Интегрированное занятие в старшей группе «Мини-музей «Русская изба»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Пискулина Людмила Михайловна

              Цели: познакомить детей с русской избой, со старинными предметами быта.

Задачи:

- расширить знание о культуре и традициях русского народа;

- познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;

- расширить словарный запас детей;

- закрепить знание о русских народных играх, воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры;

- учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы примакивания, рисование концом кисти (точки).

Материалы и оборудование: иллюстрации и загадки о древнерусских предметах быта, русская изба, предметы быта (веретено, чугунок и т. д.), квадрат белой бумаги, краски.

Содержание организационной деятельности детей:

  1. Организационный момент (звучание русской народной мелодии обсуждение стихотворения);
  2. Словарная работа (с показом иллюстраций);
  3. Экскурсия в русскую избу.

Предварительная работа:

Рассказ детям о том, как люди жили в старину, чем занимались, как развлекались.

Рассматривание иллюстраций, беседа, обсуждение.

Чтение про старинные предметы быта.

Чтение пословиц и загадок с последующим обсуждением.                 Например: без хозяйки изба плачет; не красна изба углами, а красна пирогами; умей в гости звать, умей и угощать).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие в старшей группе «Мини-музей «Русская изба»

Цели: познакомить детей с русской избой, со старинными предметами быта.

Задачи:

- расширить знание о культуре и традициях русского народа;

- познакомить с традиционными обычаями зимних посиделок;

- расширить словарный запас детей;

- закрепить знание о русских народных играх, воспитывать умение организовывать самостоятельно народные игры;

- учить детей составлять узор на квадрате, заполняя углы и середину, использовать приемы примакивания, рисование концом кисти (точки).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Материалы и оборудование: иллюстрации и загадки о древнерусских предметах быта, русская изба, предметы быта (веретено, чугунок и т. д.), квадрат белой бумаги, краски.

Содержание организационной деятельности детей:

  1. Организационный момент (звучание русской народной мелодии обсуждение стихотворения);
  2. Словарная работа (с показом иллюстраций);
  3. Экскурсия в русскую избу.

Предварительная работа:

Рассказ детям о том, как люди жили в старину, чем занимались, как развлекались.

Рассматривание иллюстраций, беседа, обсуждение.

Чтение про старинные предметы быта.

Чтение пословиц и загадок с последующим обсуждением.                 Например: без хозяйки изба плачет; не красна изба углами, а красна пирогами; умей в гости звать, умей и угощать).

Ход занятия:

Под русскую народную мелодию заходят дети и воспитатель, дети встают в полукруг, перед ними мольберт с картинками древних предметов быта.

Воспитатель читает стихотворение:

На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир.

Наш досуг порою мелок

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить!

Обсуждение стихотворения с детьми, с показом иллюстраций.

Воспитатель: гости дорогие, проходите, пожалуйста, садитесь рядком да поговорим ладком. Представьте себе, что вы находитесь в русской избе. Посмотрите вокруг. Что занимает большую часть избы?

Дети: печь.

Воспитатель: для чего нужна печь в русской избе?

Дети: чтобы готовить еду, и чтобы было тепло в избе.

Воспитатель: правильно, для того, чтобы приготовить еду и чтобы в избе было тепло. Что нужно сделать с печкой для этого?

Дети: растопить.

Воспитатель: чем топили печь?

Дети: дровами из березы.

Воспитатель: верно, т.к. дрова из берёзы дольше горят.

Дети поочередно рассматриваю предметы старины в избе и рассказывают о них, отвечая на вопросы воспитателя.

Воспитатель: а теперь послушайте загадку:

У печи стоит предмет,

Он тяжёлый спору нет,

Но зато в хозяйстве нужен,

В нём готовить можно ужин. (Чугунок)

Воспитатель: ребята, почему его называют чугунок? Чем чугунок отличается от кастрюли? (ответы детей).

Воспитатель: для того, чтобы поставить чугунок в печь, я беру ухват (описание ухвата).

Игра «Угадай по голосу, кто тебя зовет?»

Дети встают вкруг, один ребенок выбран «медведем» - встает в центр круга. Дети говорят заученные слова и изображают сказанное:

«Медведь, медведь, мы к тебе пришли (идут по кругу),

Мы к тебе пришли, меду принесли (показывают бочонок с мёдом),

Получай-ка свой мёд (отдают мёд),

Угадай по голосу, кто тебя зовёт? (хлопки)

«Медведь» закрывает глаза, воспитатель кладет руку на плечо ребенка, который произносит слово «медведь!», и тот должен угадать по голосу, кто его позвал.

