Главные вкладки

    Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы к школе по теме «Я и моё тело».
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Комиссина Оксана Владимировна

    Актуальность проекта: В настоящие время одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. К сожалению, в нашем обществе здоровый образ жизни не занимает пока первого места. Очень важно дать детям представление о том, что такое человеческий организм. Помочь детям узнать себя и осознать отношение к своему организму. Научить детей беречь и укреплять своё здоровье. Родители должны быть личным примером, демонстрировать здоровый образ жизни.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы к школе по теме «Я и моё тело»

    Актуальность проекта: В настоящие время одной из самых главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. К сожалению, в нашем обществе здоровый образ жизни не занимает пока первого места.

    Очень важно дать детям представление о том, что такое человеческий организм. Помочь детям узнать себя и осознать отношение к своему организму. Научить детей беречь и укреплять своё здоровье. Родители должны быть личным примером, демонстрировать здоровый образ жизни.

    Проблема: Недостаточное знание детей о строении человеческого тела и функциях всего организма.

    Вид проекта: творческо-информационный, исследовательский, познавательный.

    Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

    Цель проекта: Сформировать умение различать части человеческого тела: голова, туловище, конечности. Выделять части туловища.

    Задачи:

    Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме. 

    Воспитывать интерес к себе и окружающим, бережное и уважительное отношение к окружающим людям.

    Продолжать прививать детям культурно-гигиенические навыки.

    Развивать творческие способности дошкольников.

    Вовлекать родителей в образовательный процесс ДОО для закрепления полученных знаний детьми дома.

    Предполагаемый результат:

    В результате проекта, у детей   закрепятся   первичные представления о внутренних органах и их основных функциях (легкие, сердце, желудок, кишечник и др.), их местонахождении, значении.

    Дети будут различать понятия: «часть тела», «орган», «вредные» и «полезные» продукты.

    Этапы работы над проектом:

    Подготовительный этап:

    Подбор научно-популярной литературы, сбор интересной информации.

    Разработка конспектов занятий, организация экскурсий, проведение бесед.

    Разработка консультаций и памяток для детей и родителей.

    Основной этап. Реализация проекта:

    1.ФЦКМ «Я — человек, и из чего состоит тело человека».

    Цель: Пополнить знания детей о том, что такое человек, о работе внутренних органов человека и о том, как надо защищать свой организм, чтобы быть здоровыми. Воспитывать чувство гордости, что ты человек. Вызвать интерес к дальнейшему познанию себя, желание больше узнать о своем организме.

    2. Рисование «Лицо человека».

    Цель: побуждать рисовать крупно во весь лист; упражнять в создании контуров простым карандашом; развивать зрительно-моторную координацию, стимулировать самостоятельность и творчество детей в изобразительной деятельности.

    3. Лепка «Девочка играет в мяч».

    Цель: закреплять умение лепить фигуру человека в движении, передавая форму и пропорции частей тела. Упражнять в использовании разных приемов лепки. 

    4.Рисование «Рисуем человека»

    Цель: Закреплять умение детей графически моделировать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции частей тела на основе схематического способа рисования овалами. Закрепить теоретическую часть.

    5.ФЦКМ «Путешествие в организм человека».

    Цель: закрепить знания о том, что организм человека – единая система, от которой зависит работа всех органов человека. Формировать желание беречь свое и чужое здоровье.

    6. Викторина «Человек и всё о нём»

    Цель: закрепить полученные знания о строении человеческого тела в игровой форме. Закрепить названия частей тела человека. Развивать познавательную активность детей. Способствовать развитию образного мышления, внимания, логики. Развивать умение работать в команде.

    7. Аппликация «Мы разные, но мы похожи»

    Цель: систематизировать и расширить знания о частях тела человека, о половом различии, учить детей называть свою фамилию, имя, отчество, развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей, развивать мелкую моторику пальцев рук через обводку шаблона и работу с ножницами, развивать творческие способности детей.

    Беседы.

    Беседа с детьми «В здоровом теле здоровый дух».

    Цель: формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, дать представление о пользе физкультуры для сохранения здоровья.

    Беседа с детьми «Спорт и люди».

    Цель: учить детей делать простейшие выводы, умозаключения.

    Беседа «Как устроено наше тело?»

    Цель: закрепить знания детей о строении тела человека, функциях органов чувств.

    Беседа с детьми «Мы любим заниматься физкультурой».

     Цель: закрепить понятие о пользе физкультуры и спорта для здоровья человека.

    Беседа с детьми «главное богатство - здоровье».

    Цель: закрепить представление о необходимости беречь свое здоровье.

    Дидактические игры:

    1.«Познакомимся с собой»

    Цель: Сформировать представления детей об основных частях тела человека.

    Оборудование: Зеркало.

    2. «Мое тело»

    Цель: Закрепить представления детей о частях тела человека.

    Оборудование: Зеркало

    3. «Что у меня внутри?»

    Цель: Сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о расположении внутренних органов в организме человека (сердце, желудок, печень, почки, легкие).

    4. «Собери человечка»

    Цель: Закрепление представлений детей о строении тела человека.
    Оборудование: Геометрические фигуры, шаблон тела человека.

    Просмотр серии мультфильмов "Строение тела"

    Художественная литература

    С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык».

    Как повздорили части тела (болгарская сказка)

    Рассказ К. Д. Ушинского. Органы человеческого тела.

    Сказка про человека.

    Сказка про маленький организм.

    Энциклопедия для детей «Почемучка», «Жизнь», пословицы, загадки.

    Заключительный этап

    Викторина «Человек и всё о нём».

    Лэпбук «Я и моё тело».

    Презентация «Строение тела человека».

    Памятки для родителей:

    «Растим здорового ребенка»;

     «Закаливание»;

    «Режим дня дошкольника»;

    Консультация для родителей:

    «Мой организм, мое здоровье».

    Итоги проекта: В процессе совместной проектной деятельности педагогов, детей и родителей успешно решились задачи формирования у детей элементарных представлений о человеческом организме. 

