КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Генова Галина Алексеевна

«Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genova.odt207.6 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда

центр развития ребенка - детский сад № 2

236010, г. Калининград, ул. Менделеева,18

Тел./факс: 8 (4012) 96-20-01; 92-83-91

сайт: детскийсад.2рф; адрес электронной почты: madouds002@eduklgd.ru 

Консультация для педагогов

«Роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребенка дошкольного возраста»

                                           Подготовила:

 Воспитатель Генова Г.А.

Калининград, 2018г.

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2016/03/21/1005764214.jpg?itok=sQRapBIS

Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребёнком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

При правильной, целенаправленной и систематичной познавательной деятельности у ребенка будут успешно формироваться все личностные черты, которые станут влиять на их познавательное развитие, являющееся одним из важнейших направлений в работе с дошкольниками.

Каждый ребенок уже при рождении имеет направленность к познаниям. Познавательное развитие детей в ДОУ позволяет маленькому человеку адаптироваться по жизни. Со временем стремление познавать у малыша перерождается в активный процесс познания.

Она считается внутренней готовностью ребенка к познавательной деятельности, проявляющаяся в выполнении дошкольником определенных поисково-исследовательских заданий, нацеленных на приобретение разного вида и рода впечатлений об объектах живой и неживой природы, окружающих малыша. Благодаря познавательной активности в дошкольном детстве зарождаются первичные образы, формируются представления малыша о мире вокруг.

Представления и образ мира формируются в три этапа:

  • Сначала происходит становление познавательных процессов. Их мы также называем психическими - память, внимание, мышление, воображение и восприятие.
  • Далее приобретается навык собирать и обрабатывать информацию на пути к познанию.
  • И, наконец, формируется познавательное отношение ребенка к миру. Развиваются его эмоциональные реакции через исследование определенных объектов, явлений и событий.

Все этапы тесно взаимосвязаны.

В результате познавательное развитие детей в ДОУ осуществляется поэтапно. Обратившись к работам А.В. Запорожца, мы отмечаем, что на первых этапах познавательные задачи дошкольников включаются в игровую и практическую деятельность детей. Разрешаются такие задачи время от времени, не систематически и не целенаправленно. Поэтому они и не влияют на развитие мышления ребенка. Затем начинается становление интеллектуальной деятельности.

 И вот тогда у дошкольника появляется познавательная мотивация. Теперь у ребенка начинают проявляться рассуждения. Об этом писала Е.А. Коссаковская, результаты исследования которой показали, что интеллектуальные умения дошкольника развиваются в процессе решения различных головоломок, интеллектуальных операций разного вида.

Автор сформулировала вывод о том, что в конце дошкольного детства интерес к играм с головоломками у детей пропадает, но возникает мотив к решению более трудных задач.

Лучшим методом экспериментирования в ДОУ является экспериментирование. Экспериментом называют опыт или пробу, направленные на приобретение каких-то знаний. Эксперимент определенным образом воздействует на процесс исследования и предполагает осуществление действий для проверки каких-то гипотез или предположений.

Развивая способности дошкольников к экспериментированию педагоги демонстрируют различные опыты, организуют наблюдения детей за различными явлениями. Некоторые наблюдения дети осуществляют самостоятельно. Это могут быть пробы с посевами. Очень нравится ребятишкам видеть, как из малюсенького семечка вырастает красивое растение. Им еще не совсем понятен такой процесс, но постепенный рост всходов приводит дошкольников в восторг.

Уголок природы в группе оснащен разными баночками, ванночками с высаженными семенами. Иногда дошколята сами активно участвуют в процессе посева семян. А потом ждут свои растеньица, наблюдают за их ростом, поливают, ухаживают за ними. В таком случае экспериментальное наблюдение имеет взаимосвязь с трудовой обязанностью дошкольников.

Знания, приобретаемые через познавательное развитие детей в ДОУ и проведение экспериментов, нацелены на развитие интеллекта, познавательного интереса. Когда дети принимают участие в конкретном опыте или эксперименте, их знания становятся значительно глубже и надежнее.

Какие достоинства у метода экспериментирования в детском саду?

Во-первых, у детей формируются первичные представления о разных объектах.

Обогащается память ребенка, развиваются мыслительные процессы.

Идет речевое развитие ребенка, ведь он учится делать выводы, получая результаты опытов.

Формируются умственные или интеллектуальные умения.

Осуществляется процесс становления самостоятельных навыков у детей.

Обогащается эмоциональная сфера, улучшаются творческие способности, усложняются трудовые навыки.

Классификация принципов экспериментирования:

Характер объектов. К данному принципу относят опыты, которые можно проводить с саженцами, животными, с различными объектами неживой природы.

Место осуществления опыта. В групповой комнате, на огороде, в лесном массиве и т.д.

Число участников. Можно провести опыт с одним ребенком, или включить в него несколько дошкольников, или даже организовать эксперимент с детьми всей группы.

Причина организации опыта. Случайный эксперимент, плановый и т.п.

Продолжительность эксперимента или опыта. Кратковременный (от 5 до 15 минут), продолжительные (свыше 5 минут).