Воспитатель: ребята, что вы еще видите в избе?

Дети: самовар, ложки, прялка, сундук.

Воспитатель: а что же хранили в сундуке? (ответы детей) – показать, что лежит в сундуке.

Воспитатель: верно, ребята. В сундуке лежало бельё и ценные вещи, иногда его даже закрывали на замок.

Воспитатель: вспомните, мы с вами уже говорили о прялке. Кто может рассказать о ней?

Ребенок: прялка служила для ручного изготовления нитей из кудели (шерсть, лён). Прялку делали из клена, осины, березы.

Ребенок: прядением занимались девушки. Прялка с колесом называлась «самопрялка».

Ребенок: из шерстяных нитей вязали носки, варежки. Из овечьей шерсти  валяли валенки.

Воспитатель: молодцы! Где берут шерсть?

Дети: стригут овец, коз.

Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

Чем оно больше вертится,

Тем толще становится. (Веретено).

Воспитатель: веретено – главная вещь у девушек в рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было свое веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для своей любимой девушки.

Воспитатель: ребята, в долгие зимние вечера собирались девушки в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавам, принимались за рукоделие. Песни пели, шутили. Работали раньше день-деньской и даже вечером, когда было уже темно.

Воспитатель: весело поленья трещали в печке. В переднем углу светец ставили, лучину зажигали. Светец – деревянный или железный столбик с рогатиной наверху (называли козой). В рогатину вставляли лучину (сухая щепка из сосны или ели). Рядом ставили посуду с водой, чтобы искры не попадали на пол. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своем будущем.  Словно высокий сказочный цветок стоял светец на изогнутых ножках. Зажгут осиновую лучину – уютно и тепло. Можно шерсть прясть, вязать.

Воспитатель: и так, ребята, чем в старину освещали избы? (ответы детей). Что такое светец? (ответы детей). Как выглядел светец? (ответы детей). Что можно сделать при лучине? (ответы детей).

Воспитатель: а что еще вы заметили в избе?

Дети: колыбелька с младенцем.

Воспитатель: что такое колыбелька?

Дети: это кроватка, которую мастерил отец для своего ребенка.

Воспитатель: ребята, давайте споем колыбельную.

Колыбельная

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Катиных ворот зайки водят хоровод.

Заиньки, заиньки, не пора ли баиньки?

Вам под осинку, Кате на перинку.

Воспитатель: Мама пела колыбельную ребенку, он засыпал, и все начинали заниматься своими делами.

Воспитатель: ребята, у каждой девицы-красавицы был свой платочек. Сейчас мы с вами их украсим.

На белых квадратных листах бумаги дети рисуют узоры с помощью красок.

После экскурсии в русскую избу воспитатель задает вопросы детям:

- Где мы сегодня с вами были?

- Что нового вы узнали?

- Если бы вы жили раньше, чем любили бы заниматься?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка детского проекта в старшей группе "Мини-музей "Русская изба"

5 лет работаю над детскими проектами. Предлагаю вам , коллеги, свою разработку. Может она кому то поможет в работе....

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».

Цель:Познакомить  детей с народной игрушкой – матрёшкой.Задачи:- Знакомство детей с историей матрёшки русской.- Заинтересовать и развить интерес детей к народному творчеству.-Развивать твор...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Путешествие по русской народной сказке».

Конспект интегрированного занятия в старшей группе:«Путешествие по русской народной сказке».Цель: разностороннее, осознанное повторение знаний и умений воспитанников с помощью комбинации в...

Конспект интегрированного занятия в средней группе мини-музей по сказке «Репка».

Сказка «Репка» указывает на взаимоотношения поколений, форм жизни и форм существования. Репка как бы объединяет земное, наземное и подземное.  Репка - это сокровенная мудрость, достоя...

Методические и практические советы проведения экскурсии в мини-музей «Здравствуй, русская изба!» в старшей группе ДОУ

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...

Презентация к занятию в старшей группе на тему "Русская изба"

Виртуальное путешествие в музей русской избы...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Народная игрушка-русская матрёшка».

laquo;Народная игрушка-русская матрёшка» Цель занятия: познакомить детей с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народн...