Доклад "Макетирование, как культурная практика в познавательном развитии детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру

Слепнёва Татьяна Петровна

Доклад предназначен для педагогов, родителей и студентов педагогических заведений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

 

Доклад на тему: «Макетирование, как культурная практика

в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Слайд 2. В современном мире, который не стоит на месте, наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях, педагогам необходимо использовать и различные современные технологии, культурные практики, чтобы завлечь ребёнка.

Одной из эффективной культурной практики, открывающей новые возможности воспитания и обучения, при решении задач по познавательному развитию дошкольников является -  макетирование.

В контексте дошкольного образования макетирование, как культурная практика, представляет собой важный инструмент, способствующий познавательному развитию детей.

Сегодня мы рассмотрим, как макетирование влияет на когнитивные, социальные и эмоциональные аспекты развития детей.

Слайд 3.В первую очередь следует отметить, что макетирование позволяет реализовать принципы, утвержденные ФГОС ДО, особенностью которого  является системно – деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка:

• индивидуализация дошкольного образования;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• партнерство с семьей.

Такой подход можно реализовать в образовательной среде с макетами, так как они позволяют ребенку думать, фантазировать и действовать, играть, особенно это замечается в разновозрастной группе.

Слайд 4.Макетирование, как культурная практика в нашей разновозрастной группе позволила нам решить многие образовательные задачи с детьми разного возраста.

Цель: Обеспечение успешного освоения детьми знаний об особенностях объектов и окружающей действительности, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Задачи:

  • Развитие устойчивого интереса к объектам и явлениям окружающего мира.
  • Активизация творческих возможностей.
  • Развитие детской впечатлительности, фантазии, инициативы и творчества.
  • Развитие монологической и связной речи,
  • Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации)
  • Обеспечение предметно-развивающей среды

Слайд 5. Макет – это уменьшенная модель предметов, объектов.

Макетирование – это не просто создание моделей, но и способ работы с пространственными и материальными объектами, который включает в себя проектирование, конструирование и представление. Оно может быть использовано для создания макетов домов, улиц, природных ландшафтов, конкретных объектов и даже солнечной системы.

Слайд 6. Значение макетирования в познавательном развитии:

  • Когнитивное развитие: Макетирование способствует развитию пространственного мышления, воображения и творческих способностей. Дети учатся анализировать, сравнивать, систематизировать информацию, что является основой для дальнейшего обучения. (Например: при создании макета «Лесные жители готовятся к зиме, я детям дала животных, которые не обитают в лесах, разных цветом и им представилась возможность выбрать нужного животного.)
  • Слайд 7.Социальное развитие: Совместная работа над макетами развивает коммуникативные навыки, учит детей работать в команде, делиться идеями и принимать решения. Это способствует формированию умений сотрудничать и уважать мнение других. (Например: дети старшего возраста брали в помощники детей младшего возраста)
  • Слайд 8. Эмоциональное развитие: Процесс создания макетов приносит радость и удовлетворение, помогает детям выражать свои чувства и переживания. Успех в создании модели способствует повышению самооценки и уверенности в своих силах. (Например: дети получают к празднику домашнее задание – сделать с родителями макет на заданную тему, вовлечение родителей в процесс изготовления макета вызывает массу эмоций у детей, а в дальнейшем и представление его сверстникам

Слайд 9. Для изучения классификации макетирования, следует прибегнуть к практике отечественных педагогов. В отечественной педагогике более глубокую классификацию  макетирования дала Надежда  Александровна Короткова- кандидат психологических наук, условно поделив макеты на два типа модели и карты.

Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. Например, «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).

Слайд 10. Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).

Слайд 11. Универсальный макет — это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом.

Слайд 12. Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница).

Так же Надеждой Александровной выделены следующие виды макетов:

Слайд 13. - напольный (макет имеет более крупные конструкционные объемы);

Слайд 14. - настольный (размер ограничивается размером стола или его части);

Слайд 15. - подиумный (на специальных подставках-подиумах);

Слайд 16. - настенный (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний картина)

Слайд 17. В нашей группе имеются следующие макеты:

  1. Макеты «Климатические зоны», были созданы в заключении изученных тем по ознакомлению с природой, использовали бросовый материал: пенопластовые коробки, камни, песок, обрезки пряжи, картон, бумага, игрушки животных. Задача: закрепление изученного материала, наглядное представление жизни на разных материках.
  2. Слайд 18. Макет «Жизнь диких зверей зимой», был создан с ребятами, чтобы наглядно показать как зимуют дикие звери, использовали бросовый материал.
  3. Слайд 19. Макет «Дом маленькой Сони», создан после ознакомления с окружающим по теме «Мебель», «Такие разные дома», девочки принесли из дома кукольную мебель, распечатали фон комнаты, обсудили, у кого, что стоит в определённой комнате, нашей задачей было закрепить с детьми тему, развитие словаря, создание новой игры для девочек.
  4.  Макет «Пешеходный переход», создан в результате работы по ОБЖ, целью которого стало закрепление правил пешеходного движения. В изготовлении этого макета нам пригодились старые сортеры, картон, блоки от конструктора лего.
  5. Слайд 20-22. Макеты «Вулкан», «Светофор», «Пожарный щит», «Солнечная система», «Скелет динозавра», созданы при совместном участии родителей и детей. Родителям и детям задаётся домашнее задание, по изучению данной темы и представления макета. Так дети самостоятельно изучают информацию, готовятся и выступают с ней перед детьми. Таким образом, мы учим детей добывать знания самостоятельно, развиваем монологическую речь, развиваем детскую инициативу.

Слайд 23. Макетирование является важной культурной практикой, которая помогает детям дошкольного возраста развивать когнитивные, социальные и эмоциональные навыки. Это занятие способствует интеграции знаний и умений, формирует творческое мышление и развивает личностные качества. Внедрение макетирования в образовательный процесс представляет собой эффективный способ подготовки детей к дальнейшему обучению и социализации.

Рекомендации

- Воспитателям и педагогам рекомендуется включать макетирование в ежедневную практику, создавая для детей возможности для творчества и самовыражения.

- Организация выставок и презентаций созданных макетов может способствовать повышению интереса детей и их вовлеченности в образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Инновационный проект«Модель сетевого взаимодействия культурно -образовательного сообщества по развитию детей дошкольного возраста»

Создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как суб...

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста»

Презентация к районному семинару «Система работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста как предпосылка социально-коммуникативного и  познавательного развития...

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст

Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“                             ...

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов).

Консультация для педагогов на тему: «Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста» (использование квест – игр создание макетов)....

Нейропсихологические практики как средство развития детей дошкольного возраста.

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий назад. Причина этого изменения в окружающем мире, как в предметно...

Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста

Культурные практики познавательного развития детей дошкольного возраста (использование фототехники, квест-игра, создание макетов идр.)....