Экологическая экскурсия «В гости к насекомым»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему

Гончарова Ольга Викторовна

Экологическая экскурсия в направлена на знакомство с насекомыми. Материал рассчитан для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_ekskursiya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая  экскурсия в младшей группе

 «В гости к насекомым»

Цель: дать детям представление о разнообразие мира насекомых, их окраске, поведении, образе жизни и месте их обитания.

Задачи:

Образовательные:

- формировать представление о насекомых;

- учить относиться к ним с осторожностью.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к наблюдению за жизнью насекомых.

Развивающие:

- развивать речь, память детей.

Ход экскурсии

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами пойдем на экскурсию по нашему детскому саду. Давайте сегодня будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными.  Отгадайте загадку:

Солнце печет, липа цветет.

Рожь поспевает, когда это бывает?

Дети: Летом!

Воспитатель:      Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

                            Я реки согреваю, «купайтесь» - приглашаю.

                            И любите за это вы все меня, я …

Дети: Лето!

Воспитатель: Конечно лето! Лето – чудесное время года. Долгие солнечные дни сменяют короткие теплые ночи. Чаще всего стоит ясная погода, и бескрайнее синее небо простирается над головой. Деревья стоят в пышных нарядах из листвы. Под ними всюду густо растет трава, усеянная цветами. А над ними порхают бабочки и жужжат всякие мурашки.

   Лето украшает сады и огороды. Спеют сочные вишни, за ними спешат абрикосы и персики. Поспевают большие красные ягоды клубники.

   У лета чудесный звонкий голос – это поют высоко в небе или скрытые в ветвях деревьев птицы ближе к вечеру музыка лета меняется – вступает хор сверчков, который не смолкает до утра.

   И даже дождь летом – теплый и ласковый. Из-за низких туч воздух становится горячим. Прохладные капли дождя смывают пыль с дорог и листвы, благодаря чему после она заиграет еще более чистым сиянием.

   Лето - яркое, разноцветное… Июнь не похож на август, и у июля есть чем порадовать глаз. Высокое чистое небо, теплая прозрачная вода речек, спелые фрукты, насыщенные цвета вокруг. Вот за что мы с вами так любим лето!

Воспитатель: Мы сегодня будем наблюдать за насекомыми. Скажите, каких вы знаете насекомых?

Дети: Пчелы, муравьи, осы, кузнечики и т.д.

Воспитатель: Да, насекомых очень много, но с некоторыми из них мы сталкиваемся почти каждый день – это муха, комар, муравей, пчелы и т.д.

Послушайте стихотворения В.А. Леонова о насекомых:

Когда солнышко взайдет,

И тепло весной придет,

Насекомых мир проснется

Жизнь привычная начнется.

Муха, жеу, кезнечик прыткий

Бабочка и шмель душистый.

Осы, пчелы и стрекозы

Будут радовать нас снова.

***

Они кусают и грызут,

Летают, ползают, снуют,

Паразитируют, вредят

И урожай порой едят.

Они нам сильно докучают

Но мать природа ведь не зря,

И года в год оберегает,

Жизнь насекомым всем даря!

Воспитатель: Понравились вам стихи? Интересные! Угадайте, что у меня в руках? Вы знаете как наывается этот предмет?

Дети: Лупа!

Воспитатель: Для чего он?

Дети: Незнаем!

Воспитатель: Лупа – увеличительное стекло, через нее можно рассмотреть мелкие детали, предметы. Я вам предлагаю отправиться вместе со мной на экскурсию по нашему детскому саду и понаблюдать за насекомыми, которые живут в нашем детском саду!

Итак, наша первая остановка будет возле дерева Туя, напротив музыкального зала. Посмотрите, сколько здесь много маленьких букашек, они снуют туда-сюда, из норки в норку, лазают по дереву. Ребята возьмите лупы, рассмотрите из по внимательнее. Кто это?

Дети: Муравьи.

Воспитатель: Правильно, у муравья утонченное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У него сильные челюсти, подвижные усики.

Муравьи хорошие строители. Муравейник – это просторный уютный дом. В нем есть кухни, детские и даже туалетные комнаты. Муравьи содержат свой дом в чистоте.

Муравьи живут в муравейнике большой дружной семьей. Правит в муравейнике муравьиная принцесса. Охраняют ее солдаты.

Муравьи- хищники. У них в лесу много врагов.

(воспитатель показывает картинку с изображением муравья)

Воспитатель: Идем дальше, следующая остановка «огород», он находится возле кухни. Посмотрите, что здесь растут: кабачки, морковка, петрушка, укроп. В огороде можно увидеть божью коровку. Возьмите лупу понаблюдайте за ней. Божья коровка- маленький жучок. У нее выпуклое овальное тело, ярко-красная и оранжевая спинка, украшенная черными точками. Божья коровка умеет ловко ползать по стебелькам трав, а может и летать, даже на большие расстояния. У нее есть маленькие крылышки, а под ними жесткие коричневые под крылья.

Красная или оранжевая окраска божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой окраской насекомые несъедобные.

Божьи коровки - хищные насекомые. Они поедают других насекомых, очень вредных для сельского хозяйства, и поэтому приносят людям пользу.

(воспитатель показывает картинку с изображением божьей коровки)

Воспитатель: ребята вы наверно устали? Давайте передохнем и сделаем зарядку!

