ООД для детей старшей группы Ай да, Масленица!
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Братенкова Марина Михайловна

ООД для детей старшей группы

Ай да, Масленица!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon maslenitsa_1_2.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ООД для детей старшей группы

Ай да, Масленица!

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие,   социально-коммуникативное развитие.

Цель: продолжать расширять знания детей о Масленице, как о русском народном празднике.

Задачи:

образовательные

*формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы

* закрепить последовательность дней масленичной недели, традиционных развлечениях в эти дни

* расширять и активизировать словарь: заигрыш, лакомка, разгул, посиделки, прощённое воскресенье

развивающие

*развивать логическое мышление, память

*развивать речь, познавательную активность

воспитательные

*воспитывать у детей  любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа  

*воспитывать интерес к русскому фольклору

*воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности

Материалы: мнемокартинки  « Дни Масленицы», ТСО (ноутбук, проектор, магнитофон, диски), музыкальные инструменты (колокольчики, трещотки, ложки, маракасы),  чучело Масленицы, обруч гимнастический, шпажки, чёрные треугольники (имитация угля), блины, пазлы, картузы, платки,   красные  ленточки.

Содержание организованной деятельности детей

Педагог и дети настраиваются на общение (берутся за руки и встают в круг).

«Мы хотим всё знать!

Мы хотим играть!

Мы хотим творить!

Вместе веселее жить!!!»

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня необычная гостья. Зовут её Гита. Она приехала в нашу страну, чтобы побольше узнать о культуре русского народа. Вы знаете, что совсем недавно, мы  праздновали Масленицу и Гита очень хотела попасть на этот праздник. Но, к сожалению, она опоздала. Гита очень расстроилась и попросила нас рассказать ей об этом празднике.

Ребята, вы согласны рассказать нашей гостье о Масленице? Ответы детей.

Воспитатель: «Я к вам  сегодня пришла и сюрприз принесла. Это неживое существо. Оно сделано для праздника. Напоминает куклу. Догадайтесь, что это?»    

Ответы детей. Масленица.

-Вы правы.  Чучело - это прощальный образ зимы.

Воспитатель:

Здравствуй, Масленица, дорогая!

Наша гостьюшка годовая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных.

Вот такие песни распевали и делали соломенное чучело, а потом ходили с ним по деревне.

Ну, а чего нашей гостьюшке не хватает?

Ответы детей. Ленточек.

Воспитатель:   Ленты цветные возьмите, на рукава повяжите! Но прежде чем ленту привязать, надо пословицу про масленицу сказать.

Дети наряжают Масленицу.

Воспитатель:  Вот какая получилась красавица! И я к вам в гости собиралась и красиво наряжалась! Вы должны мне быть под стать. Молодчики, айда - картузы надевать. Девицы красные, разбирайте платки разноцветные! Да и пустимся в пляс сейчас!

Дети с педагогом пляшут под русскую народную мелодию.

Воспитатель: Поплясали от души. Ай да, умнички!  А что вы знаете о  празднике Масленица? Почему его так назвали? Ответы детей.

 -Мы сейчас с вами всё узнаем об этом празднике. Смотрите на волшебный экран.

Показ слайдов презентации «Масленица». Воспитатель комментирует изображение вместе с детьми.

(Масленица - это самый древний, самый любимый в народе праздник. Его отмечают в конце зимы - начале весны. Зима в России долгая, суровая, снежная. Поэтому  и старые, и молодые радуются ярким солнечным лучам, ясному небу, звонкому чириканью шустрых воробьёв. Масленицу в народе как только не величают! И широкая, и весёлая, и объедуха, и разгульная, и раздольная. Масличные гуляния продолжаются целую неделю. Каждый день недели имеет свое название.

Начинается Масленица в понедельник и называется - «Встреча».

Понедельник - встреча Масленицы, наряжали куклу-чучело. Масленицу делали из соломы и наряжали в женскую одежду. Куклу устанавливали в сани, до самой пятницы она стояла на самой высокой горе. С утра дети и молодёжь выходили на улицу и начинали строить снежные горы, лепили снежных баб.    

Воспитатель:

«Здравствуй, Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая!

-Давайте мы тоже встретим Масленицу ласковыми словами, очень приветливо (дети говорят Масленице разные добрые, приветливые слова)

Какой день недели следует за понедельником?   Ответы детей

«Второй день - вторник - звался «Заигрыш». С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые. Звали родных и знакомых «У нас горы готовы и блины испечены. Просим жаловать»

А давайте - ка с вами поводим хоровод  (хоровод «Ой, бежит ручьём вода»)

Ой, бежит ручьём вода –
Нету снега, нету льда.
Ой, вода! Ой, вода!
Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли
И соловушки малы.
Журавли, журавли
И соловушки малы.

Мы весняночку поём.
Весну красную зовём.
Ой, поём! Ой, поём!
Весну красную зовём.

Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами.

