Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Валюкова Алла Геннадиевна

Цель занятия - закрепить у детей представления о выращивании хлеба; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям вырастившим его.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе

Тема: «Хлеб – всему голова».

Задачи:

- Познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину.

- Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе и о пути хлеба от колоса до булки.

- Продолжить формировать умения вести диалог между воспитателем и детьми,

- Учить детей быть корректными и доброжелательными

- Воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, пекарям), бережливое отношение к хлебу.

Материал: картинки ржи и пшеницы, серпа, цепа, схемы изб, рушник, каравай, картинки из серии «Выращивание хлеба».

 

Предварительная работа: беседа о труде хлеборобов, рассматривание иллюстраций о том, как выращивают хлеб, рассматривание колосьев, отгадывание загадок о хлебе, чтение рассказов М.Глинский «Хлеб», М.Пришвин «Лисичкин хлеб», лепка булок, караваев и т.д. из соленого теста.

Словарь: серп, цеп, каравай, колос, пекарь, хлебороб.

Ход занятия:

Воспитатель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней него на свете нет.

- Что это такое? (хлеб)

Вы правильно отгадали. А какие слова к загадке, помогли нам отгадать, что это хлеб? (мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый)

Мы уже много говорили о хлебе, и сейчас вспомним, как же выращивают хлеб.

Воспитатель предлагает детям по серии картин «Выращивание хлеба» составить рассказы об этапах выращивания хлеба (рассказы детей).

- Ребята, а кто знает стихотворение о хлебе?

Дети читают стихотворения:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Сеют в поле зерна раннюю весною,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень.

                                                 П.Качанов.

РУКИ ЧЕЛОВЕКА.

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым,

Я помню, как руки трудились упорно,

Что в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам руки, за добрый ваш труд.

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом, от стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Снова по снегом дорогу найду

И колосом стану и к людям пойду.

Воспитатель: ребята, как же нужно относиться к хлебу? (бережно, не кидать) Почему? (ответ детей)

- Я вам сегодня расскажу, как раньше на Руси выращивали хлеб:

К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена пшеницы и ржи. Вот идет сеятель по полю и через каждые два шага разбрасывает пригоршню зерна веером, слева на права. Давайте представим, что мы сеятели.

Физкультминутка (дети показывают, как надо разбрасывать зерно).

- А как вы думаете, какая должна быть погода в этот день? (безветренная)

- Почему? (ветром будет зерна уносить)

- Ребята, а что необходимо для жизни и роста растений? (солнце, дождей в меру)

- Вот и кликали люди дождик:

Дождик, дождик поливай –

Будет хлеб каравай,

Будут булки, будут сушки,

Будут вкусные ватрушки.

- Но русский народ не только пел заклички про хлеб, но и сложили много пословиц о хлебе.

- А вы знаете пословицы о хлебе? (Хлеб всему голова. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба. Какова земля, таков и хлеб. Земелька черная, а хлебец белый родит.)

- Молодцы! Ну что ж, выросли пшеница и рожь, и пришла пора урожай убирать. В старину это делали так. Брали мужчины в руки косы, а женщины серпы и шли в поле. Я принесла на занятие картинку серпа, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колосья и собирали их в снопы. Но колосья надо было еще обмолотить, т.к. вынуть из колосьев зерна, а для этого люди брали цеп – ручное орудие для молотьбы – и били им по колоскам.

Затем зерно просеивали и везли на мельницу,  там мололи, и получалась мука, а из нее, мы знаем, готовили много вкусного, а самое главное – хлеб. На Руси хлеб назвали – каравай.

В конце занятия, воспитатель предлагает попить чай с вкусными булочками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»Программное содержание:-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-Расширить...

Открытое занятие в подготовительной группе «Хлеб - всему голова»

Цель: Совершенствовать знания детей о значимости хлеба.Задачи: - Совершенствовать знания о хлебе;формировать знания о том, как получается мука;- познакомить с разнообразием хлебобулочны...

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»

Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его...

Конспект итогового занятия для подготовительной группы «Хлеб - всему голова»

Выбрав эту тему, думаем, что сможем привить детям бережное отношение и  любовь к хлебу. Чем больше дети будут знать о нем, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»

-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;-Дать п...

Конспект занятия в подготовительной группе "Хлеб- всему голова!"

Конспект занятия в подготовительной группе «Хлеб – всему голова!»Программное содержание:-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;-Расширить...