Познавательный экологический проект для детей первой младшей группы
проект по окружающему миру на тему

Ознакомление дошкольников с дикими животными в форме представлений - важная педагогическая задача. Формировать и расширять представления детей о диких животных - основная цель нашего проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost.docx87.79 КБ

Предварительный просмотр:

Компания shutterstock - алфавит EPS (1 превью)

Ребятам о зверятах

Познавательный экологический проект

для детей первой младшей группы

Разработчик:

Воробьева Ю. В.

воспитатель.

Актуальность: 

Взаимоотношение человека с природой - актуальный вопрос современности. Совершенно очевидно, что формировать достаточный уровень экологической культуры надо начинать до того, как человек становится взрослым, т. е. на этапе, когда закладываются основы человеческой личности, ее позиции, мировоззрение.

Широко известно, что К. Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу, неоднократно высказанные им в различных трудах, не утратили актуальности и по сей день. К. Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и самые сильные.

Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

В раннем дошкольном возрасте у ребенка, в ходе специально организованного педагогического воздействия, формируются представления. Формирование представлений о закономерностях окружающего мира важный этап умственного развития ребенка.  Ознакомление дошкольников с дикими животными в форме представлений важная педагогическая задача, способствующая как умственному развитию ребенка, так и преследующая цель экологического воспитания личности.

Исходя из этого избранная нами тема является актуальной.

Проблема: Дети раннего возраста имеют недостаточные представления о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условиях обитания, повадках. 

Цель: Формировать и расширять представления детей о диких животных.

Задачи: 

  1. Развивать познавательный интерес к жизни диких животных.
  2. Развивать умение узнавать, называть диких животных и их детенышей.
  3. Формировать знания детей о внешнем виде животных, их повадках, пище, жилищах.
  4. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к диким животным.

Образовательная область

Содержание

1.

Физическое развитие

Развивать умение выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики и т. п.).

2.

Социально – коммуникативное развитие

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Формировать правила поведения на природе.

3.

Художественно – эстетическое развитие

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы.

Развитие продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) по теме проекта. Работа с шаблонами.

Развивать умение различать звуки диких животных; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

4.

Речевое развитие

Развивать умение узнавать некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Обогащать словарь детей существительными, обозначающими диких животных и их детенышей; глаголами, обозначающими действия зверей; прилагательными, обозначающими цвет, величину животных и их частей тела рыжая, серый, косолапый, длинный и др.); наречиями (быстро, холодно, жарко, скользко).

Чтение художественной литературы по теме.

Заучивание потешек.

5.

Познавательное развитие

Рассказывать детям о диких животных, а также

об интересных событиях из их жизни (например, о повадках и хитростях животных).

Воспитывать бережное отношение к животным.

Рассматривать сюжетные картинки.

Методы:

  •  игровые: дидактические, настольные, сюжетно – ролевые игры; обучающие ситуации, игры – путешествия;
  •  словесные: рассказ, беседа, объяснение, аудиоматериалы;
  •  практические: лепка, рисование, аппликация; совместные действия воспитателя и ребенка, драматизации;
  • наглядные: рассматривание сюжетных картин и иллюстраций; фотографий; видеоматериалов, реконструкций.

Участники проекта: воспитатель, дети первой младшей группы, родители.

Тип проекта: экологический, фронтальный, краткосрочный.

Ожидаемые результаты: дети смогут

  1. Самостоятельно узнавать, называть диких животных и их детенышей.
  2. При помощи взрослых рассказывать о внешнем виде животных, их повадках, пище, среде обитания.
  3. Испытывать заботливое и внимательное отношение к диким животным.

Модель трех вопросов

Что мы знаем?

Что хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы узнать?

Дикие животные живут в лесу и в зоопарке.

Где еще живут дикие животные, как они выглядят, что едят.

Спросить у родителей, воспитателя.

Прочитать в книгах.

Рассмотреть фото- и видеоматериалы.

Продолжительность: февраль месяц.

Перспективно – тематический план работы над проектом

Этапы проекта

Содержание

деятельности

Практические материалы

Сроки

Ι. Подготовительный

Составить план работы.

