"Исследовательская деятельность в ДОУ"
статья по окружающему миру на тему

Гаврилюк Наталья Геннадьевна

 

Для успешной реализации исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования; методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                   

Исследовательская деятельность в ДОУ

                                                                                 

                                                                                Гаврилюк Н.Г воспитатель

                                                             МБДОУ детского сада

 №70 «Журавлик»

                                                                                                               г. Пушкино

                                           Исследовательская деятельность в ДОУ  

                                                                                  Гаврилюк Н.Г.воспитатель

                                                             МБДОУ детского сада  №70 «Журавлик»

                                                                                                               г. Пушкино

                                                                                   Знание только тогда знания 
                                      когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.

                                                                                                           Л.Н. Толстой

        Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

         Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому поисково-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе с дошкольниками. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых. Возможность усвоения природоведческих знаний детьми дошкольного возраста обосновали в  своих исследованиях С.Н. Николаева, Л.С. Игнатьина, Н.Н. Кондратьева, П.Г. Саморукова, Е.Ф. Терентьева. А.М.Федорова. А.И. Иванова, Н.А.Рыжова и детские психологи А.В.Запорожец. Н.Н. Поддъяков.

           Исследовательская деятельность – это осознанная,  рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются входе самостоятельного поиска.

          Некоторые программы, реализуемые в ДОУ, предусматривают значительное количество занятий с детьми о растениях, животных, строении Солнечной системы, но в них часто  предполагается преимущественное  использование словесного метода: рассказ воспитателя, объяснение вместо наблюдения, совсем не присутствует опытно-экспериментальная работа, мало внимания, уделено, труду в природе. Дети получают много знаний, но они  даются в готовом виде, т.е. всю информацию они черпают из рассказа воспитателя. “Программы рассчитаны на получение готовых знаний, а не на практическую деятельность детей”.

        Включение  исследовательского  метода  в реализацию педагогического процесса позволяет нивелировать этот недостаток, активизируя самостоятельную поисково-познавательную деятельность детей.

         Для успешной реализации исследовательской деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуется серьезная подготовка педагогов к организации проектирования; методическое, дидактическое и материально-техническое обеспечение.

        Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. В решении этой задачи, а также для формирования системы элементарных научных экологических знаний существенную роль играет поисково-исследовательская деятельность. Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

     Занимательные опыты и эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определенной им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде.

     Что же такое опыт и эксперимент? Опыт – это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Эксперимент – чувственно - предметная деятельность в науке: в более узком смысле – опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотезы и т.п. Исходя из формулировки понятий опыта и эксперимента, можно сделать вывод о значении опытно-экспериментальной деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, учатся делать выводы. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно - следственных связей.

     При работе над исследовательской деятельностью  с детьми педагогу необходимо твердо знать  структуру эксперимента и особенности экспериментирования в разных возрастных группах.

     В каждом эксперименте  выделяют следующие этапы:

1. Осознание того, что хочешь узнать.

2. Формулирование задачи исследования.

3. Продумывание методики экспериментирования.

4. Выслушивание инструкций и критических замечаний.

5. Прогнозирование результатов.

6. Выполнение работы.

7. Соблюдение правил безопасности.

8. Наблюдение результатов

9. Фиксирование результатов.

10. Анализ полученных данных.

11. Словесный отчет об увиденном.

12. Формулирование выводов.

       При правильной организации работы у детей  формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит к детям, а педагог уже не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью.  Но и в этом случае следует сначала при помощи наводящих вопросов направить действия детей в нужное направление, а не давать готовых решений.

     При проведении опытов работа чаще всего строится по этапам: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент, а потом следить за ходом его выполнения.

     Расширяются возможности по фиксированию результатов: применяются графические способы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация, объемное засушивание, консервирование и т.п.). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы. Составлять развернутый рассказ об увиденном. Воспитатель должен задавать вопросы, стимулирующие развитие логического мышления.

           Как показала практика, метод проектов также очень актуален и эффективен в исследовательской деятельности. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему. Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.

          Дошкольники учатся  договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектной деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

          Также работа   строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Совместно обсудив план - проект и нацелившись на дальнейшую работу, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач.

       Выстраивание отношений с родителями по принципам взаимосвязи, взаимопонимания, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития ребенка. Я  считаю, что становление познавательно-исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.  Главными  учителями, конечно,  выступают  родители.  Родители, грамотные и   заинтересованные   во  всестороннем  развитии  ребенка. Родители, действующие  в  тесном тандеме  с  воспитателем. Только вместе мы  способны поддержать изначально присущую ребенку познавательную направленность, любознательность, не дать ей "заглохнуть",  и развить его познавательные интересы.

            Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

        Я  люблю  заниматься  исследовательской  деятельностью  со  своими  дошколятами. Ведь  так  здорово  видеть,  когда дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. А  мне, как  педагогу – это  приятно  вдвойне. У  меня  всё  есть  для  исследовательской  работы:  моя  мини  лаборатория,  которую  я  собирала  по  крупицам  и  огромное  желание,  сделать  нашу  жизнь  в  группе  немного  интереснее  и  загадочнее.  Ведь  должны  же  дети  верить  в  чудеса!!!

"Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А.

ЛИТЕРАТУРА: Изучены работы по данному вопросу таких ведущих авторов: А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.Э. Куликовская , Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьева, Н.А.Рыжова, интернет сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Развитие у дошкольников исследовательской культуры средствами ТРИЗ - технологии в разных видах детской деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность.

Уважаемые педагоги! Если вы хотите идти на работу как на праздник; если вам нравится, когда глаза детей блестят; если вы хотите получать от каждого занятия максимум удовольствия; если вы желаете общат...