Игра -викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гайсина Раиса Сергеевна

Данный материал рекомендуется применять в условиях введения ФГОС в области «Познавательное развитие», так как учит детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, оказывает эмоциональное воздействие на детей, формируя гуманное отношение к природе, а также формирует умение договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя. Игра-викторина поможет интересно организовать досуг детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_viktorina_znatoki_prirody.docx27.04 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о природе.

Задачи:

1. Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе, её живым и неживым объектам и явлениям

2. Воспитывать бережное отношение к природе;

3. Формировать умение работать в команде.

Оборудование: фонограмма шума леса, пения птиц, предметы для игры «Путаница», картинка с изображением леса в электронном варианте, пазлы «Времена года» , фонограммы звуков разных животных, призы, музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: прогулки, экскурсии на природу, разучивание стихотворений,  подготовка призов.

Ход игры-викторины:

(Звучит фонограмма шума леса, пения птиц.)

Воспитатель: 

-Ребята, закройте, пожалуйста, глаза и представьте,  где вы находитесь. Расскажите, что вы чувствуете?

-Очень хорошо, я теперь вижу, что вы все очень любите природу.Все вы не раз бывали в гостях в лесу. Именно в гостях, потому что лес – это дом лесных растений, дом лесных зверей, птиц и насекомых. В лесу нет никаких знаков, но нужно соблюдать правила поведения в лесу. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Дети:

- Не оставлять в лесу мусор;

- Не собирать растения для букетов;

- Не разводить костры под деревьями;

- Не рубить живые деревья и кустарники;

- Не разорять гнёзда птиц;

- Не шуметь, потому что шум в лесу пугает зверей и птиц;

- Не разорять муравейники.

Воспитатель:

-Молодцы! Сегодня я предлагаю вам поиграть и посоревноваться.

-Мы с вами разделились на две команды, и сейчас давайте придумаем названия нашим командам. (Дети придумывают названия).

-Помогут оценивать Вас представительное жюри. В конце викторины жюри подведёт итоги: определит победившую команду. А сейчас ребята я вас познакомлю с правилами поведения во время викторины:

  • выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему;
  • кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды;

 -За каждый правильный ответ команда получает цветок на свою полянку. После проведения викторины мы подсчитаем количество цветков и определим победителя.

Готовы мы сегодня поиграть,

Все вместе о природе рассуждать.

Молодцы, ребята, в добрый час!

Пусть удача встретит вас!

-Для начала капитаны команд путём жеребьёвки выбирают, кто первым начинает викторину.

-Задание 1. «Гуляй да присматривайся»

- В этом конкурсе мы проверим, какими знаниями обладает ваша команда.

1. Дерево, у которого белый ствол (Берёза)

 2.Листьякаких деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины, клёна)

3.Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?( Белка).

4.Пользу или вред приносит зимой человеку медведь? ( Ни пользы, ни вреда, зимой медведь спит)

5.С прилёта каких птиц мы считаем начало весны? ( С прилёта грачей)

6.Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики)

7.Самое пугливое животное. (Заяц)

8.Самое неуклюжее и косолапое животное? (Медведь)

9.Какое животное больше похоже на человека? (Обезьяна)

10.Царь зверей (Лев)

11.Король пустыни. (Верблюд)

12.«Лошадь в тельняшке». (Зебра)

13.Самое высокое животное на земле. (Жираф)

14.Самое колючее животное. (Ёж)

Воспитатель:

-Молодцы, ребята! Обе команды   справились с этим конкурсом  и жюри оценивает   выполнение задания.

-Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к выполнению следующего задания.

- Задание 2. «Путаница»

-Перед вами разложены на столах несколько разных предметов. Посмотрите на все эти предметы и назовите их ( ветка ели с еловой шишкой,   ветка сосны с  сосновой  шишкой, веточка рябины с ягодами рябины, гриб мухомор – шляпка и ножка, цветок - стебелёк и сердцевина с лепестками).

- Сейчас вы закроете глаза, а я перекладу предметы. По сигналу вы должны назвать ошибки и разложить всё по порядку: распутать  путаницу.

