Роль экологического воспитания дошкольников в детском саду
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему

Рункова Любовь Васильевна
«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет. " В. Владиславский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль экологического воспитания дошкольников в детском саду

«Человек-дитя природы и жизнь он черпает только у матери-земли. Однако человек иногда забывает об этом, иногда позволяет себе относиться к матери без должного уважения. Как и любая мать, природа многое прощала и прощает ему, но ведь не беспредельно. И чем раньше человек поймёт это, чем раньше осознает свою кровную связь с землёй, тем крепче, здоровее, счастливее он будет. "

В. Владиславский

Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно актуальная проблема современности. Актуальность её очевидна. Это и ухудшение состояния воздуха, воды, вследствие интенсивного и порой, неграмотного их использования, и нарушение природного равновесия, что приводит к деградации целых экосистем, и прямая угроза здоровью и жизни людей, особенно детей. Поток информации об экологической катастрофе, нависшей над человечеством, её анализ показывает и главную причину - низкий уровень экологической культуры, экологического сознания у большинства людей.

Что же такое экологическое сознание, экологическая культура и как их можно понимать применительно к области дошкольного воспитания? Экологическое сознание - это общественное сознание, которое может складываться двумя путями: стихийным или сознательным - посредством целенаправленного воспитания и образования, в этом немалую роль играют воспитатели детского сада.

Дошкольное детство - ответственный период жизни человека: в нем закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём.

Работа по экологическому воспитанию дошкольников обладает большими возможностями и перспективой. Природа - сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть. Все, кому неравнодушна судьба природы и наших детей: отворите детям окна в природу, научите ощущать её красоту и неповторимость! Помните, чем раньше познакомится с удивительным миром природы маленький человек, тем раньше у него пробудится желание ценить и беречь всё, что его окружает, тем больше будет посеяно в его душе зерен доброты, тем скорее он почувствует неразрывную связь, своё родство с этим удивительным миром.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

За время пребывания в детском саду, дети должны получить воспитание любви к природе родного края, умения понимать и чувствовать её красоту, бережно относиться к растениям и животным;  

получить определенные знания о живой и неживой природе, а также о самых простых природных явлениях (дождь, снег, роса);

развивать эстетические чувства и умение любоваться природой;

научиться гуманно относиться к природе;

осознавать себя как часть природы;

овладеть навыками безопасного поведения в повседневной жизни;

уметь применять знания на практике (вырастить цветок и уметь ухаживать за ним).

Самой главной задачей экологического воспитания в детском саду является развитие у малышей чувства гуманности, но это невозможно достичь, без достижения и других целей, поставленных перед воспитателям. . Поэтому нужно  сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь. Ребёнок в дошкольном возрасте ощущает себя частью природы, и задача педагога — укрепить эту связь.  На занятиях по экологии использовать различные формы обучения.  Это могут быть: экскурсии, беседы с воспитателем о природе, животных, растениях, чтение художественной литературы, рассказы об особенностях ухода за животными.   Самостоятельная работа детей. Применение полученных дошкольниками экологических знаний на практике. Например, они могут самостоятельно (но под присмотром воспитателя) поливать цветы, кормить животных в живом уголке, собирать гербарии или коллекции. Экологическое воспитание начинается с заботы детей о растениях и животных. Так, на примере мультфильма «Клад» можно обсудить значение и ценность обыкновенной питьевой воды, а после просмотра мультика «Паровозик из Ромашкова» — порассуждать о том, как важно время от времени останавливаться и наблюдать за природой, наслаждаться удивительным окружающим миром. Рассматривание картинок и картин — один из приёмов, используемых на занятиях. В первой и второй младших группах используются простые картинки, изображающие растения, животных, овощи, фрукты. В средней, старшей и подготовительной группах можно рассматривать репродукции картин известных художников («Грачи прилетели» А. Саврасова, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Жук» И. Кабакова, «Золотая осень» И. Левитана) и просить ребят рассказать, что они видят на них. Экологическое лото позволяет обобщить представления детей о различных видах растений и животных Игры также можно применять на занятиях по экологическому воспитанию, причём как настольные (например, различные лото, «Найди пару», «Где кто живёт», «Вершки и корешки»), так и подвижные (например, «Спасительное дерево», «Гномики в лесу», «В зоопарке» и любимая от мала до велика потешка «У оленя дом большой.                                                                                                                                    В процессе экологического образования в детском саду следует особое внимание уделять исследовательской деятельности детей. В этом может помочь разработка различных проектов, которые могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.  

Они нужны для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте дети раскрывают причины наблюдаемого явления, подходят к самостоятельным умозаключениям. Уточняют знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.). Опыты способствуют формированию у познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.                                                                

 Если выбирать самые увлекательные занятия для дошкольников в ДОУ, то экологическое направление вне конкуренции, учитывая, что данную составляющую можно привнести в любую образовательно-воспитательную деятельность. Дети любознательны, они любят всё, что связано с исследованиями, а окружающий мир выступает как увлекательнейший предмет для изучения. Остаётся только сформировать правильное к нему отношение. Это является главной задачей педагогов детского сада при реализации экологического воспитания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического воспитания дошкольников в детском саду

Цель экологического воспитания-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в отн...

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду и семье»

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...

"Экологическое воспитание дошкольников в детском саду"

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности ...

"Экологическое воспитание дошкольников в детском саду"

          Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Человек познает мир на протяжении ...

"Экологическое воспитание дошкольников в детском саду"

Любовь к природе  - великое чувство.  Оно помогает человеку стать добрее, справедливее,честнее..Дошкольный возраст - наиболее благоприятный  период экологического воспитания .Ребенок по...

Статья на тему: «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду»

В наши дни все чаще встает вопрос о экологии. Именно от нее напрямую зависит наше здоровье, а значит и наша жизнь. Поэтому важным направлением дошкольного образования является экологическое воспитание...

Роль озеленения и ландшафтного дизайна для экологического воспитания дошкольников в детском саду

Детский сад – место, где ребенок развивается, учится и играет. Выбирая дошкольное учреждение для своего ребенка, родители обращают внимание не только на обстановку в группе, но и на дизайн участ...