    Приложение

    Сказка про маленький организм

    Жил да был один маленький Организм. И была у него внутри целая компания маленьких органов - маленькая Печенка, две маленькие-маленькие Почки. Пара маленьких Легких, Селезенка, куча тоненьких Кишок и так далее. А в голове жил довольно большой Мозг. Семейство, в общем. Всю эту компанию кормил маленький Желудок, который Организм обычно кормил по часам, и все привыкли получать свою еду вовремя, и все были сытыми и здоровыми.
    А однажды маленький Организм закапризничал и отказался от обеда. Так и сказал Маме: "Мам, я не буду сегодня обедать". " Ну ладно, не хочешь - не ешь", - сказала Мама, и отпустила Организм из-за стола.
    Организм обрадовался, что не надо есть обед, и побежал играть.
    Маленький Желудок сначала очень удивился, что ему не дали обед. Потом он с голодухи рассердился и решил: "Ну раз меня не кормят - я заболею!" - и заболел. Организм почувствовал боль и схватился маленькими ручками за животик, закричав: "Ой-ёй-ёй!"
    Вслед за Желудком удивилась маленькая Печенка: "Эй, кормилец, чего там за задержка? Почему не кормишь?" А Желудок ей и говорит: "Да вот, Организм меня не покормил, и я в отместку болю!" Печенка подумала и говорит: "Ну, раз так, я тоже болеть буду!" И заболела изо всех сил!
    Маленький организм схватился ручками за бочок и закричал: "Ай-яй-яй, как больно!", - и упал на пол.
    Прибежала с кухни мама. "Что случилось, почему ты плачешь?" , - спросила она. "У меня очень болит животик", - сказал ей маленький Организм.
    "Животик болит от того, что ты не ел обеда", - сказала Мама: "Давай, я принесу тебе поесть, и твой животик успокоится".
    Маленький Организм согласился. Мама принесла ему кашки. Организм поел, и Желудок сказал: "О, меня кормят! Теперь я смогу покормить всю компанию! Эй, Печенка, прекращай ныть, сейчас я тебя тоже накормлю!"
    С тех пор маленький Организм стал всегда есть по расписанию - ведь это полезно - и его внутренние органы больше не болят.

