Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «На лесной полянке».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Меринова Анастасия Владимировна

Тема занятия: «Насекомые»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе «На лесной полянке».

Тема занятия: «Насекомые»

Цель: Имеют представления о насекомых.

Задачи:

1. Расширять представление детей о внешнем виде и жизненных проявлениях насекомых; продолжать учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; упражнять детей делать обобщения; отвечать на вопросы полным ответом; активизировать память.

2. Развивать связную речь, творческую активность, воображение.

3. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Материалы: Картинки с насекомыми, модели насекомых, модели цветов и травы для оформления полянки, 10 разрезанных картинок, волшебная палочка.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, рассматривание иллюстраций с насекомыми, разучивание четверостиший.

Ход занятия:

Дети занимаются своими делами. Стук в дверь

Воспитатель: Кто-то в дверь стучится. Пойду, дверь открою. Посмотрю кто там.

Воспитатель открывает дверь, ему передают конверт. Кручу его в руках, показывая детям.

Воспитатель: Ребята что это?

Дети: Конверт

Воспитатель: А что с ним нужно делать?

Дети: Открыть и посмотреть, что в нем.

Воспитатель открывает конверт там карточки с разными насекомыми, вывешивает их на доску.

Воспитатель: Кто изображен на картинке?

Дети: божья коровка, бабочка, кузнечик …

Воспитатель: Как, одним словом их можно назвать?

Дети: Насекомые

Воспитатель: Конечно, это насекомые. Посмотрите, какие они разные, красивые, яркие. Ребята, а чем они похожи между собой?

Дети: Есть ножки, крылышки, тельце…

Воспитатель: А чем отличаются друг от друга?

Дети: цвет, форма тельца, форма крылышек…

Воспитатель: Все больше ничего не расскажите? Мир насекомых очень разнообразен и интересен, но мы, к сожалению, мало что о нем знаем. Так что же нам делать? Как быть?

Дети: Нужно больше узнать о насекомых.

Воспитатель: Ну, хорошо сегодня мы узнаем как можно больше о насекомых. Сейчас мы с вами ребята отправимся на лесную полянку.

Отправляемся с детьми на лесную полянку и говорим такие слова:

Мы полетим на самолете,

И поплывем на пароходе,

Потом пешком пройдем

И на полянку попадем.

Вот и наша лесная полянка. Как здесь красиво, свежо, светит солнышко и много разных насекомых.

Ребята кто знает, как можно определить, что это насекомое?

Дети: 6 лапок, крылышки…

Воспитатель: Да, у насекомых 3 пары ног, три части тела: голова, грудь, брюшко. А как вы думаете, почему их называют насекомыми?

Дети: Их называют насекомыми, потому что они маленькие

Воспитатель: Называют их насекомыми от слова насечка, насекать. На брюшке каждого насекомого видны поперечные полоски, насечки. Ребята, отгадайте загадку.

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок.

Дети: бабочка

Воспитатель: Посмотрите на нашу полянку, сколько много красивых бабочек. Ребята скажите они все одинаковые?

Дети: нет

Воспитатель: А чем они отличатся?

Дети: Рисунком на крылышках, цветом, размером

Воспитатель: Конечно, они разные. Бабочки рекордсмены природы по разнообразию окраски. Отличаются они и размером. А как вы думаете, чем питаются бабочки?

Дети: соком цветов, пыльцой, нектаром.

Воспитатель: Правильно, бабочки сосут нектар и таким образом опыляют растения и питаются, а если время цветов ещё не пришло, то они могут попить березового или кленового сока. Размножаются бабочки летом. Яичко они откладывают в почву или в ткани растений. Из яичка появляется личинка - гусеница. Через некоторое время гусеница сбрасывает свою шкурку и превращается в куколку. Из куколки выходит крылатая бабочка. Ребята, а вот еще одна загадка.

Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он.

Дети: кузнечик

Воспитатель: Конечно это кузнечик. А каким цветом бывают кузнечики?

Дети: Они бывают зелеными и коричневыми

Воспитатель: Да, они бывают двух цветов зеленными и коричневыми, что служит для них отличной маскировкой от птиц, лягушек, ящериц. У кузнечиков очень мощные, длинные заднии лапки. С их помощью они могут совершать очень далекие прыжки. Кузнечики – необычные насекомые. Орган слуха у них находится на ногах, а стрекочут они крылышками. А вы знаете чем питаются кузнечики?