Физминутка «Кузнечики»

Поднимайте плечики раз, два, раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травку покушали

Тишину послушали.

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко!

Воспитатель: Размялись? Отдохнули?

Дети: Да!

Воспитатель: Следующая остановка «Клумба» у входа в детский сад. Посмотрите ребята, сколько здесь цветов, а возле них летают бабочки, пчелы, шмели. Мы на них посмотрим со стороны, близко  подходить не будем, они могут ужалить. А вот здесь в траве, можно увидеть кузнечика и стрекозу. Возьмите лупы понаблюдаем за ними.

Пчела.

 У пчелы есть голова, грудь, брюшко, ножки. Тело пчелы покрыто волосками черного и желтого цвета. С их помощью она переносит пыльцу с цветка на цветок. На задних лапках пчелы находятся особые корзиночки для сбора пыльцы.

У пчелы большие глаза, которыми она различает окраску цветов. У пчелы сильные челюсти а язычок имеет форму желобка и покрыта волосками. Пчела может очень сильно ужалить ведь у нее брюшке прячется острое жало.

Дружная пчелиная семья живет в улье. В каждом улье есть самая большая пчела- это царица пчел. Ее окружают рабочие пчелы, которые кормят царицу и ухаживают за ней. Царица пчел откладывает яички в ячейки, из которых в начале лета появляются молодые пчелы. (показ изображения)

Бабочка

У бабочки две пары крыльев, покрытых чешуйками. Тело тоже покрыто чешуйками и волосками. У этих насекомых короткие ушки и большие глаза. Свернутый в спираль хоботок- это не рот.

Перелитая с цветка на цветок, бабочки собирают нектар и опыляют растения.

Летом самка бабочки откладывает яички в почву или на растения. Через время из яичек появляются личинки-гусеницы. Гусеницы - очень прожорливые: они грызут листья и стебли растений, сочные плоды.

Потом гусеницы сбрасывают шкурку и превращаются в куколок. А из куколок через некоторое время появляется бабочка. Маленьких бабочек называют мотыльками.

Бабочки не только украшают наши луга и поля, но и приносят человеку пользу. Бабочки тутового шелкопряда дарят людям нити из которых получают натуральный шелк. (показ изображения)

Шмель

У шмеля четыре небольших крылышка, он окрашен ярко-желтыми и черными полосками. Такая окраска бывает у насекомых имеющие ядовитое жало. У шмеля острое обоняние и зрение.

Весной самка шмеля строит уютное гнездышко. Она запасает в гнезде мед и откладывает - яички, из которых появляются личинки. Из личинок появляются куколки. А из них молодые шмели.

Осенью все рабочие шмели погибают. В гнезде до весны остаются лишь молодые шмели. (показ изображения)

Кузнечик

У кузнечика стройное тело, длинные усики и мощные ноги, есть на ногах уши. А вот «поет» он с помощью крыльев. Кузнечит любит жить в густой траве, в кустиках. Они питаются соком растений, нектаром цветов, насекомыми.

В природе у них много врагов. Охотятся за ними птицы и даже лиса. От врагов кузнечик спасается благодаря защитной окраске и своей ловкости. (показ изображения)

Стрекоза

У стрекозы четыре крыла, длинное брюшко. Она летает быстро и ловко. У стрекозы огромные глаза. Которые помогают ей высматривать добычу. Усики у стрекозы короткие, почти незаметные.

Стрекоза хищное насекомое. Она питается маленькими мошками, комарами и жуками. Свои личинки стрекоза откладывает в воду. Ее называют «нимфой»

Осенью когда становится холодно, корма становится мало. Стрекоза прячется под сухие листья, забиваются под кору и спят до весны. (показ изображения)

Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне. Ответьте на вопросы: Кого мы с вами сегодня встретили на нашей экскурсии, за кем наблюдали?

Дети: за бабочками, муравьями, кузнечиками, пчелами и божьей коровкой.

Воспитатель: Как их всех можно назвать одним словом?

Дети: Насекомые.

Воспитатель: Как они передвигаются?

Дети: Кто-то ползает, летает, прыгает.

Воспитатель: Отлично, хотите поиграть?

Игра «Парад насекомых»

  1. Покажите мне трудолюбивую пчелку.
  2. Покажите суетливого муравья.
  3. Покажите нарядную божью коровку.
  4. Покажите веселую стрекозу.

Воспитатель: Как интересно вы изображаете насекомых. А нам пора возвращаться на нашу площадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие на тему "В гостях у насекомых".

Занятие рекомендуется проводить с детьми средней группы в конце учебного года, с учетом ранее полученных знаний и приобретенного методом наблюдения опыта....

В гости к насекомым.

План-конспект на татарском языке для второй младшей группы по ознакомлению с окружающим миром....

НОД "В гости к насекомым"

Уточнять представление о насекомых, их преспособленности к среде обитания....

НОД "В гостях у насекомых" с использованием игр-презентаций.

НОД "В гостях у насекомых" (игры-презентации)...

Досуг « В гостях у насекомых»

Досуг для детей старшего возраста...

В гости к насекомым

1)   Расширять представления детей о жизни насекомых.2)   Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.3)   Активизировать употребление в речи назван...

Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у насекомых»

Закрепление представлений детей о насекомых: внешний вид, где живет, чем питается, какую пользу приносит.Задачи:Обучающие:Закрепить и уточнить знания детей о насекомых.Развивать память, мышление...