    Сказка про человека

    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве не далеко не близко, не высоко не низко. Жило-было королевство.   На картах оно имело название, как тело человека.  Жил был в том королевстве  царь. Имя царя было необычное –Мозг. И были у царя верные поданные, которые служили ему верой и правдой. Среди всех органов, король больше всех доверял  своим слугам  – нервным импульсам.  Маленькие быстрые неутомимые, они всегда всё знали и докладывали королю о происходящем в королевстве.  
       Жили  все органы и части тела дружно заботясь друг о  друге.
      Жили - были уши. Да, да обыкновенные два уха. Одно правое, другое левое. Зная о существовании второго подобного органа, каждое ухо мечтало когда-нибудь увидеть своего родного братика или сестрёнку и подружиться с ним,  который жил на другой стороне большой горы. 
    -Там за огромным холмом,- думали ушки, живёт старший брат.- Он большой и сильный, и знает много интересных историй и сказок.
     Пока уши спокойно мечтали о встрече друг с другом, король был спокоен. Хотя маленькие нервные импульсы и сообщали королю, о чём мечтают уши,  это не  приводило  к беспорядкам в королевстве. 
    - А значит, и волноваться не стоит,- рассуждал он.
    Уши жили обычной жизнью. Когда к ним в гости приходили руки,  они мылись, чистились, с ними играли, трепали и гладили. Они веселились и радовались.
    Но вот однажды, как бывает в каждой сказке, случилось неожиданное событие, они оказались перед огромным зеркалом, которое старательно отображало действительность. Уши пригляделись внимательно, и увидели друг друга.
    -Какое оно маленькое и невзрачное, подумало каждое ухо, наблюдая за своим родственником.
    - Где же старший брат?- Разочарованно думало каждое из них.- Такое же маленькое и невзрачное, чем оно может мне помочь? -Неужели, в отличии от других органов в нашем королевстве, мы предназначены лишь для того, что бы в холодные времена, удерживать над глазами тёплые шапки и платки? 
     Думая об этом, ушки загрустили. Нервные импульсы сразу сообщили королю о  надвигающейся беде. Если ушки грустят, то плохо может быть всем жителям в королевстве. Придётся принимать таблетки, закапывать в ушки капли.
     Король решил поговорить с каждым ушком  сам лично;
    - Послушайте меня, ушки, я ваш король и хочу говорить с вами.
    Вы смотрите на себя и думаете о том, что вы слишком малы по отношению к другим жителям нашего королевстве. И от этого вы грустите. Можно быть большим, но не приносить пользы тем, кто рядом с тобой. А можно быть маленьким, и своими делами удивлять всех и радовать. Вы являетесь частью огромного механизма, который отвечает за оповещения жителей королевства новостями. Через вас проходит звук, ударяясь о барабанную перепонку внутри головы, которая расположена рядом с моим дворцом,  верные часовые  - нервные импульсы, этот звук быстро донесут  другим жителям королевства. Это позволяет другим частям тела  подготовиться к опасности, или к радостным событиям.  Не надо печалиться, вы маленькие, но без вас нам  всем было бы очень трудно.
     Ушки слушали короля и верили ему. За день они очень устали, и когда наступила ночь, и звуки стихли, ушки успокоились, настроение улучшилось, и они  спокойно уснули. 
     Король вздохнул облегчённо, как хорошо, когда всё хорошо.
    В королевстве жили-были две сестрички-модницы. Звали их глазки. Ах, какие они  хорошенькие. Они очень любят смотреть на себя в зеркало, и при этом не устают восхищаться: 
    - Какие мы красавицы.  Белое поле, словно белый снег, которое называется белками.  В середине белка разноцветный  кружёк, который называется радужной оболочкой, от слова радуга. Оно многоцветное и красивое, в середине радужной оболочки чёрный зрачок.     Какой модельер может придумать наряд более прекрасный, чем этот? Более того, они бережно хранят за зрачком, драгоценность-хрусталик,  который помогает выполнять миссию зрения.  В каждом глазе по хрусталику. Как можно не сказать о пушистых ресничках обрамляющие глазки. Законодательницы моды гордятся этими украшениями. Но реснички не просто украшения для глаз, они помогают глазкам жить радостно. Когда на улице ветер, реснички прикрываются, защищая своих красавиц от пыли и соринок. Бывало, что глазки расчувствуются и заплачут, реснички моргая смахивают влагу со своих хозяек. Но когда реснички опускаются, глазки могут незаметно от всех почистить себя от грязи и пыли.
     Они очень любят приглашать к себе в гости ручки. Каждое утро ручки плещут на глазки тёплой водичкой, купая их и радуя. Глазки очень любят чистоту. 
    Всё что они видят вокруг себя, с радостью передают слугам короля - нервным импульсам, и те в свою очередь передают информацию другим частям тела. 
        Когда наступает ночь, реснички крепко закрываются, и король – Мозг, показывает глазкам разные интересные истории или они называются снами. Если днём глазки плакали или были напуганы, то истории  могут  быть печальные, а если глазки днём были радостные, то истории весёлые.
     В этом королевстве жили -  были волосы. Много весёлых непослушных ребятишек. Их было много, но они  не обижали друг друга.
    Озорной ветерок на улице любит играть с ними в догонялки.
    -Эй, ветер,- кричали они,- догони нас. И ветер метался от волоска к волоску, пытаясь  догнать каждого. Они убегали и весело смеялись.
    К ним в гости часто заходили руки, которые пытались привести их в порядок. Они расчёсывали волосы, призывая к порядку: 
    - Угомонитесь, малыши, я расскажу вам историю, которую мне поведали глазки.
    В природе есть трава, которая растёт на лугах. И она очень похожа на вас, непослушных малышей. Можно подумать, что это ваши далёкие родственники.
    Волосы внимательно слушали, но поверить в это не могли.
    -Этого не может быть,- на перебой кричали волоски,- таких как мы больше нет.
    -Слушайте дальше, непоседы.
    -Вы растёте, и трава растёт. Вам нужно питание, и траве нужно питание, вы любите солнышко, и трава любит солнышко.
    У каждой травинки, как и у каждой у вас, есть луковичка или корешок. Озорной ветерок любит играть с травинками и былинками, и  как гребешком расчесывает их.
    Волоски с удивлением слушали этот рассказ; 
    -Но у травинок, нет таких красивых бантиков и заколочек.
    -Ну не скажите-, продолжали руки свой рассказ, -трава очень любит украшать себя. На ней расцветают яркие украшение, которые высоко приподнимаются своими цветами  к небу. И бабочки затейницы кружат над ними свои весёлые хороводы. Так же как и вы, трава любит чистоту, и когда наступает утро, роса омывает её стебельки, и нежный аромат  поднимается вверх. Когда я помогаю вам принять душ, от вас исходит такой  же нежный аромат, как и от  травинок.
    Волосинки уже не сомневались, что травинки их дальние родственники, и всем очень захотелось поближе познакомиться с этими удивительными  травинками. 
    -Конечно, -согласились руки,- когда мы опять окажемся на лугу мы познакомим вас. - Мы думаем, что они подарят вам свои цветы, для  украшения.
     Пока ручки рассказывали, волосы сочинили песенку, и решили её спеть:
         Почему на голове не растут цветочки,
         А растут они в траве и на каждой кочке.
          Если волосы растут, значит, их сажают,
         Отчего, расти на поле, нам не разрешают.
                  Хорошо бы сделать так
                  Срезать все кудряшки
                   На макушке красный мак
                   А вокруг ромашки
       В королевстве, где королём был Мозг, жил – был нос.  Так получилось, что жил он один, и чувствовал себя очень одиноко.  Иногда  к нему в гости заходили руки, но они быстро  исчезали, гонимые другими заботами. Но для короля каждый подданный в королевстве, был значимой персоной. 