Подобрать наглядный материал для деятельности детей, литературу и наглядные пособия, аудио-  и видеоматериалы.

Подготовить материал для художественного творчества.

Изготовить дид. игры по данной теме.

Подготовить материалы для работы с родителями.

Наполнение центров материалами по соответствующей теме.

Рассматривание энциклопедий, фотографий.

Просмотр фотографий, видеофильмов о жизни диких животных по

компьютеру.

Беседы: «Чем питаются дикие животные», «Как вести себя в зоопарке?»

Подготовить игрушки - фигурки для реконструкции жизни «леса», «саванны», «крайнего севера», «океана».

Январь

ΙΙ. Основной

Игры дидактические

Игры подвижные

Чтение художественной литературы

Рассматривание сюжетных картин, иллюстраций

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Конструктивная

Рассматривание видеоматериалов

Театрализованная деятельность

Коллективная работа

Музыкальная

 «Где чей хвост?», «Чей детёныш?», «Кто где живет?», «Кто что любит?», кубики «Животные».

«У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Шишки собираем – белке помогаем».

Потешки «Зайка серый умывается», «Сидит белка на тележке», «Лиса по лесу ходила».

Е.Чарушин «Медвежонок», «Про зайчат».

В.Бианки «Лис и мышонок», «Первая охота».

А.Барто «Зайка», «Мишка»

Р. Н. с. «Три медведя», «Козлята и волк», «Колобок», загадывание загадок.

Фотоальбом по теме «Лесные животные».

Лепка: «Рога для оленя».

Рисование: «Орешки для белочки».

«Белочка», «Дикие животные».

«Новый теремок».

Мультфильмы «Маша и медведь». Видеоролики.

Игра-драматизация «Теремок».

«Лесная опушка».

Прослушивание голосов животных.

1 неделя февраля «Животные средней полосы»

Игры дидактические

Игры подвижные

Чтение художественной литературы

Рассматривание сюжетных картин

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Конструктивная

Рассматривание видеоматериалов

Коллективная работа

Музыкальная

«Один-много», «Назови ласково», «Четвертый лишний», «Домино», «Мама, папа, я», «Узнай по описанию».

«Караван верблюдов», «Львиная охота», «Слониха со слоненком».

Н. Полякова «Детский сад для зверят».

К. Чуковский «Айболит», «Краденое солнце».

Л. Яхнин «Рога», «Пожарный», «Пианино».

С.Маршак «Детки в клетке», «Усатый-полосатый», «Воробей в зоопарке».

Фотоальбом по теме «Животные жарких стран».

Аппликация: «У водопоя».

Рисование: «Полоски на зебре», «Слон умывается».

«Маленькая черепаха», «У жирафов», «Обезьянки».

Строительство «норы», «логова» из мягких блоков

Мультфильмы «38 попугаев», «Чебурашка и крокодил Гена», «Как львенок и черепаха пели песню». Видеоролики.

«Кто живет в саванне».

Разучивание танца «Чунга-чанга».

2 неделя февраля «Животные жарких стран»

Игры дидактические

Чтение художественной литературы

Рассматривание сюжетных картин

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Конструктивная

Рассматривание видеоматериалов

Театрализованная деятельность

Коллективная работа

Музыкальная

«Сложи картинку», «Так бывает или нет?», «Зоопарк», «Узнай по описанию», «Мама и ее малыш», «Сравни медвежат», «Сравни зверят»

Л. Яхнин «В гости».

Бурмистрова Л., Мороз В. «Мой друг пингвин».

Снегирев Г. «Про пингвинов».

С.Маршак «Детки в клетке».

Фотоальбом по теме «Животные северных стран».

Аппликация «Пингвин».

Рисование: «Белый медведь»

«Лодка», «Пароход», «Бинокль»

«Самолет для поездки на север».

Мультфильмы «Мама для мамонтенка», «Умка», «Приключения пингвиненка Лоло». Видеоролики.

Имитация движений пингвинов, тюленей, оленей.