Характер познавательной активности. Иллюстративный опыт, если дети знают, чем закончится опыт; поисковый, если дети не догадываются о предстоящем результате опыта.

Структура и развитие детского эксперимента включает следующее:

  • Сначала дети формируют проблему, которую нужно разрешить в ходе эксперимента.
  • Потом следует поставить цель для его достижения или осуществления.
  • Выдвинуть гипотезу для предполагаемых результатов решения проблемы.
  • Собрать данные для эксперимента, проверить выдвинутую гипотезу или предположение.
  • Проанализировать результаты экспериментального исследования.
  • Сформировать вывод.

 Детское экспериментирование проходит при определенных педагогических условиях. Рассмотрим их кратко. Педагог при проведении детского экспериментирования сам должен быть увлечен экспериментом, получать удовольствие не меньшее, чем у дошкольников. Это эмоционально передается всем детям, как участникам экспериментирования. Ребенок, видя положительный настрой взрослого, сам увлекается и испытывает удовольствие от опыта.

Для проявления познавательной активности в ходе проведения эксперимента педагог стимулирует любознательность детей, используя различные материалы, вызывающие интерес и удивление дошкольников.

Взрослый передает инициативу детям. Очень хорошо, когда дети заинтересованы, но чтобы они сами приняли участие в проведении эксперимента их необходимо к этому подтолкнуть, показать пример, показать, что они сами могут проводить несложные опыты.

Когда дети приступают к эксперименту, нужно их поддержать, помочь детям осуществить замыслы. Если что-то сделано неправильно, помочь найти ошибки, исправить их, преодолеть возникающие трудности. Не нужно настаивать продолжать эксперимент, если ребенок вдруг остановил опыт, можно предложить закончить уже начатое. Как правило, дети соглашаются довести дело до конца.

 Мотивируя познавательное развитие детей в ДОУ через экспериментальную деятельность детей, взрослый использует необычные объекты, выдает необходимость проведения опыта как некий сюрприз или тайну. При этом у детей всегда есть выбор для организации опыта. Сначала дошкольники проводят исследования в специально организованных видах деятельности при непосредственным руководстве педагога.

Потом опытные материалы и оборудование становятся частью оформления группового пространства, дети постоянно их видят. У них возникает любопытство, и дошкольники начинают понемногу самостоятельно исследовать. Но есть одно требование к объектам исследования и экспериментирования. Их безопасность для жизни дошкольников. То есть это не будут острые или горячие предметы. При обращении с предметами экспериментов дошкольники не должны получить увечья или раны.

Познавательное развитие детей в ДОУ в экспериментальной деятельности

Детское познавательное экспериментирование нельзя продолжать, если ребенок к нему не готов, не проявляет желания им заниматься.

Запрещено устанавливать продолжительный регламент организации опыта. Дошкольник должен заниматься им с удовольствием. Если ребенок сильно заинтересовался, не разрешается прерывать эксперимент.

Не нужно строго следовать плану, который заранее намечен. Можно детям самим изменять условия эксперимента. Главное, чтобы была достигнута цель, а каким образом ребенок придет к ней, это не так важно для проведения эксперимента. Тогда дошкольник будет чувствовать свою значимость в экспериментальной деятельности, будет осуществляться быстрое развитие его мышления и самостоятельности. Это будет его увлекать, и поспособствует умственному и познавательному развитию малыша.

Конечно же, дети не могут заниматься какой-либо деятельностью молча. Они всегда разговаривают увлеченно, возможно громко. Не следует заставлять детей прекратить разговоры. Пусть они беседуют в ходе эксперимента, делятся своими впечатлениями и замыслами. Просто нужно следить, чтобы при этом дети не нарушали дисциплину.

Если ребенок допустил ошибку, не нужно требовать немедленно ее исправить, можно предложить ребенку пофантазировать, чем может закончиться эксперимент, если ее не исправить.

Всегда нужно помнить о правилах безопасности во время организации эксперимента. Когда дети увлечены, они часто забывают соблюдать личную безопасность. Поэтому воспитатель обязан следить за безопасностью дошкольников, когда проводит экспериментальную деятельность дошкольников.

Познавательное развитие детей в ДОУ и экспериментирование (старший, подготовительный возраст)

 В старших группах дети научены задавать вопросы, у них наблюдается развитие самостоятельной деятельности в плане постановки вопросов.

Дети старшей группы выслушивают педагога, выполняют задания, получают следующие, могут сами следить за проведением опыта. Однако, надо всегда напоминать детям, чтобы при самостоятельном экспериментировании они были очень внимательны, делали все аккуратно, чтобы опыт проходил в безопасной атмосфере. Старшие дошкольники учатся экспериментированию, самостоятельно анализируют полученные в процессе опыта результаты, формулируют выводы. Учатся подробно рассказывать об увиденном в ходе эксперимента.

Когда дети переходят в подготовительную группу, они знакомятся с окружающим миром, как наиболее успешным приемом развития процесса мышления. Именно в результате эксперимента объединяются все виды детской деятельности. У дошкольников развиваются наблюдательность, познавательные умения. Они учатся изобретать при использовании принятия нестандартных решений. Трудные ситуации способствуют становлению творческой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....