Блины считаются одним из самых любимых русских блюд.  Блины готовили в печи на чугунных сковородках, смазанных маслом. Блины получались легкими, пористыми, пухлыми.

Во время Масленицы народ ел блины с утра до вечера. На улицах с лотков продавались сдобные дрожжевые блины, в трактирах блины подавались с грибами, селедкой, икрой, сметаной, медом, вареньем.

А знаете ли вы, что по традиции блины надо есть только руками. Если проткнешь вилкой блин или разрежешь ножом – накличешь беду, так как блин – это солнце. С тех пор и осталось это правило – брать блины руками, допускается их сворачивать, скручивать, рвать, но руками.

Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно.

-У масленицы герой один. Круглый, вкусный и зовут его ......

-А вы с чем любите блины есть?

-Какие продукты нужны для блинов? Ответы детей.

-И мы с вами полакомимся (подаются мелкие кусочки блина на шпажках)

-Блинцы, блинчики, блины как колёса у Весны (давайте повторим) Как вы понимаете смысл этой пословицы? Ответы детей.

Четверг-разгул; строили снежные крепости, города, играли в снежки, брали крепости с «боем», это самый весёлый день Масленицы. С этого дня праздник разворачивается во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам. А какие забавы проходили вы узнаете, когда соберёте картинку.

Дети собирают  картину  под «Камаринскую» из пазлов на тему «забавы на масленицу» и говорят, что на ней изображено.

Пятница, суббота -  Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, танцуют. Это был самый весёлый, озорной день недели. Молодёжь наряжается, и поёт задорные озорные частушки под гармонь.  

- Ребята, как вы думаете, почему песни называются частушками? (маленькие, частые)

Воспитатель: Кто- то блинчики съедает, кто - то много так болтает, кто - то чай тут распивает, кто-то песни распевает.

Дети исполняют частушки.

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот!

Открывайте шире рот!

Блин с вареньем, блин с икрою!

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришел!

На душе так хорошо!

 

Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Всё друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

На санях с высоких горок

Девочки катаются,

Ну а мальчики обжоры

Животами маются.

Седьмой и последний день Масленицы – «Прощёное воскресенье»

Сжигали чучело (которое держало в руке блин, как символ зимы, которая закончилась.

Сжигая Масленицу, приговаривали:

- Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травки зеленели

Небеса синели и колосья зрели

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

А пепел развевали над полями – «на богатый урожай».

Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой.

- Мы с вами тоже - самое проделаем (обруч используется в качестве костра, чёрные треугольники – угли). Дети вместе с педагогом встают вокруг чучела, держатся за руки и поют:

Как на масленой неделе

Птицы по небу летели.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Птицы по небу летали.

Зиму, вьюгу прогоняли.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

А за ними детвора

 Убегала со двора.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Раздувайся фитилёк, разгорайся огонёк.

Дети «сжигают» чучело, имитирую поджог с помощью красных  султанчиков, бросая при этом «угольки» в костёр.

Воспитатель: «Ребята, проводить Масленицу нужно задорно, весело и шумно! Давайте поиграем, пошумим, позвеним от души. А помогут нам в этом музыкальные инструменты. Красны девицы, подходите, инструменты вы берите. Ну, теперь и молодцы спешите».

Далее исполняется игровая импровизация типа шумового оркестра под музыкальное сопровождение.

Воспитатель: «Не всё коту масленица. Всё заканчивается в своё время. Благодарна вам я за весёлые забавы, пляски удалые, слова разумные. Что запомнилось, сказывайте, не робейте». Ответы детей. И Гита благодарна вам за то, что вы рассказали ей о таком замечательном русском празднике – о Масленице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения «Веселая масленица (совместного с родителями детей старшей группы )

Сценарий предназначен для воспитателей детских садов, которые организуют родительские клубы и работают по теме ознакомления детей с русской народной культурой. . Использованы игры, конкурсы, загадки, ...

Сценарий Масленицы для детей старшей группы детского сада.

Цели:  продолжить знакомить детей с народными праздниками; обогащать знания детей о русском народном творчестве; дать детям возможность почувствовать радость от праздника....

Конспект НОД для детей старшей группы «Госпожа Масленица».

Конспект НОД  для детей старшей группы «Госпожа Масленица»....

"Масленица." Праздничное представление для детей старшей группы.

Праздничное представление проводится взрослями (Скоморохом, Петрушкой, Зимой и Весной) для детй  с целью познакомить с последним зимним праздником Масленицей, с её обычаями. Масленица - один из с...

Сценарий развлечения для детей старшей группы "Масленица на Кубани"

Сценарий развлечения для детей старшей группы "Масленица на Кубани"...

Беседа-развлечение для детей старшей групп на тему: «Масленица краса»

Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям....

Конспект тематического развлечения для детей старшей группы компенсирующей направленности «Масленица-забавница»

Данное развленчение ориентировано на детей старшего дошкольного возрвста и составлено для проведения на Масленичной недел.Цель: расширить и закрепить знания детей о народном празднике «Масленица...