    Остальные части тела редко могли общаться с носом, и поэтому решили, что он ужасный, задавака, и скучный персонаж. Нос это знал, и ему было обидно и досадно. 
    - Вот расшумелись,  развеселились, покоя от вас нет,- слышалось от него в ответ, на весёлое настроение органов тела, расположенных близко от него громко общаясь друг с другом.
    Нервные импульсы тут же сообщили королю о происходящем в его королевстве.
    -Внимание, внимание,- громко протрубили в трубы нервные импульсы,- король желает говорить.
    Все части тела затихли и с покорностью стали внимать словам  короля.
    Король начал свою речь:
    -До меня дошли слухи, что с некоторых пор, одного из моих подданных в королевстве,   обвиняют в том, что он не хочет ни с кем дружить. Я говорю про нос. Я прошу высказаться всем о  поведении этого органа.
    Первыми начали свой рассказ глазки;
    -Нос нам не нравиться, он скучный и непонятный. Когда нам весело, он всегда нас осуждает. Когда всем хорошо, он морщится и отворачивается.
    Следующие взяли слово губки;
    -Нос всегда важничает, неустанно напоминает нам о том, что он выше нас, а значит умнее. Как можно с ним дружить?
    Нос слушал, о чём говорили его соседи, и не мог не огорчиться. Он в  душе был добрый и хороший орган тела, ни кому не желающий зла. Но окружающие его органы, не хотят более внимательно посмотреть на него и подружиться с ним. А он так об этом мечтает. Невольно он заплакал. Ручки тут же пришли к нему на помощь. Глазки увидев, что нос заплакал, так расстроились, что тоже заплакали.
    Тут король не сдержался и  жестом остановил обсуждения: 
    -Послушайте меня, мои верные подданные. Каждый из вас мне дорог. Но посмотрите вокруг и вы увидите, что в нашем королевстве мало органов одиночек. Нос один из этих органов, который один. Быть одному совсем непросто.
    Нос очень важная часть тела. Именно он, стоит на страже, нашего королевства. Как неустанный солдатик вдыхает он каждую секунду воздух, который проходит внутрь организма в более сложные органы для переработки углекислого газа и кислорода. Каждый из нас не может жить без кислорода, и Нос не жалея себя трудится  для нашего здоровья. Будьте, более, терпеливее к нему. Он не такой плохой, как вы его хотите видеть. Дружите с ним, и вы поймёте какой он интересный и весёлый.
    Органы тела молчали и слушали. Король был мудр, и его слова были правильные. И все с добротой посмотрели в сторону носа.
    -А он не такой и злой, и возможно с ним можно дружить и общаться,- решили органы тела. 
    В королевстве, где королём был Мозг в домике под именем –рот, жило много частей тела, которые помогали другу жить. 
    Первыми в домике, гостей встречают губки. Две маленькие  розовые  птички, которые то разлетаются, то слетаются вместе. Неугомонные подружки в случае опасности крепко смыкаются вместе, и домик крепко  заперт на замок. Стучись не стучись, а губки не пропустят в домик опасность. Они так же помогают язычку создавать звуки. Вот губки округлились, или узкая щёлочка показалась между губ,  из них слышатся красивые звуки, которые привлекают внимание. И все окружающие восхищаются этими звуками; 
    -Какие красивые мелодии, звучат!
     Следующие жильцы в домике были зубки. Их  так много, что они решили жить на двух этажах в домике-рот, расположившись друг над другом.  Крепкие, белые солдатики стоят в ряд, тесно прижавшись, друг к другу. Когда в домик попадает пища, солдатики сразу начинают, давит на неё сверху и снизу. Пища становиться мелкой, очень мелкой. И тогда, на помощь зубкам, приходит язык. Язык очень деловой и серьёзный командир в королевстве. 
    Нервные импульсы и тут на посту, язычёк принял пищу и мозг уже знает, что это за продукты попали в мозг. Если король заботится о своих подданных, он никогда не пропустит вовнутрь плохую, вредную пищу. Если пища вредная, звучит команда: Пищу  выбросить наружу. И язык выполняет приказание короля. Если продукты хорошие, язык  даёт команду зубкам;  
    -Зубки, стройся, к работе приготовьтесь. И зубки уже тщательно пережёвывают продукты.  После того, как пища мелко порублена на кусочки, язык доставляет её во внутренние части королевства.
    Язык очень гибкий. Он постоянно на посту. Ходит по дому - рот, и осматривает проживающих в нём: зубки, и губки. Если находит какие-то не исправности, то тут же сообщает о них королю. А король решает, что делать дальше. Язык это первый советник короля-Мозг.
     В королевстве жили - были ручки. Две гибкие и добрые феи, словно два крышка у птички. Когда жителям королевства  нужна помощь, то ручки узнают это от помощников  короля - нервных импульсов.  Они как скорая помощь всегда спешат помочь.
    -Ручки, ручки,- кричат волосы, - помоги нам причесаться. 
    -Ручки, ручки,- зовут глазки,- протрите нас. 
     Ручки с радостью приходят и делают то, что от них хотят  органы королевства, попавшие в беду. Они большие, но очень гибкие и  ласковые. Локти, которые находится посередине рук, сгибают ручки и разгибают. Ладошки как бабушкины оладушки, круглые и тёплые, тоже гибкие и подвижные.  Кожа на ладошках необычно тонкая и гладкая. Они первые узнают горячий предмет или холодный, предупреждая об этом короля. С помощью пальчиков, рука может брать или кидать. Ручки очень любят играть в разные игры. 
    Сорока ворона, кашку варила, деток кормила: пальчик правой руки водит по ладошке левой руки. Становится щёкотно и весело.
    -Этому пальчику дала, и правая ручка загибает пальчик  левой руки,- и так играют все пальчики по очереди. 
      Жили -  были две ноги Топ1 и Топ2.  В огромном королевстве, где королём был славный и мудрый  Мозг. Два богатыря невиданной силы правая нога и левая нога стояли на границе королевства, для защиты и охраны его. Король был ими очень доволен. Если в королевстве было неспокойно, и  была угроза нападения со стороны другого  королевства. Король посылал ногам, через нервные импульсы команду: 
    -Нет, нет,  не наступать и не пинать, а бежать или быстро уходить. Зачем воевать там, где можно отступить и сохранить свои владения в здравии. Ротик с язычком, так же вступали в мирный диалог, и угроза отступала.
     Однажды ручки пришли в гости к ножкам.
    -Давно хотели  вас спросить,- начали разговор ручки,- мы такие похожие с вами, но зачем вам пальчики на ногах. Наши пальчики многое могут и умеют, а ваши маленькие и гибкие.
    Ножки очень удивились;
    -Наши пальчики очень, важные ребята. Они не очень гибкие, но очень сильные. Когда мы идём по дорожке, они помогают нам сохранять равновесие всего королевства. Незаметно для всех они делают большое и труднее дело.  
     Как-то раз глазки широко смотрели вокруг, и их внимание привлекли яркие и  разноцветные предметы недалеко от нахождения королевства. Нервные импульсы сообщили об этом королю, король дал распоряжения ушкам прислушаться и сообщить об услышанном. Ушки сообщили, что там звучит весёлая музыка. Нервные импульсы сообщили об этом губкам, и они начали улыбаться. Ножки направились в сторону музыки. Оказывается, это был большой праздник. Король давно не устраивал для подданных праздников, и разрешил органам немножко повеселиться.
      Музыка громко играла, радуя ушки, воздушные шары удивляли глазки своими размерами. Губы широко улыбались. Ручки прыгали во все стороны, задевая волосы и ушки. Ножки притопывали и припрыгивали. В королевстве короля Мозг началось настоящее веселье. 
    Слышались известные всем песенки:
    «От улыбки станет всем светлей, 
    и слону и даже маленькой улитки 
    Поделись улыбкою своей…»
    «Весело, весело, встретим новый год».
    «Ах, как жаль, что этот день кончается, пусть бы он продлился целый год». 

