«Пространство-профи» - культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»
статья по окружающему миру на тему

Данная статья содержит информацию о новых подходах к организации деятельности по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в рамках реализации культурной практики «Пространство-Профи» в совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей, посредством организации настольных сюжетно-дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostranstvo-profi.docx31.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Пространство-профи» - культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»

 

                                            «Игра – это огромное светлое окно,

                                                          через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

                                     понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский

Современные дети – это дети информационного века, цифровых технологий, стремительных открытий. Эти дети хорошо информированы, у них повышенная потребность к восприятию нового.  Сравнивая  дошкольника наших дней со сверстником прошлого десятилетия, становятся очевидным различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. И педагогически не целесообразно в воспитании и обучении современного ребёнка применять только лишь традиционные подходы и методы. Требуются новые подходы в воспитании и образовании. 

В контексте ФГОС  дошкольного образования один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования у детей положительного отношения к труду и их ранней профориентации. В связи с этим допрофессиональное самоопределение и ранняя профориентация становится важным направлением работы образовательных учреждений, оставаясь на данный момент малоизученным в психологии и дошкольной педагогике.

Профориентацию, как актуальное направление развития дошкольников в свете требований ФГОС ДО, эффективно строить в формате культурных практик, обеспечивающих условия для приобретения, повторения, применения культурного опыта, позволяющих создать организованное пространство образовательной деятельности детей и взрослых.

В данном контексте идея создания культурной практики «Пространство-Профи», направлением которой является ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста приобретает особое значение.

Принципиально новым подходом к организации деятельности в рамках реализации культурной практики «Пространство-Профи» является форма организации - Настолок-студия, в которой работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, посредством организации разработанных нами настольных сюжетно-дидактических игр с применением соответствующих аксессуаров.

Основная идея разработки - это создание условий для осознания детьми социальной значимости профессии через решение проблемных ситуаций, заложенных в игровом сюжетно-дидактическом пространстве. Данным условием должна стать совершенно новая разработка сюжетно-дидактической игры координально отличающаяся от классической дидактической игры.

Цель деятельности: разработка и апробация настольных сюжетно-дидактических игр, направленных на обеспечение ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

Основные задачи:

1. Актуализировать представления, эмоциональное отношение ребенка к миру профессий.

2.      Формировать способность к сознательному и активному присвоению нового социального опыта.

3. Развивать инициативность, самостоятельность, организованность.

Как известно, дидактическая игра профессиональной направленности в традиционном варианте дает возможность ребенку применить уже имеющиеся у него знания о представителях той или иной профессии, их действиях, орудиях и предметах труда. Разработанная нами настольная сюжетно-дидактическая игра исходит из проблемных полей, объединенных одной сюжетной линией и ставит ребенка перед необходимостью, осуществив анализ ситуации, найти решение проблемы с привлечением представителя необходимой в данном конкретном случае профессии. В данном контексте на первый план выходит социальная значимость профессии: ребенок получает возможность «прожить» профессию в ходе решения смоделированных проблемных ситуаций.

Например, в игре «Путешествие по городу»:

Сюжет – дорога города.

Проблемные поля: «Авария», «Не работающий светофор», «Закончилось топливо», «Пожар на АЗС».

Игровое действие – решение смоделированных проблем с помощью подбора людей соответствующих профессий. Так, в ситуации с аварией проблему решит инспектор ГИБДД, исправить ситуацию с неработающим светофором поможет дорожный рабочий, оператор АЗС поможет решить проблему нехватки топлива, сотрудник МЧС потушит пожар.

Тем самым, сюжетно-дидактическая игра создает условия для расширения зоны интересов ребенка, посредством анализа и решения смоделированных проблемных социальных ситуаций.

Еще одной отличительной особенностью организации настольных сюжетно-дидактических игр в рамках «Настолок – студии»  является наличие игротехника в лице ребенка, одного из участников игровой деятельности, который выполняет организационную, контролирующую и аналитическую функции. Введение роли игротехника позволяет решать задачи формирования у ребенка навыка организации и осуществления руководства игрой, умения в дальнейшем переносить данный навык на другие виды деятельности. Аналитическая функция включает в себя - рефлексивный анализ:

  • действий игроков;
  • собственных действий;
  • всего хода игрового процесса.

Общие методические подходы к организации деятельности в рамках культурной практики «Пространство-Профи» посредством Настолок-студии

Планирование в дошкольных образовательных учреждениях носит комплексно-тематический характер. Работа в рамках реализации культурной практики «Пространство-Профи» так же осуществляется согласно тематическому планированию. Тема недели  определяет ряд проблемных полей и подбор профессий, являясь основой содержания сюжетно-дидактической игры.

Таким образом, сюжетно-дидактическая игра и ее освоение может являться своего рода итоговым мероприятием по результатам прохождения темы недели.

Работа в рамках реализации культурной практики «Пространство Профи» осуществляется по следующим направлениям: 

1. Предварительная работа с детьми в рамках прохождения темы недели. Данное направление  представляет собой предварительную работу в рамках прохождения темы недели и включает в себя реализацию содержания по теме недели в ходе разных видов детской деятельности. В процессе данного этапа работы происходит получение, накопление, систематизация знаний о профессиях, трудовых действиях, орудиях и предметах труда.

2. Взаимодействие педагога и детей по освоению игры, подготовка детей к роли игротехника. Данное направление включает в себя взаимодействие педагога и детей по освоению настольной сюжетно-дидактической игры в рамках деятельности по подготовке к роли игротехника.

Данная работа включает в себя формирование у детей (потенциальных игротехников) следующих умений:

  • назвать игру;
  • знакомить с компонентами игры (игровое поле, мини-карточки и т.д.);
  • знакомить с целями, к которым стремятся играющие;
  • объяснить правила игры;
  • осуществлять контроль правильности действий игроков и всего хода игрового процесса, используя контрольные карты;
  • подвести итог.

3. Взаимодействие детей в рамках «Настолок-студии», которое включает в себя само проведение сюжетно-дидактической игры под руководством игротехника. Этапы данного процесса следующие: 

  1. размещение игрового поля и стимульного материала на столе;
  2. распределение ролей (в случае необходимости объектов и пр.);
  3. постановка проблем;
  4. игровые действия;
  5. подведение итогов игры (рефлексия).

Итак, форма организации детской деятельности - Настолок-студия в рамках реализации культурной практики «Пространство-Профи»  оптимально сочетает элементы игры и проблемного обучения, дает педагогу возможность создать условия не только для применения ребенком уже имеющихся знаний, но и для удовлетворения естественной потребности в самостоятельном их применении оказавшись перед необходимостью найти выход из проблемной ситуации. Данный подход способствует активизации интереса детей к миру профессий, систематизации представлений и успешной социализации каждого ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Отчет о работе МКДОУ д/сад села Новогромово в выборе будущей профессии детьми старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»

Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....

Выступление на районном семинаре «Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в вопросах ранней профориентации детей дошкольного возраста» «Встреча с интересными людьми», апрель 2019г.

Опыт работы педагогов МКДОУ "Д/с № 30"  "Встреча с интересными людьми" представлен на районном семинаре  для зам.зав. по УВР, 24.04.2019...

Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Детям о профессиях лесного хозяйства»

Проект по ранней профориентации   «Детям о профессиях лесного хозяйства»  предназначен для работы с детьми....

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов).

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов)....

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА ПРОФЕССИЙ» (для старшего дошкольного возраста)

КВЕСТ – ИГРА ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА  ПРОФЕССИЙ»(для старшего дошкольного возраста) Цель: Формирование представление детей о пр...