Картотека опытов
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Осыка Инна Николаевна

Картотека опытов для детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_opytov.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека опытов

Название опыта

Цели и задачи

Оборудование

1

«Свойства воды»

  • Сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия;
  • Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды).

  • Емкости со снегом, водой, льдом;
  • Три мерные одинаковые емкости с окрашенной водой.

2

«Помощница вода»

  • Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи;
  • Познакомить с силой воды.
  • Банка с мелкими легкими предметами на поверхности, емкость с водой, стаканчики.
  • Вертушка, емкость с водой, алгоритм деятельности.

3

«Как помочь ослику»

(вода-растворитель)

игровое занятие.

  • Познакомить со свойствами некоторых веществ;
  • Учить делать простейшие умозаключения.
  • Емкости с водой;
  • Мешочек из ткани (2*3 см) с солью;
  • Поролоновые губки 2*3 см.

4

«Фильтрование воды»

  • Познакомить с процессами очистки воды разными способами.
  • Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

5

«Ветер в комнате»

(«живая змейка»)

  • Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха;
  • Горячий воздух поднимается вверх, а холодный - опускается вниз.
  • Две свечи;
  • Змейка (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

6

Прогулки «невидимки»

  • Дать представление о силе ветра.
  • Макет «пустыни»;
  • Емкости с подкрашенной водой («желтое и красное» моря);
  • Макеты корабликов – парусников;
  • Фен.

7

«Упрямый воздух»

  • Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места;
  • Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
  • Шприцы, пипетки, емкость с подкрашенной водой

8

«Сухой из воды»

  • Определить, что воздух занимает место.
  • Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой;
  • Деревянные бруски с флажками, банки (в них должен свободно входить брусок с флажком).

9

«Как устроена «волшебная кладовая»

  • Дать  представление о том, что почвы бывают разными, имеют различные свойства;
  • подвести к пониманию: почему почву называют «Кладовой»
  • Образцы почв: песок, глина, камни;
  • Емкость с водой;
  • 2 прозрачных сосуда;
  •  2 воронки

10

«Могут ли животные жить в Земле»

(как дождевые черви создают почву)

  • Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки);
  • На примере экологической игры «Дерево и дождевой червяк», показать роль дождевых червей в создании почвы
  • Почва, спиртовка, металлическая тарелка, стекло или зеркало, емкость с водой;
  • Атрибуты к игре «Дерево и дождевой червяк»:

-листья деревьев (из картона;

-стаканчики с землей;

-2 шапочки с изображением дождевого червя;

-2 шапочки с изображением деревьев.

11

Рельеф земли.

Родник.

  • Познакомить с различным рельефом Земли
  • Картины с изображением рельефа Земли;
  • Бросовый материал, бумага, клей для изготовления «действующего» макета «Родник».

12

Чтобы почва не болела.

(акция «батарейка»)

  • Дать представление о том, что почва может заболеть, разрушиться и даже погибнуть, что может погубить ее;
  • Воспитывать бережное отношение к природе, желание оберегать ее.
  • Образцы разной почвы;
  • Рисунки, листовки в защиту почвы, Земли;
  • Использованные батарейки.

13

«Как мы видим»

(и/у «Чьи глаза тебе помогут?»)

  • Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности
  • Закрепить знания об особенностях зрения живых организмов.
  • Картинки с изображением животных для решения различных ситуаций.

14

«Уши-органы слуха»

(и/у «Где звенит колокольчик?»)

  • Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека;
  • Развивать слуховое восприятие детей, ориентируясь на звучание колокольчика.
  • Повязка на глаза, музыкальный колокольчик.

15

«Кожа-орган осязания»

  • Сравнить температуру воды в нескольких емкостях;
  • Определить расположения «тепловых» и «холодовых» (воспринимающих тепло и холод) точек на разных участках кожи.
  • Емкости с водой разной температуры (от холодной до самой теплой);
  • Металлический стержень, тонкая кисть, красная и синяя акварельная краска.

16

«Как мы чувствуем запах»

  • Упражнять детей в различении  пищи по запаху;
  • Доказать необходимость вдоха для определения запаха.
  • Продукты с достаточно хорошо выраженным характерным запахом (черный и белый хлеб, лук, чеснок, апельсин;
  • Плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятан кусочек туалетного мыла, флакончик из-под духов, кожура апельсина и т.д.

17

«Садик в бутылке»

(фабрика питания)

  • Показать, как растение может само обеспечивать себя питанием.

  • Банка с широким горлом, крышка к ней;
  • Цветочная земля;
  • Молодое комнатное растение.

18

«Дом для дождевого червя»

  • Показать роль земляного червяка в природе
  • Стеклянная банка с широким горлом;
  • Земляной червяк;
  • Плодородный слой почвы;
  • Сухие листья.

19

«Свет-источник жизни»

  • Показать влияние солнечного света на рост растений.
  • 4 блюдца;
  • Вода;
  • Вата;
  • Семена льна.

20

«Зачем растениям свет?»

  • Формировать первичные представления о фотосинтезе.
  • Комнатное растение с широкими зелеными листьями (герань, фикус);
  • Кружок пластыря.

21

«Отражение лучей»

  • Познакомить с распространением и преломлением солнечного света.
  • Стакан;
  • Вода;
  • Карандаши.

22

«Вызови молнию»

  • Показать, как молния проскакивает от облака к громоотводу.
  • Металлический противень;
  • Пластилин;
  • Целлофановый пакет;
  • Металлическая вилка.

23

«Куда делись чернила?»

  • Показать как уголь очищает воду.

  • Емкость с водой;
  • Чернила;
  • Активированный уголь.

24

«Делаем облако»

  • Показать как в природе образуются облака при охлаждении теплого воздуха.
  • Трехлитровая банка с горячей водой;
  • Противень;
  • Кубик льда;

25

«Лимон надувает воздушный шар»

  • Показать, что пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

  • Бутылка с водой;
  • 1 ч.л. соды;
  • 3 ст. л. Уксуса;
  • Воронка;
  • Воздушный шарик;
  • Изолента.

26

«Всасывание воды»

  • Показать, что окраска цветка изменится, доказывая тем самым ,что цветок всасывает воду.

  • Цветок;
  • Бутылка с подкрашеной водой;

27

«Снежные цветы»

Показать как в сильный мороз в тонкой пленке воды мыльного пузыря появятся ледяные иголочки; они будут  на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

  • Мыльный раствор;
  • Трубочка для пускания мыльных пузырей

28

«Понятие об электрических зарядах»

 Показать что все предметы имеют определенный электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

  • Воздушный шар;
  • Кусочек шерсти или меха;





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика экологического образования. Формирование исследовательских способностей через опыты с растениями. Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в ...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

Подготовила: воспитатель Ван О.Н.Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процес...

Картотека опытов с детьми (опыты с водой)

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ОПЫТЫ С ВОДОЙ» Опыт № 1. «Окрашивание воды»....

Картотека опытов с детьми (опыты с песком)

Экспериментирование с песком. Цель и задачи: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать ма...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ "ОПЫТЫ С ВОДОЙ"

Цель:1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущения, являющихся пер...

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»

КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ «ОПЫТЫ С ВОДОЙ»...