    Рассказ К. Д. Ушинского. Органы человеческого тела

    Однажды органы человеческого тела перессорились между собою и решились не служить более друг другу. Ноги сказали:

    – Почему мы именно должны носить все тело? Пусть оно сделает само себе другие ноги, да и ходит сколько угодно.

    Руки также сказали:

    – И мы не хотим работать для других, устройте себе другие руки, и пусть для вас трудятся.

    Рот проворчал:

    – Глуп же я буду, если ни за что ни про что стану пережевывать пищу для желудка, чтобы он ее потом переварил, развалившись, как какой-нибудь важный барин. Нет, поищи себе другого рта, а я тебе больше не слуга.

    Глаза находили также очень странным, что они должны смотреть за все тело и стоять беспрестанно на страже. Так разговаривали между собою все органы человеческого тела и решились не служить более друг другу. Что же случилось? Так как ноги не хотели ходить, руки перестали работать, рот перестал есть и глаза закрылись, то все тело, оставшись без движения и пищи, начало слабеть, хиреть и едва было совершенно не замерло. Всем органам, составляющим тело, стало тяжело и пришлось бы еще хуже, если бы они не догадались, как глупо они поступали. «Нет, так жить плохо», – подумали они; помирились, стали по-прежнему друг на друга работать, – и все тело поправилось и сделалось здоровым и сильным.

    Как повздорили части тела, болгарская сказка

    Однажды - было такое дело - повздорили части человеческого тела. 
    Стали хвалиться друг перед другом и вести счёт своим заслугам,
    что привело к шумным спорам 
    и окончилось раздором.

    – Не будем, – сказали руки, – работать!
    Работайте сами, коль есть охота!
    – А мы, – заявили ноги, – не будем ходить
    и вас всех на себе носить!

    – Подумаешь, как испугали! – глаза им на это сказали.
    – А сможете вы обойтись без нас, без зорких глаз? 
    Коль и об этом думать не желаете, тогда живите вы как знаете, 
    а мы же впредь не будем ни на что смотреть!

    – А мы не будем слушать! – сказали уши.
    – Мы непрерывно слух свой напрягаем 
    и день-деньской мы отдыха не знаем.
    Нам даже и по воскресеньям покоя нет от музыки и пенья!

    – Могу и я жить без забот! – воскликнул рот. – 
    Я тоже знаю, как мне быть: не буду есть, не буду пить!

    – Так, значит, с этого-то дня настанет отдых для меня! – 
    Желудок радостно вскричал. – Я тоже ведь устал,
    и заявляю вам, что я, без сожаления,
    отказываюсь от пищеварения!

    Тут голова сказала в свой черёд:
    – Я опасаюсь этого разлада,
    он нас к добру не приведёт,
    а, впрочем, мне и о себе подумать надо, 
    пусть и мой мозг немного отдохнёт!

    Вконец рассорившись, все замолчали.
    И вот работать руки перестали, 
    не ходят ноги по дороге, 
    не напрягают уши слух, 
    в глазах огонь потух, 
    рот пищу не жуёт,
    желудок отдыхает,
    и голова не размышляет.

    Лежит беспомощное тело,
    совсем оно оцепенело. 
    Лежит под яблоней зеленой на спине 
    и тихо плачет в тишине, 
    от голода и жажды изнывая, 
    и силы медленно теряя.

    Страдают, чахнут все наперечёт: 
    глаза и уши, голова и рот,
    желудок, ноги, руки. 
    Они все вместе терпят муки 
    и сожалеют молча о безумном споре,
    который их поверг в беду и горе.

    Так день прошёл, за ним - другой. 
    На третий, утренней порой, 
    послышался какой-то стук, 
    а после вдруг заговорила пара рук:

    – Два яблока тут с дерева упали, и мы их подобрали. 
    Быть может, рот их пожуёт? Пожалуй, было бы не худо...
    Но рот в ответ сказал:
    – Не буду!

    – Упрямец! – возмутилась голова. – Я чуть жива. 
    И ежели стоять ты будешь на своём, то мы до вечера не доживём, 
    погибнем из-за наших глупых споров и раздоров!..

    – Да, да! – глаза сказали, – это так!

    – Послушай, рот, – сказали уши, – 
    ведь ты себе не враг, зачем упрямиться, покушай!
    И ноги начали просить:
    – Поешь, и будем мы ходить!
    Желудок тоже заявил: 
    – Надеюсь я: никто не взыщет, готов принять любую пищу!

    И вот с улыбкой робкой рот кусочек яблока жуёт.
    И тело сбросило с себя оцепененье, пришло оно в движенье. 
    Руки с охотой занялись работой, и ноги живо зашагали, 
    глаза открылись, засияли, 
    а уши стали слушать, 
    желудок начал пищу принимать,
    а голова спокойно размышлять.

    Загадки про части тела человека для детей

    Есть всегда у людей

    Есть всегда у кораблей. (Нос)

    Брат с братом через дорожку живут,

    А друг друга не видят. (Глаза)

    Стоят два кола,

    На колах — бочка,

    На бочке — кочка,

    На кочке — лес дремучий. (Человек)

    Тридцать два молотят,

    А один поворачивает. (Язык и зубы)

    Когда мы едим – они работают,

    Когда мы не едим – они отдыхают. (Зубы)

    Между двух светил я в середине. (Нос)

     Красные двери

    В пещере моей.

    Белые звери

    Сидят у дверей.

    И мясо, и хлеб —

    Всю добычу мою

    Я с радостью

    Белым зверям отдаю. (Рот, зубы)

    Белые силачи

    Рубят калачи,

    А красный говорун

    Новые подкладывает. (Зубы, язык)

    Белые силачи

    Рубят калачи,

    А красный говорун

    Новые подкладывает. (Зубы, язык)

    Всегда во рту,

    А не проглотишь. (Язык)

    Пять братьев:

    Годами равные, ростом разные. (Пальцы)

    Две соседки-красавицы

    Встретиться пытаются,

    Поболтать, посмеяться,

    О своём пошептаться,

    Но гора на их пути —

    Не перелезть, не обойти. (Щеки)

    На лице цветёт,

    От радости растёт.  (Улыбка)

    У двух матерей

    По пяти сыновей,

    И одно имя всем. (Рука и пальцы)

    Вот гора, а у горы –

    Две глубокие норы.

    В этих норах воздух бродит:

    То заходит, то выходит. (Нос)

    У Алешки – копной,

    У Аленки – волной. (Волосы)

    Рассыпались песчинки

    На щечках у Маринки. (Веснушки)

    Есть всегда у людей

    Есть всегда у кораблей. (Нос)

    На ночь два оконца сами закрываются,

    А с восходом солнца сами открываются. (Веки и глаза)

    Два близнеца — два братца,

    На нос верхом садятся,

    Сами верхом, а ноги — за ушами. (Глаза)

     Если б не было его,

    Не сказал бы ничего. (Язык)

    Идут четыре брата навстречу старшему.

