НОД для детей старшей группы "Спасательная операция"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Канаева Ольга Олеговна

Данный материал можно использовать в образовательной области "Познавательное развитие". Данное мероприятие я проводила на конкурсе "Воспитатель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spasatelnaya_operatsiya.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

"Спасательная операция"

(старший дошкольный возраст)

Интеграция образовательных областей: 

познавательное развитие; 
социально-коммуникативное развитие; 
речевое развитие;

физическое развитие. 
Цель 

Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

Задачи

Образовательные:
- Систематизировать знания детей о магните и его свойстве притягивать  и намагничивать металлические предметы.

- Создать условия для формирования  у детей умения определять направление на север при помощи подручных материалов (иголки и магнита). 

Развивающие:
- Способствовать развитию инициативы и  любознательности у детей.

- Развивать память, внимание, воображение, логическое мышление; умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

Обогащение словаря  детей словами: намагничивать,  притягивать,  компас.

Предварительная работа: Беседа с детьми о животных и климате Севера. Знакомство с компасом.

Материалы и оборудование: Макет корабля, макет местности жарких стран , картинки животных севера с металлическими прищепками, макет с обозначенными территориями для животных, трап корабля, штурвал, якорь, макет льдины, бочонок, компас, тарелки, английские булавки, магниты на лентах разного цвета, вода.

ХОД НОД

Вводная часть. (Мотивационный этап)

Воспитатель вместе с детьми подходит к макету Африки, там находятся животные севера.

Восп: Ребята, смотрите, что здесь произошло? Ничего не понимаю?

(предположения детей)

Восп: Ребята кто здесь?

(Ответы детей)

Восп: Ребята, а какие здесь животные?

(Дети называют животных)

Восп: А они откуда? Где они живут?

(Они живут на севере)

Восп: Ребята, а могут ли они здесь жить?

(Ответы детей)

Восп: Чем же мы можем им помочь?

(Предположения детей. Отправить домой, на север.)

Восп: Да, ребята, а на чём мы их отправим домой?

( Предположения детей).

Восп: Конечно, на корабле, смотрите, наш спасательный корабль нас уже ждёт, скорее сюда! (Ребята рассаживаются на корабле)

Ну, что, начинаем  нашу спасательную операцию.

(Ответы детей)

Основная часть.

Восп: Ребята, а вот ваши средства спасателей. Это помогаторы. (Воспитатель раздаёт помогаторы.)

Попробуйте отгадать :

Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдёт иголку в куче сена (магнит)

А что вы знаете о магните?   (Ответы детей)

Восп: У нас будет несколько команд спасателей. Как вы думаете, какого цвета они будут? Обратите внимание на помогаторы. (Красная, жёлтая и зелёная.)

Восп: Ребята, посмотрите, на корабле есть специально отведённые территории для наших животных они тоже разного цвета. Какого? ( Ответы детей).

Восп: Когда мы будем спасать животных их нужно разместить на территории того цвета, какая ваша команда.

Восп: Каждая команда спасает один вид животных, а кого именно мы сейчас определим. Готовы?

(Да)

Восп: Зелёная команда загадка для вас:

Этот житель круглый год

Лишь на севере живёт

Он с ветвистыми рогами

И со стройными ногами.

А на ножках тех копыта,

Зверь хороший не сердитый.

Мох жуёт он целый день

Это северный (ОЛЕНЬ)

Восп: Всё верно. А сейчас, каждый член команды зелёных возьмёт оленя, и с помощью помогатора мы заведём их по трапу, только на территорию цвета вашей команды.

Восп: Красные, внимание! Слушаем загадку:

Шубок белых не снимают,

В шубках спят, едят, играют,

Даже в шубках рыбу ловят.

Где вы видели такое?

Если знаешь, то ответь.

Это беленький (МЕДВЕДЬ)

Восп: Вы справились!

Скорее заводим медведей на корабль,

Но только на территорию своей команды.

Восп: Жёлтая команда, загадка для вас:

Сильное животное, живёт в холодном крае,

Огромными клыками сражается с врагами,

Мороза не боится, он гладок толстокож,

На льдине обожает спать неуклюжий (МОРЖ)    

Да, ребята, вы правы это морж!

Заводим моржей на территорию вашего цвета.

Восп: Дети, все ли животные на борту корабля?

(Все)

Восп: Ребята, вот вы и собрали пассажиров, но посмотрите внимательно на них.

Восп: Что есть у каждого из них?

(Прищепки)

Восп: Верно, а из чего они сделаны?

(Из металла)

Восп: Правильно ребята. А из чего сделаны ваши помогаторы?

(Из магнита)

Восп: И как нам помог помогатор? Что произошло?

(Дети делают вывод: Магнит притягивает металл.)

Восп: Верно, ребята магнит притягивает металл.