«Кто живет во льдах»

Прослушивание песенки мамонтенка, песенки Умки.

3 неделя февраля «Животные северных стран»

Игры дидактические

Чтение художественной литературы

Рассматривание сюжетных картин

Художественно-эстетическая деятельность

Пальчиковые игры

Рассматривание видеоматериалов

Коллективная работа

Музыкальная

«Кто в гости к нам пришел?», «Парные картинки», «Найди такого же», «О ком я говорю», «Кто что ест?», «Узнай по силуэту».

Белостоцкая Н. «Морские стихи для детей».

Сорока Л. «Медуза». Ланцетти Ланцетти В. «Разноцветный осьминог».

Матюх Н. «Дельфин». Сударева И. «Морские звездочки».

Фотоальбом по теме «Животные океана»

Раскрашивание фигурок животных.

Лепка: «Ножки для осьминожки»

«Рыбки», «Дельфины»

Мультфильм «Осьминожки».

Видеоролики о дельфинах, медузах, акулах, осьминогах.

«Кто живет в океане».

Прослушивание голосов животных.

4 неделя февраля «Животные океана»

ΙΙΙ. Обобщающий

Комплексное занятие «Поможем Незнайке».

Выставка коллективных работ «Земля - наш общий дом».

Создание книжек-малышек «Загадки о зверятах».

Проведение комплексного занятия.

Рассматривание выставки.

Чтение книжек-малышек.

Март

Взаимодействие с родителями:

  1. Познакомить родителей с примерным планом работы по проекту.
  2. Рекомендации для родителей: «Животные жарких стран», «Как правильно одевать ребенка на прогулку».
  3. Создать книжки-малышки с загадками о животных.
  4. Готовить стенды – выставки коллективных работ.
  5. Подготовить с родителями фото презентации и видео библиотеку по теме, принести мультфильмы.

Вывод:

 Для знакомства детей с представителями животного мира нами использовались как классические, так и современные педагогических технологии: создание коллективных работ – яркое отражение технологии сотрудничества; множество дидактических игр – часть игровой технологии; наличие подвижных и пальчиковых игр соответствует здоровьесбергающим технологиям

Индивидуально-дифференцированный подход способствовал созданию благоприятной эмоциональной обстановки, ребятам было интересно, они увидели результаты своих действий.  

Значительно укрепились связи с семьей.

Используемая литература: 

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., «Просвещение», 1992.
  2. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в первой младшей группе детского сада.
  3. Боратеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992
  4. Винникова Г. И. Занятия с детьми 2—3 лет: социальное разбитие, окружающий мир. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
  5. Все о животных. Энциклопедия для детей. – М., «Махаон», 1999.
  6.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада.
  7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стихи и рассказы о животном мире. – М., 2005.
  8. Комплексно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы».
  9. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей».
  10. Материалы Интернет-ресурсов.
  11. Моя первая энциклопедия животных. – М., «Эксмо»,2007.
  12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – С.-П., 2007.
  13. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., «Просвещение», 2001
  14. Первая книга малыша. Энциклопедия для детей от 6 месяцев и старше
  15. Печерская А. Н. Хрестоматия для детского сада группа раннего возраста.
  16. Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.
  17. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста.
  18. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.

В данной работе представленоИнтегрированное познавательно - экологическое занятие во второй младшей группе.Тема:"Путешествие в волшебный лес".Цель:1.Обобщать знания детей о диких и домашних животных, ...

Интегрированное познавательно- экологическое занятие во второй младшей группе.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе "Путешествие в сказочный лес"...

Экологический проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»

Главная задача пректа приобщение детей к пониманию и восприятию окружающей их природы....

Познавательно - экологический проект для детей старшей группы "Тётушка Тыква"

В проекте описывается создание условий, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию тыквы....

Экологический проект во второй младшей группе "Наши младшие друзья"

Проект во второй младшей группе «Наши младшие друзья»Пояснительная запискаЭкологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего вре...

Экологический проект для первой младшей группы Проект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино".

Экологический проект для первой младшей группыПроект для детей первой младшей группы "Огород для Чиполлино"....