    — Здравствуй, большак, — говорят.

    — Здорово, Васька-указка,

    Мишка-середка,

    Гришка-сиротка

    Да крошка Тимошка! (Пальцы)

    Полно корыто

    Гусей-лебедей намыто. (Зубы)

    Тридцать два молотят,

    А один поворачивает. (Язык и зубы)

    Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза и уши)

    Не сеют, не сажают – сами вырастают. (Волосы)

    Пятерка братьев неразлучна,

    Им вместе никогда не скучно.

    Они работают пером,

    Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

    В гнезде — яйцо,

    На яйце — птица,

    Птица яйцо Крылом укрывает,

    От ветра и дождя Охраняет. (Веки)

    Всю жизнь друг друга догоняют, а обогнать не могут. (Ноги)

    Полон хлев Белых овец. (Рот и зубы)

    Что за обедом всего нужнее? (Рот)

    День и ночь стучит оно,

    Словно бы заведено.

    Будет плохо, если вдруг

    Прекратится этот стук. (Сердце)

    Полно корыто Гусей-лебедей намыто. (Зубы)

    Ношу их много лет,

     А счету им не знаю. (Волосы)

    Гладкое поле, белая полянка, ни травинки, ни былинки,

    да посередке – ямка. (Живот)

    Две сестрёнки-подружки похожи друг на дружку, рядышком бегут, одна – там, другая – тут. (Ноги)

    На красных холмах

    Тридцать белых коней.

    Друг другу навстречу

    Помчаться скорей.

    Ряды их сойдутся,

    И смирным станут

    До новых затей. (Зубы)

    Всегда во рту,

    А не проглотишь. (Язык)

    Остёр, как бритва.

    Сладок, как мёд.

    И друга отыщет,

    И врага обретёт. (Язык)

    Под горой — дыра,

    А в дыре — отряд,

    Воины смелые,

    Ровные и белые. (Рот)

    Пятерка братьев неразлучна,

    Им вместе никогда не скучно.

    Они работают пером,

    Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

    Солёная дождинка

    Размыла тропинку,

    С холма бежит,

    Что это, скажи? (Слеза)

    Солёная водица

    Из огня родится. (Слеза)

    Огромные вилы

    Пшеницу пленили,

    Прошли по пшенице —

    Пшеница в косицах. (Волосы и расческа)

    Рассыпались песчинки

    На щечках у Маринки. (Веснушки)

    Поспорил Антип с Иваном,

    Кто из них самый главный,

    То один вперёд, то наоборот.

    Пока идут, ссорятся,

    А помирятся — остановятся. (Ноги)

    Одна другой касается —

    Хлопок получается. (Ладонь)

    Два брата в разлуке

    Скучают друг о друге,

    А сойдутся вместе —

    Сердятся и хмурятся. (Брови)

    Крутая скала

    В косогоры вросла,

    Над кручей лес

    Возрос до небес. Ответ: (Лоб)

    Стихи, потешки.

    М. Ефремов «Тело человека»

    Что такое наше тело?

    Что оно умеет делать?

    Улыбаться и смеяться,

    Прыгать, бегать, баловаться…

    Наши ушки звуки слышат.

    Воздухом наш носик дышит.

    Ротик может рассказать.

    Глазки могут увидать.

    Ножки могут быстро бегать.

    Ручки все умеют делать.

    Пальчики хватают цепко

    И сжимают крепко-крепко.

    Чтобы быть здоровым телу,

    Надо нам зарядку делать.

    Ручки мы поднимем: «Ох!»,

    Сделаем глубокий вдох!

    Наклонимся вправо-влево…

    Гибкое какое тело!

    И в ладошки вместе: «Хлоп!»

    И не хмурь красивый лоб!

    Потянулись-потянулись…

    И друг другу улыбнулись.

    Как владеем мы умело

    Этим стройным, сильным телом!

    «Знай свое тело» К. А. Пармз

    Ты должен знать свое тело,

    Знать и любить.

    Самое первое дело –

    В мире с ним жить.

    Сделай его сильным,

    Сделай его быстрым.

    Сделай его, сделай его чистым.

    Каждую клеточку тела

    Нужно понять.

    Пользоваться умело

    И охранять.

    Время промчится, ты станешь большим.

    Будешь всегда стройным и молодым

    И совершить сможешь жизни своей дело.

    Потешки  

    Точка, точка,

    Два крючочка,

    Носик, ротик,

    Обормотик,

    Палки, палки,

    Огуречик,

    Вот и вышел человечек.

     

    Ой, лады, лады, лады,

    Не боимся мы воды,

    Чисто умываемся – вот так!

    Маме улыбаемся – вот так!

     

    Ах, вода, вода, вода!

    Будем чистыми всегда!

    Брызги – вправо, брызги – влево!

    Мокрым стало наше тело!

    Полотенчиком пушистым

    Вытрем ручки очень быстро!

     

    С добрым утром, глазки!

    Вы проснулись?  Да!

    С добрым утром, ушки!

    Вы проснулись?  Да!

    С добрым утром, ручки!

    Вы проснулись?  Да!

    С добрым утром, ножки!

    Вы проснулись?  Да!

    С добрым утром, солнце!

    Мы – проснулись!

    «Мои ручки»

    Н. Кнушевицкая «Руки»

    На все способны наши ручки,

    Обидчику ответят взбучкой,

    Кораблик сделают из щепки,

    В лесу шалаш поставят крепкий.

     

    Поворошив листву без спешки,

    Сорвут цветные сыроежки

    И мягкую вскопают грядку,

    Чтоб посадить горошек сладкий.

     

    На речке под веселый визг

    Поднимут мириады брызг.

    И даже капельки из тучки

    Поймать сумеют наши ручки!

    Ю. Островский «Да-да-да!» 

    Ручками мы хлопнем -

    Да-да-да-да!

