Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему


Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.

Методические приёмы: показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.

Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".

Ход экскурсии

I. Организационная часть.

Воспитатель (в группе): Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. 

Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?

Дети: Осень!

Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?

Дети: Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев? 

Дети: Птицы, белка, лось:

Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка-экскурсия в осенний лес "Удивительный мир природы"

Цель: создать условия для усвоения представлений об осенних изменениях в живой природе, в жизни растений и животных в связи с приходом осени.

Задачи: научить распознавать наиболее характерные явления живой природы, присущие осени; развивать общеучебные и исследовательские умения и навыки: наблюдение, сравнение, систематизация и классификация; формировать экологическое сознание, представление о взаимосвязи объектов живой природы.

Оборудование: коробки для сбора природного материала, компас.

Методические приёмы: показ предметных иллюстраций с изображением осенней природы; рассказ ребят-экологов; подвижная игра; использование художественного слова.

Материал: картинки с изображением различных листьев, иллюстрации с изображением осенней природы, атрибуты к подвижной игре "Мы - осенние листочки".

Ход экскурсии

I. Организационная часть.

Воспитатель (в группе): Ребята, добрый день! Я очень рада нашей с вами встрече! Сегодня мы с вами совершим прогулку- экскурсию в осенний лес и узнаем много нового о жизни природы в это время года. А для начала вспомним с вами правила поведения в лесу. Ребята называют правила поведения в лесу: идти по тропинке, не шуметь, не рвать растения, не ломать ветки, не разрушать гнезда и муравейники и т.д. 

Далее обучающиеся, воспитанники с воспитателем совершают прогулку-экскурсию в осенний лес. Беседу в лесу воспитатель начинает с чтения стихотворения В.Рождественского "Когда ты входишь в лес, душистый и прохладный...".

Воспитатель: Дети, послушайте загадку и ответьте на вопрос: - Если на деревьях листья пожелтели, если в край далёкий птицы улетели, если небо хмурится, если дождик льётся - это время года как зовётся?

Дети: Осень.

Воспитатель: Правильно. А давайте внимательно рассмотрим иллюстрации, изображающие природу, и ответим на вопрос: Какое время года здесь изображено?

Дети: Осень!

Воспитатель: А как же вы догадались, что на иллюстрации изображена осень?

Дети: Деревья и трава пожелтели.

Воспитатель: Молодцы! А какие еще признаки осени вам известны?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, листопад, отлет птиц:

Воспитатель: Давайте еще раз внимательно рассмотрим иллюстрацию. Кто изображен на деревьях и около деревьев? 

Дети: Птицы, белка, лось:

Воспитатель: А что они могут делать на деревьях и около деревьев? Как могут быть связаны животные и растения, деревья?

Дети: Животные получают от деревьев пищу, птицы прячутся в деревьях, строят гнезда на ветвях и в дуплах.

Воспитатель: Хорошо! Животные получают пользу от растений.

II этап - изучение нового материала 

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, послушайте лесную тишину, полюбуйтесь красотой осеннего пейзажа. Какие звуки осени вы слышите? Встаньте, прижавшись спиной к стволу дуба, и послушайте звуки осени. Расскажите о них так, чтобы мы их тоже услышали.

Дети: Листья шуршат под ногами, птицы тоскливо переговариваются, ветерок еле шелестит листвой, прошуршала мышка.

Воспитатель: Какая музыка подходит под эту осень?

Дети: Спокойная и грустная.

Воспитатель: Какое у вас ощущение от осеннего леса? А как можно стихами сказать о красоте осенних листьев? Дети читают наизусть строчки из стихотворений И.Бунина, В.Семенова, А.Пушкина.

Воспитатель: Какие приметы осени вы знаете? Вот полянка, а ней несколько осенних листочков. Это осень оставила записки о себе. Прочитаем весточки осени. Дети подходят, берут с поляны осенние (бумажные) листья клена, дуба и отдают воспитателю, который зачитывает написанные приметы осени: Паутина стелется по растениям - к теплу. В сентябре гром - это к тёплой осени. Рябины в лесу много - осень дождливая.

Воспитатель: А сейчас мы с вами вспомним, с каких деревьев слетели листья, которые я вам покажу. Воспитатель демонстрирует детям картинки с изображением листьев различных деревьев, дети называют - с какого дерева листок. Проводится игра "Мы - осенние листочки". Дети стоят кружком с листочками в руках, говорят и делают движения: "Мы - листочки, мы - листочки, мы - осенние листочки, мы на веточках сидели, ветер дунул - полетели (дети разбегаются). Мы летали, мы летали, а потом летать устали. Перестал дуть ветерок - мы присели все в кружок, (дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой) ветер снова вдруг подул и листочки быстро сдул, (дети разбегаются, помахивая листочками). Все листочки полетели и на землю тихо сели (дети подбрасывают листочки вверх и следят, куда они упадут).

Воспитатель: Наша экскурсия по осеннему лесу продолжается, давайте поговорим о жизни животных осенью, о том, как эти животные осенью готовятся к зиме? Начнем с медведя.

Дети: Медведь готовится к спячке.

Воспитатель: Заяц.

Дети: Заяц меняет мех с серого, летнего - на белый, зимний и более теплый.

Воспитатель: Еж.

Дети: Еж готовится к спячке.

Воспитатель: Белка.

Дети: Белка делает запасы.

Воспитатель: На нашей экскурсии мы не просто наблюдали, замечали, смотрели и слушали, но и собирали природный материал: опавшие листья разной окраски. Сбор опавших листьев необходим в дальнейшем для работы с природным материалом.

III этап – закрепление.

Воспитатель: А теперь подведем итоги экскурсии ! Мы сегодня с вами изучали изменения в природе, происходящие в какое время года?

Дети: Осенью. 

Воспитатель: Осень можно отличить от других времен года по каким явлениям?

Дети: Частые дожди, первые заморозки, короткий день, листопад, отлет на юг некоторых птиц, обилие грибов лесу.

Воспитатель: Что происходит с деревьями осенью?

Дети: Меняют цвет листвы, сбрасывают листву, с помощью животных и ветра распространяют семена.

Воспитатель: А как ведут себя животные осенью?

Дети: Меняют мех на более теплый, некоторые меняют окраску, готовятся к спячке, делают запасы на зиму.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Спасибо всем большое за приятную экскурсию и за хорошую работу .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осенний утренник для детей подготовительной группы "Осень-славная пора, вновь в уметский край пришла!"

Осенний утренник для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с родным краем....

"Осенний календарь" (Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы)

(Сценарий осеннего праздника для детей старшего дошкольного возраста) Звучит спокойная мелодия. Дети входят в зал, р...

Осеннее развлечение для детей подготовительной группы «Весёлые осенние нотки».

Вы музыки в природе не слыхали,            Когда поют протяжно голубые д...

МУЗЫКАЛЬНОЕ ОСЕННЕЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ОСЕННИЕ ПОСИДЕЛКИ».

Фольклорное развлечение для подготовительной группы на осеннюю тему....

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы "Торжественный прием для Осени"

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы. Здесь привычные для всех персонажи, соединены необычной сюжетной линией....

Конспект прогулки-экскурсии «Что за праздник-День Победы?» в средней группе.

М ы с детьми ходили у нас в городе к памятнику  и почтили память тех кто защищал нашу Родину....