Дети: Кузнечики питаются травкой, листиками, цветочками.

Воспитатель: Правильно одни виды кузнечиков питаются травой, цветами, почками. Так же есть виды кузнечиков, которые питаются мелкими насекомыми, например мухами, мелкими бабочками и их гусеницами. Ребята посмотрите, какая красивая палочка (беру палочку в руки и рассматриваю). Она волшебная. Сейчас я взмахну палочкой, и вы превратитесь в насекомых. Раз, два, три. Насекомые расправили свои крылья и полетели: Летит пчела, жужжит: ж-ж-ж. Летит комарик, звенит: з-з-з-з. Кузнечики запрыгали. Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала. Сейчас я взмахну палочкой и вы обратно превратитесь в детей. Раз, два, три.

Вы с вами немножко отдохнули, набрались сил, чтобы продолжить наше путешествие по лесной полянке. И вот еще одна загадка:

«Всех жучков она милее,

Спинка алая у ней.

А на ней кружочки-

Черненькие точки».

Дети: Божья коровка

Воспитатель: Молодцы, это божья коровка. Посмотрите ребята, на нашей полянке есть божьи коровки?

Дети: Да

Воспитатель: А какого они цвета?

Дети: На полянке есть желтые и красные божьи коровки.

Воспитатель: Да, на нашей полянке всего два вида божьих коровок. На самом деле, они бывают разных цветов и узоров. Божьи коровки – хищники. Они питаются тлей, белокрылками и другими мелкими насекомыми, которые истощают растения. Когда божья коровка откладывает яйца, она специально прикрепляет их туда, где больше всего паразитов. Как только личинки появляются из яиц, они сразу набрасываются на добычу. Ребята посмотрите на полянку мы о всех насекомых поговорили?

Дети: Нет

Воспитатель: Правильно, мы еще не поговорили о жуке-олене. Как вы думаете, почему его так назвали?

Дети: Потому что у него большие рога, похожие на рога оленя.

Воспитатель: Правильно, только это у него не рога, а челюсти, которые напоминаю ветвистые рога оленя. Рога нужны им для проведения турниров. Самцы сходятся в схватке, как настоящие олени. Битвы проходят на ветках деревьев. Правила просты: нужно оторвать противника от дерева и сбросить на землю. Побежденный жук расправляет крылья и улетает прочь от места турнира. В поединках жуки- олени всегда ищут равных себе по размерам. Маленьких они не трогают. Питается жук-олень соком деревьев. Челюсти у них очень сильные, жук-олень способен поднять вес, в сто раз превышающий его собственный. Личинка жука-оленя проводит под корой пять-шесть лет, питаясь трухлявой древесиной. Здоровые деревья жуки-олени не трогают, самки откладывают яйца только в умирающие и засыхающие деревья. Взрослый жук-олень живет всего несколько недель. Жук-олень занесен в красную книгу России, потому что вырубают леса, опрыскивают деревья ядохимикатами, которые отравляют древесный сок, и жуки погибают. Также на них охотятся птицы. Посмотрите, что это такое? Пока мы с вами разговаривали о мире насекомых, кто-то разрезал мои картинки. Что мы можем сделать? Как нам их починить?

Дети: Мы можем их собрать.

Воспитатель: И вправду их можно собрать и посмотреть кто на них изображен. Присаживайтесь за столы, собирайте части в картинку.

Дети собирают картинки.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы спасли мои картинки, а кто изображен на картинках, назовите их?

Дети: стрекоза, комар, муха, пчела, муравей, таракан, оса, майский жук, колорадский жук, богомол.

Воспитатель: Правильно всех назвали, а скажите нужно беречь насекомых?

Дети: Да, они полезны для природы.

Воспитатель: Конечно, они полезны. Мы с вами погуляли по нашей лесной полянке, познакомились поближе с насекомыми, но пора возвращаться в наш детский сад.

Мы полетим на самолете,

И поплывем на пароходе,

Потом пешком пройдем

И в детский сад вернемся.

Воспитатель: Ребята, где же мы сегодня с вами были?

Дети: Мы были на лесной полянке.

Воспитатель: А что мы делали на ней?

Дети: Мы говорили о насекомых, собирали картинки, отгадывали загадки.

Воспитатель: Что вам было сложно? А что было легко? Понравилось ли вам?