    Ножками мы топнем -

    Да-да-да-да!

    Ручками помашем -

    Да-да-да-да!

    Ножками попляшем -

    Да-да-да-да!

    С. Волков «Руки могут все достать…»

    Ручки могут все достать,

    Можно в ручках подержать

    И игрушку, и травинку,

    И тяжелый стул за спинку.

    Можно ручками махать,

    Можно в кубики играть,

    Рисовать, копать песочек,

    Хлеба отломить кусочек,

    Кошку гладить, обнимать

    Или маме помогать.

    В. Лунин «Сами и само»

    Ничто никогда не выходит само.

    Само не приходит к нам  на дом письмо.

    Само не способно смолоться зерно.

    Само стать костюмом не может сукно.

    Само не умеет вариться варенье.

    Само не напишется стихотворенье.

    Мы делать обязаны сами –

    Своей головой и своими руками!

    Э. Мошковская «Мои руки»

    Когда Одна сказала:

    «Ты – левая, Я – Правая.

    Ты вечно виноватая,

    Я – правая! Я – правая!»

    Тогда Одна заметила:

    «А на тебе царапина!» -

    И рассмеялась весело.

    И, возмущаясь пламенно,

    Сказала ей Другая,

    Сказала ей, рыдая,

    Рыдая горько-горько:

    «А у тебя их сколько!»

    К. Женэ «Руки человека»

    Люди, вы только взгляните вокруг:

    Вся наша жизнь –

    Дело наших рук.

    Села, мосты, города и дома –

    Все наши руки!

    Все наши руки!

    Умные руки – основа успеха,

    Руки – это лицо человека.

    Руки! О многом они говорят,

    Глаз только видит, а руки творят!

    Потешки:

    Ручки спляшите разок,

    Будет завтра вам пирог!

    Ах, вы мои мастерички,

    Быстрые ручки – сестрички!

     

    Вымоем ручонки

    Маленькой Настенке,

    Спинку и животик,

    Личико и ротик –

    Чистая какая

    Доченька родная!

     

    Рукавички новые,

    Теплые, пуховые!

    Мне их бабушка связала,

    Подарила и сказала:

    «Вот теперь у внучки

    Не озябнут ручки!»

    Н. Саконская  «Мой пальчик»

    Маша варежку надела:

    – Ой, куда я пальчик дела?

    – Нету пальчика, пропал!

    В свой домишко не попал.

    Маша варежку сняла:

    – Поглядите-ка, нашла!

    Ищешь, ищешь и найдешь!

    Здравствуй, пальчик, как живешь?

     

    Пять пальцев на руке твоей

    Назвать по имени сумей.

    Первый палец – боковой –

    Называется БОЛЬШОЙ.

    Палец второй – указчик старательный

    Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

    Третий твой палец – как раз посредине,

    Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя.

    Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ,

    Неповоротливый он и упрямый.

    Совсем, как в семье, братец младший – любимец,

    По счету он пятый, зовется МИЗИНЕЦ.

    Н. Кнушевицкая «Ноги»

    Хоть мы с тобой не осьминожки,

    Но нам необходимы ножки.

    Всего лишь две, не надо много,

    Нас заждалась уже дорога,

    Тропинка узкая лесная,

    Зимою горка ледяная,

    Коньки – два серебристых братца

    Нас приглашают покататься.

    И лестница на наш чердак

    Все не дождется нас никак.

    И пусть устали мы немножко,

    Но вновь зовут куда-то ножки!

    С. Волков  «Для чего всем людям ножки?»

    Для чего всем людям ножки?

    Чтобы бегать по дорожкам,

    Чтобы в парке погулять,

    Через прыгалку скакать,

    На коньках по льду скользить,

    За покупками ходить.

     

    «Говорить не могут ноги…»

    Говорить не могут ноги:

    Им положено молчать.

    Ноги могут по дороге

    За грибами в лес шагать.

    Топать в валенках по снегу,

    Мчать по пляжу босиком,

    Могут прыгать, могут бегать,

    А устав, идти пешком.

    Н. Кнушевицкая «Глаза»

    Умеют они и грустить, и смеяться,

    Умеют они чудесам удивляться:

    Цветущий ромашке и мотылькам,

    Белым корабликам-облакам,

    Радуге, будто пришедшей из сказки, -

    Все замечают зоркие глазки.

    Но чтобы увидеть волшебные сны,

    Мы крепче скорее закрыть их должны!

    Э. Мошковская «Глаза и ноги»

    Ах!

    Забывают глаза о ногах.

    Забывают, вперёд забегают!

    Ноги в поле шагают,–

    глаза уже поле пересекли,

    в рощу вбежали,

    в речку вошли...

    речку

    переплывают!

    Ноги не поспевают!

    Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»

    Разберемся вместе, дети,

    Для чего глаза на свете?

    И зачем у всех у нас

    На лице есть пара глаз?

    Чтоб текла из них слеза?

    Ты закрой глаза ладошкой,

    Посиди совсем немножко:

    Сразу сделалось темно,

    Где кроватка, где окно?

    Странно, скучно и обидно

    - Ничего вокруг не видно.

    Женя хочет быть пилотом

    - Править быстрым самолетом:

    Все моря на белом свете

    Переплыть мечтает Петя,

    Будет Николай танкистом,

    А Сергей парашютистом,

    Станет снайпером Илья…

    Но для этого, друзья,

    Кроме знанья и уменья

    - Всем необходимо зренье!

    Н. Кнушевицкая «Уши»

    Нам без них нельзя никак

    Слышать ход часов: «Тик-так!»,

    Соловья в саду весеннем,

    На лугу шмеля гуденье,

    Звонкую в лесу кукушку,

    Новогоднюю хлопушку,

    И, помимо звуков прочих,

    Мамино: «Спокойной ночи!»

    Э.Мошковская «Уши»

    – Доктор, доктор,

    Как нам быть:

    Уши мыть или не мыть?

    Если мыть, то как нам быть:

    Часто мыть

    Или пореже?

    Отвечает доктор:

    – ЕЖЕ…-

    Отвечает доктор гневно:

    – ЕЖЕ-

    ЕЖЕ-

    ЕЖЕДНЕВНО!

