-музея «Гордость России»

Для родителей:

1.Участие в создании мини-музея.

2. Сплочение детско-родительского коллектива.

3. Педагогическое просвещение родителей.

Этапы реализации проекта:

Познавательная деятельность.

Тема: «Жостовская декоративная роспись»

Программное содержание: Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Развивать интерес к историческому промыслу эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Тема: «Путешествие на ярмарку народных промыслов».

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д. Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры. Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Тема: «Народные промыслы России».

Программное содержание: Закрепить знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве; умение детей использовать народные мотивы и технические приемы в продуктивной творческой деятельности. Развивать творческие способности детей, их фантазию, воображение, художественный вкус. Воспитывать у детей любовь к Родине, традициям, культуре русского народа; способность детей выслушивать и дополнять ответы других, оценивать и анализировать свои и другие работы, умение дружно работать в детском творческом коллективе;

Художественно эстетическая деятельность (аппликация)

Тема: «Солнышко, улыбнись».

Программное содержание: Учить детей вырезать солнышко из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали, и составлять из них многоцветные полихромные) образы,  накладывая вырезанные формы друг на друга. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Художественно эстетическая деятельность  (рисование)

Тема: «Нарядные лошадки».

Программное содержание: Учить детей украшать элементами декоративной росписи силуэты лошадок. Развивать умение детей обращать внимание на зависимость узора от формы силуэта. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиком кисти. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству.

Художественно эстетическая деятельность (рисование)

Тема: «Завиток».

Программное содержание: Продолжать развивать художественный вкус детей, знакомя их с народным декоративным творчеством(дымковской, городецкой, хохломской росписями).

-Развивать эстетические чувства цвета, ритма, композиции.

-Учить оценивать выполненные рисунки, выделяя средства выразительности.

-Воспитывать интерес к народному искусству.

Речевая деятельность (развитие речи)

Тема: Викторина по средствам декоративно-прикладного искусства.

Программное содержание: Продолжать развивать связную речь детей по средствам диалога  и монолога. Закреплять знания о хохломской, дымковской росписи; умение расписывать, располагать узор на изделии. Учить детей  согласовывать относительные прилагательные с существительными. Развивать связную речь, ее выразительность, логическое мышление, воображение, мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством, культуру общения.

Тема: «Город мастеров».

Программное содержание: Формировать  представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись). Формировать  положительную  эмоциональную  отзывчивость  при  восприятии  произведений  народных  мастеров.  Расширять и закреплять представления детей о русских народных  промыслах. Продолжать  учить  особенностям,  характерным  для  каждого  вида  росписи. Обогащать  словарный  запас  детей. Развивать  связную  речь.

Развивать внимание, познавательную  активность. Развивать логическое мышление, память. Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

Тема: «Русская народная игрушка».

Программное содержание: Обогащать словарный запас детей по лексической теме. Совершенствовать лексико – грамматические навыки, ориентировку в пространстве. Развивать связную речь детей, закреплять  порядковый  счет. Воспитывать положительное отношение к народной культуре.

Социально – коммуникативная деятельность (ознакомление с предметным миром и социальным окружением)

Тема: «Хорош город Городец».

Программное содержание: Продолжать знакомство детей с городецкой росписью. Учить детей выделять и называть характерные особенности городецких изделий. Развивать умение высказывать свои мысли, делать обобщения. Воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к труду мастеров искусства.

Беседы с детьми:

Тема: «Наши игрушки».

Тема: «Игрушки наших далеких предков».

Тема: « Народно –прикладное искуство».

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Информационные ресурсы:

1.Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012

2 Вершинина Н.,  Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-

прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное

воспитание. 2004 №6.

3 Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4 Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. :

Просвещение, 2006

5 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997

6 Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика-

Синтез, 2012

7 О.С Ушакова «Придумай слово». Речевые игры и  упражнения. Методические рекомендации.

-М.: СФЕРА,2010

8 Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009

9 Комарова Т.С.. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада.

- М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

творческий проект" Применение техники квиллинга при ознакомлении дошкольников с народными промыслами России"

Цель данного проекта: научить детей выполнять поделки в стиле русских народных промыслов с использованием техники квиллинга( бумажной филиграни). Квиллинг-один из эффективных способов развития творчес...

Проект «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Актуальность проекта: Проблема  развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о ва...

Влияние народных промыслов на формирование творческих способностей дошкольников

Народные промыслы, как способ формирования творческих способностей дошкольников...

Презентация «Народные промыслы, как средство развития творческих способностей детей старшего возраста в условиях реализации ФГОС»

Наблюдая за детьми, за их играми, беседуя с ними, мы заметили, что наши дети мало знают традиции русского народа и их промыслы. Это неудивительно, ведь в своем окружении современные дети очень редко с...

Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России».

Информационно-творческий проект для детей IIмладшей группы «Народные промыслы России»....

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России

информационно - творческий проект с детьми среднего дошкольного возраста "Народные промыслы России...