Восп: Ну что, все готовы к отплытию?

(Да)

Восп: Ребята, а куда мы плывём?

(На север)

Восп: Ой, ребята, а в какой стороне север?

(Ответы детей)

Восп: А что же делать, как же понять в какой стороне север? Что же поможет нам определить верное направление?

(Компас)

Восп: Ребята, а где же он? Посмотрите, может где-то на корабле? Видите компас?

(Дети смотрят на корабле)

Восп: Никто не нашел? Что же нам теперь делать? Ребята, может вы знаете, как определить где находится север, без компаса?

(Предложения детей)

Восп: Я слышала, что направление можно определить с помощью иголки, магнита и воды, но сама никогда не пробовала. А давайте попробуем вместе!

Иголки у нас есть, они у меня в сумке. Магниты есть? И воды много.

(Давайте )

Опыт:

  1. Натираем кончик иглы о магнит 30-40 раз, при этом игла уже находится в пенопласте.
  2. Затем осторожно кладём иголку на поверхность воды.

При работе с иглой будьте осторожны, чтобы не уколоться.

Восп: Что происходит?

( Ответы детей)

Восп: Посмотрите направление, куда показывает конец иглы.

 ( в одну сторону)

Восп: А у меня ребята посмотрите, куда показывает игла? А как же нам понять, что это за направление? (Катится бочонок, внутри компас)

Восп: Ребята, смотрите за бортом что – то плывёт. Скорее сюда, доставайте. Смотрите что там?

(компас)

Восп: Точно это компас. При помощи компаса мы сможем с вами определить, какое направление нам показали иголки. Сейчас мы сравним наши компасы с настоящим. Ребята компас необходимо положить на ровную поверхность и посмотреть, куда показывает красная стрелка. Она всегда будет показывать направление на север. А сейчас сравните, какое направление показывают ваши иголочки и компас.

(Ответы детей)

Восп: Совпадает ли направление?

(Ответы детей)

Восп: Ребята, а если компас показывает на север, значит, иголки какое направление показывают?

(Тоже на север)

Восп: Значит, мы с вами определили, где север. Ура! Ну что мы определили куда плыть?

(Да)

Восп: Тогда, поднять якорь, полный вперёд! (СЛАЙД 1)

Слышите, как волны шумят?

Ребята, а напомните мне, куда мы плывём?

(на север)

Восп: А какая там погода?

(Холодно)

Восп: Вот и нам, чтобы не замёрзнуть я предлагаю потанцевать.

Согласны?

(Да)

Восп: Спустить якоря! Выходим на льдину. (СЛАЙД2)

МУЗЫКА

Танец «Белые медведи».

Восп: Согрелись?

(Да)

Восп: Возвращаемся на борт. Поднять якоря! Полный вперёд! Лево руля, право руля.

Давайте посмотрим, не видно ли берег? (СЛАЙД 3, поменять макет Африки на макет Севера.)

И вот ребята на горизонте земля, мы подплываем. Это Север!

Смотрите, смотрите.

Нужно скорее спускать животных на берег. Но сначала спустить якоря!

Ребята, давайте поможем нашим животным. Каждый возьмёт своего животного и поможет ему спуститься с помощью помогатора.

(Дети по командам спускают животных)

Восп: Все животные на месте? Никого не забыли?

Ура! Мы успешно завершили спасательную операцию.

Что мы скажем животным?

(Дети прощаются)

Восп: Никогда больше не теряйтесь!

Заключительная часть. (Рефлексия)

Восп: Ну а нам ребята пора возвращаться в детский сад.

Всем на борт! Поднять якоря! (СЛАЙД 4)

Ребята кому мы сегодня помогали?

А зачем мы это делали?

Как помог нам магнит? (СЛАЙД 5,6)

Вы молодцы, я благодарю вас за успешно проведённую спасательную операцию, без вас я бы не справилась. А ваши помогаторы оставьте себе, и дома покажите родителям, чему вы научились.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия на тему: «Развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста»

Логические задания математического характера для детей старшего дошкольного возраста....

Логические задачи и упражнения как средство развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы по изучению особенностей развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических задач и упражнений...

Конспект занятий по развитию мыслительных операций по средством пескотерапии у детей старшего дошкольного возраста.

Данный конспект занятия  имеет коррекционно - развивающую  направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми....

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста по освоению операции классификации.

1.     Развивать представление детей о множествах, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация).2.     Формировать представление детей о матем...

Формирование операций фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен материал, раскрыввющий необходимость формирование операций фонематического анализа и синтеза у дошкольников....

Развитие операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность....

Организованная образовательная деятельность по речевому развитию детей старшего возраста "Спасательная операция золотой рыбки"

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по развитию речевых навыков и умений по теме "Морские обитатели"....