Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста
консультация
Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста (использование фототехники, квест-игра, создание макетов идр.).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста
(использование фототехники, квест – игра, создание макетов и др.)
Культурные практики представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми.
Экспериментальная деятельность дошкольников, как культурная практика представляет собой интегративное явление, обеспечивающее удовлетворение актуальных запросов ребенка и общества за счет ориентации на потенциальные возможности и интересы дошкольников. Эта деятельность, как образовательная технология, шагает в ногу со временем, ориентирована на реализацию современного подхода в дошкольном образовании.
К культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, можно отнести все разнообразие исследовательских действий, а именно:
- Использование фототехники при проведении наблюдений;
- Организация взаимодействия с использованием игровой технологии «Квест»;
- Создание макетов в процессе ознакомления с окружающим миром;
- Развивающие возможности технологии «Лепбук»;
- Создание MIMIO- проектов для организации деятельности детей по экспериментированию;
- Познавательно-исследовательская деятельность в семье (опыты, эксперименты, коллекционирование, путешествие по карте…).
Квест-игра.
Квест–игра уникальная форма работы с детьми. Ее можно использовать как на этапе ознакомления с новым материалом, так и на этапе закрепления или подведения итога.
В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы
обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении
поставленных игровых задач можно узнать много нового.
В зависимости от сюжета и пространства реализации
игры, квесты можно разделить на три группы:
- Линейные. Квест представляет собой движение по цепочке –
выполнив одно задание, игроки получают следующее. Игра развивается
таким образом до тех пор, пока не будет пройден весь маршрут. - Штурмовые. Участники получают задание и перечень мест с
подсказками, самостоятельно выбирая способы решения поставленных задач. - Кольцевые. Линейный квест заключенный в круг, то есть игра
начинается и заканчивается в одной и той же точке.
Для успешной реализации квест-игры необходимо придерживаться следующих принципов:
1. Доступность (задания не должны быть слишком сложными).
2. Системность (этапы прохождения игры должны иметь логическую
связь).
3. Эмоциональная насыщенность (задания должны увлекать, вызывать
интерес и желание действовать).
4. Ограниченность во времени (на выполнение заданий дается
определенно время).
5. Разнообразность (выполнение заданий предполагает использование
различных видов деятельности).
6. Безопасность (игра должна быть безопасной для жизни,
психического и физического здоровья ребенка).
7. Соответствие возрасту.
8. Наличие ощутимого конечного результата и рефлексии.
Условия для проведения квест–игры могут быть различными:
отдельное помещение (группа, музыкальный зал), здание всего детского сада,
уличная веранда, территория детского сада, спортивная площадка.
Использование фототехники.
Современная культурная практика фототехника как способ фиксации
наблюдений делает процесс наблюдения и исследования наглядным, развивает речь, учить сравнению, обобщению и анализу. Дети с большим удовольствием участвуют в исследовательской деятельности, но 6-7 летнему ребенку трудно запомнить большой объем новой информации, который накапливается при выполнении исследовательской работы или длительных наблюдений. Зарисовать результаты работы тоже не всегда получается, а использовать цифровые ресурсы при проведении наблюдений и исследовательской деятельности в условиях детского сада и семьи стало хорошим способом зафиксировать увиденное. Способ фотофиксации наблюдений, хода и результатов исследовательской работы опирается на наглядно-образное мышление, характерное для старших дошкольников.
Использование фототехники делает процесс наблюдения и исследования наглядным, вызывает у детей повышенный интерес и положительные эмоции, способствует развитию речи дошкольника, памяти, ведь по фотографии можно вспомнить, как это было. По фотографиям ребенок учится сравнивать, анализировать, обобщать. Так же способ фотофиксации дает возможность представить результаты совместной работы, как детям, так и родителям, коллегам.
Лепбук.
Лэпбук – это новейший способ организации учебной деятельности с дошкольниками. Лэпбук – это творчество, фантазия и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности взрослого и ребенка. Лэпбук – это превосходный способ для закрепления учебного материала. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Макет.
Типы макетов:
- Макеты-модели – уменьшенные целостные объекты.
- Макеты-карты – большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте цветом выделяются дороги, площадки зданий.
- Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами: деревьями, домиком, изгородью).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)
Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...
«Пространство-профи» - культурная практика ранней профориентации детей дошкольного возраста»
Данная статья содержит информацию о новых подходах к организации деятельности по ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста в рамках реализации культурной практики «Пространст...

Выступление на тему: "Современные технологии и практики музыкального развития детей дошкольного возраста"
Новые подходы к музыкальному образованию требуют использования новых, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей....
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов).
Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов)....

Доклад "Макетирование, как культурная практика в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
Доклад предназначен для педагогов, родителей и студентов педагогических заведений...

Опыт работы "Утренний круг как культурная практика успешной социализации детей дошкольного возраста"
Утренний круг - это режимный момент, а также, форма организации образовательного процесса совместной деятельности взрослых и детей.Цель: «задать тон» всему дню, то есть создать положи...