Воспитатель:

- Просим членов жюри подвести итог конкурса.

Воспитатель:

-Задание 3. «Подарки леса».  ( На экране картина леса, после каждого правильного ответа появляется картинка с ответом).

-Перед вами необычный кроссворд. Если вы его разгадаете, то узнаете, что нам дарит лес:

Я родился в день дождливый

Под берёзой молодой.

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

(гриб)

Каждой весною лапы еловые

Старые лампы меняют на новые.  

(шишки)

Растут на ветках группами,

Покрытые скорлупками.

(орехи)

Не балует дуб детей, одевает без затей.

Все в его семейке носят тюбетейки.

(жёлуди)

Чем больше колодец.

Тем старше жилец.

(дерево)

Ловит солнышко лучистое,

Зрея на опушке.

Покраснеет и душистая

 Попадает в кружки.

(земляника)

Воспитатель:

- Задание 4. «Соберите картинку». 

- Чтобы перейти к следующему заданию, проследим глазами за лучом света.

Игра «Поймай зайку» (упражнение для укрепления мышц глаз). Воспитатель пускает фонариком солнечного зайчика, дети сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Продолжительность 20-30 сек.

Воспитатель:

 - Глаза ловили солнечного зайчика, а теперь он вам укажет место, где лежит следующее задание. Капитаны команд  достают коробочки с разрезными картинками.

-Выигрывает тот, кто быстрее соберёт картинку и назовёт время года, изображённое на ней.

          Пока дети выполняют задание около столов, проводится игра со зрителями.

Игра со зрителями «Что едят в сыром, а что в варёном виде?

Вопрос: Что можно есть в сыром виде? (хлопать в ладоши, если можно есть в сыром виде, сидеть тихо, если нельзя)

       - Огурец, морковь, свёкла, апельсин, виноград, рис, лук, томат, картофель, петрушка, груша,     кабачок, репа, слива, гречка, киви, яблоко, капуста, пшено, банан, вишня, редис, перец, редька

Задание 5. «Конкурс капитанов».

-Капитаны команд должны составить  рассказ по картинке,  которую  собрала ваша команда.

Воспитатель:

-Задание 6. Следующий конкурс « Кто издаёт такие звуки?»

-Сейчас для каждой команды по очереди будут проигрываться звуки разных животных, насекомых, вы должны внимательно прослушать и определить, кто издаёт такие звуки.

Воспитатель: Просим членов жюри подвести итог конкурса.

Воспитатель:

-Молодцы ребята, со всеми заданиями справились, теперь вас можно назвать настоящими знатоками природы. А пока  наше жюри считает, на чьей полянке больше цветков, давайте поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

***

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

***

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)

***

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)

***

Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)

***

Если сильно насорю

И убрать забуду? (нет)

***

Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

***

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

Ведущая:

-Слово предоставляется жюри для подведения итогов и вручения подарков.

Ребёнок:

Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша , с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая квест-игра для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»

  Как пробудить чувство ответственности за будущее у современных дошкольников? Есть много эффективных методов и приемов: экологическая тропа, конкурсы рисунков и поделок, экскурсии, наблюд...

Игра для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"

Игра для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"...

Дидактическая игра для детей младшего возраста. Мир природы (Для проведения родителями дома во время самоизоляции) Отгадай на вкус.

Дидактическая игра для детей младшего возрастаМир природы(Для проведения родителями дома во время самоизоляции)Отгадай на вкус. Цель: учить детей различать по вкусу яблоко, грушу, апельсин, ...

Настольная игра для детей старшего возраста "Береги природу"

Настольная игра для детей старшего возраста "Береги природу"...

Экологическая квест-игра для детей дошкольного возраста «Знатоки природы»

Цель: воспитание бережного отношения к природе.Задачи: расширять кругозор воспитанников, поддерживать познавательную активность воспитанников, развивать память, внимание, мышление, восприятие.Оборудов...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ЗНАТОКИ ТУРИЗМА»

laquo;Путешествие» Цель: учить детей находить дорогу по ориентирам. Ход: воспитатель выбирает 1 -2 ведущих, которые по ориентирам (деревья, кустарники, и т. д.) определяют дорогу....