    Р. Сеф «Тишина»

    Слушай, что это звенит?

    Может быть, ползет в зенит

    Реактивный самолет?

    Сам летит и сам поет?

    Может быть, мохнатый жук

    Только что покинул сук?

    Жук ничем не знаменит,

    Скучно – вот он и звенит?

    Нет ни мухи, ни гудка.

    Вслушайся: звенит одна

    В целом мире тишина.

     

    Если заболело ухо,

    Если в горле стало сухо,

    Не волнуйся и не плачь –

    Ведь тебе поможет врач!

     

    Лисенок в больницу однажды пришел:

    Было Лисенку нехорошо.

    Без шапки ходил он, советов не слушал,

    И вот простудил свои рыжие уши.

    Как называется доктор, ребята,

    Тот, кто лечил ваши ушки когда-то?

    Плачет Лисенок, не знает, к кому

    Нужно теперь обратиться ему?

    Попал на прием и запомнил с тех пор,

    Что уши больные лечил доктор ЛОР.

    Э. Мошковская «Мой замечательный нос»

    Я ничего не знаю.

    И вдруг

    Мой нос

    Говорит,

    Что где-то

    И у кого-то

    Что-то

    Сейчас

    Подгорит!

    Я ничего не знаю,

    Я в духоте сижу,

    Нос говорит:

    – Погуляем!

    Очень тебя прошу!

    Ходишь с ним,

    И гуляешь.

    Он говорит со мной.

    Он говорит:

    – А знаешь,

    Пахнет уже весной!

    С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…»

    Долго я по лужам бегал,

    Сильно ноги промочил

    И, как водится, ребята,

    Сильный насморк подхватил.

    Носик мой совсем не дышит.

    Он «заложен», он «забит».

    И от этого мученья

    Очень голова болит.

    Плачу я, и нос мой плачет,

    Сморкаюсь – не сморкается,

    Пора леченье начинать

    Так, как полагается.

    Ноги парю я с горчицей,

    Прячу в теплые носки,

    В носик капаю лекарство

    И шепчу: «Ну, помоги!»

    Смело я дышу над паром

    С эвкалиптовым отваром,

    Морской водичкою соленой

    Промываю нос больной.

    Регулярное леченье

    Приносит вскоре облегченье.

    Неужели нос мой дышит?

    Неужели я здоров?!

    Помня с насморком мученья,

    Обещаю без сомненья

    Нос беречь и очищать,

    От микробов, от простуды

    Хорошенько защищать.

    Н. Кнушевицкая «Нос»

    Нос «картошкой» или длинный,

    Даже как у Буратино,

    Нос любой нам помогает,

    Воздух он подогревает.

    И коварные микробы,

    Внутрь не проникли чтобы,

    Он в момент обезоружит.

    Нос всю жизнь нам верно служит.

    С ним и аромат цветка

    Слышим мы издалека,

    И, что пирожки готовы,

    Нос нам сообщает снова!

    Ю. Прокопович  «Зачем носик малышам?»

    Жарким летом на лужочке

    Носик нюхает цветочки.

    На полянке — землянику,

    В грядке — спелую клубнику.

    В огороде чует нос,

    Где чеснок и лук подрос.

    В доме может так случиться,

    Носик тоже пригодится:

    Он найдет в шкафу варенье,

    Где конфеты и печенье,

    Где в буфете шоколадки

    Или сок, в бутылке сладкий.

    Апельсины кто принес?

    Все пронюхает наш нос.

    Даже помнит он, каков

    Запах маминых духов.

    Е. Пермяк «Язык и нос»

    У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язычок один, и нос тоже один.

    - Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язычок один и нос один?

    - А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты побольше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой курносый куда не надо не совала.

    Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

    С. Волков

    Ротик нужен людям всем?

    Чтоб друг с другом говорить,

    Чтоб слова произносить,

    Чтоб кричать или шептать,

    Песни петь, стихи читать.

    Еще ротик людям нужен,

    Чтобы есть обед и ужин:

    Кашку, суп, бананы, груши…

    Ротик нужен, чтобы кушать!

    Если очень расшалиться,

    Можно язычком дразниться!

    Н. Кнушевицкая «Кожа»

    Она бывает черной,

    Она бывает белой,

    Она бывает бледной

    Или загорелой.

    Или вдруг покроется –

    Замерзнет если сильно –

    Тысячей пупырышков

    И тут же станет синей.

    Наша кожа дышит,

    Она нас защищает,

    Но, как у бегемота,

    Толстой не бывает.

    Ее легко поранить,

    Возись тогда с бинтами!

    Не будем хулиганить,

    Доставим радость маме!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект для детей подготовительной группы "Скоро в школу"

    Проект создан в помощь воспитателю, помогает структурировать знания и выстроить  систему работы с дошкольниками и их родителями для формирования положительного отношения к школе, снятия тревожнос...

    Проект для детей подготовительной группы «На пороге школы».

    Форма работы: проект. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели группы, узкие специалисты, родители. База реализации проекта: муниципальное бюджетное дошкольное образовате...

    Проект для детей подготовительной группы (по методу проектов Д.Дьюи) по теме "Тольятти - город будущего".

    Метод проектов Джона Дьюи и его ученика Килпатрика самый трудный, но интересный в работе. Данная технология направлена на развитие у детей познавательного интереса и способностей детей в процессе разр...

    Конспект НОД по познавательному развитию детей подготовительной группы к школе по теме: «Почему я люблю город Красноярск?»

    Совместная образовательная деятельность направлена на систематизацию представления детей о родном городе с помощью ментальной карты....

    Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ЗПР по теме «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий

    Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ЗПР по теме «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий: — игровая технология; — здоровье сберегающа...

    Мини-проект для детей подготовительной группы в условиях самоизоляции "Скоро в школу мы пойдем"

    Актуальность проекта: Этапы проекта: 1 этап. Мотивация к проектной деятельности. 2 этап. Поиск форм реализации проекта. Совместные с детьми обсуждения о том, ка...

    Творческо-информационный познавательный проект во второй младшей группе «Морозные кружева».

    [[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20233621","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"460","width":"318"}}]]...