Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

МАРИЧЕВА ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_i_eksperimentirovanie.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

 по "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование"

 в подготовительной к школе  группе

 на 2018-2019 учебный год

Тема

Дата

Цели и задачи

Литература

Сентябрь

1

Путешествие  колоска

05.09.2018

Задачи: закрепить  знания  детей  о  злаковых  культурах, из  которых  выпекают  белый  и  чёрный  хлеб; развивать  умение  различать  растения  по  характерным  признакам(строение  колоска, цвет, количество  зёрен); познакомить  с  современной  технологией  изготовления  хлеба  и  сравнить  с  тем, как  его  изготовляли  раньше. технологией  изготовления  хлеба  и  сравнить  с  тем, как  его  изготовляли  раньше.

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012

2

Сила тяготения

12.09.2018

Дать детям представление о существовании невидимой силы –силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.47-48

3

Посещение  кафе  «Дары  осени»

19.09.2018

систематизировать  представления  детей  об  овощах  и  фруктах; упражнять  детей  в  составлении  описательных  рассказов  об  овощах  и  фруктах; познакомить  с  технологией  приготовления  блюд  из  овощей  и  фруктов

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012

4

Упрямые предметы. Хитрости инерции.

26.09.2018

Познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдений. Познакомить детей с фокусом, основанном на физическом явлении – инерции; показать возможность практического использования инерции в повседневной жизни (отличать сырые яйца от вареных)

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.48-51, 55-56

Октябрь

5

Как  растения  готовятся  к  зиме . 

03.10.2018

формировать  у  детей  представления  о  состоянии  растений  осенью; дать  знания  о  плодах  и  семенах  деревьев, кустарников, травянистых  растений; дать  знания  о  способах  распространения  семян; учить  устанавливать  связи  между  состоянием  растений  и  условиями  среды, выявлять  причины  происходящих  изменений  в  природе; познакомить  детей  с  трудом  взрослых  в  парке  по  уходу  за  растениями  осенью; 

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012.  Стр.323-329

6

Волшебные стеклышки

10.10.2018

Познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить ,для чего они нужны человеку

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.51-53

7

Унылая пора! Очей очарованье!...

17.10.2018

Закреплять представления о золотом периоде осени; учить устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; развивать память, мышление; умение видеть поэтическую красоту золотой осени; совершенствовать воображение, активизировать словарный запас, употребляя в речи слова «заморозок», «ледостав».

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.329-332

8

Почему предметы движутся?

24.10.2018

Познакомить детей с физическими понятиями: «сила», «трение»; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр.53-55

9

Как  и  для  чего  человек  дышит.

31.10.2018

Познакомить детей с дыхательной системой человека; продолжать воспитывать познавательный интерес к человеку.

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр332-333

Ноябрь

10

Путешествие  в  осенний  лес

07.11.2018

обобщить  и  систематизировать  знания  детей  об  осени; учить  устанавливать  связи  между  продолжительностью  дня, температурой  воздуха, состоянием  растений, наличием  пищи  для  животных  и  приспособлением  их  к  зиме; учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом; развивать логическое мышление (логическая задача «Книжка про осень») ; развитие творческого воображения; воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

 Выполнение задания  11 в рабочей тетради

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.334-337

11

Беседа «Для  чего  растению  нужны  семена»

14.11.2018

закрепить  представления  о  том, что  семя-конечная  стадия  роста  растения, оно  необходимо  для  начала  жизни  нового  растения; формирование  представлений  о  распространении  семян  растений; развивать  наблюдательность, внимание, зрительную  память

Выполнение задания 12 в рабочей тетради

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.337-341

12

Путешествие капельки

21.11.2018

формирование  представлений  о  круговороте  воды  в  природе; развивать  умение  самостоятельно  устанавливать  причинно-следственные  связи; воспитывать  у  детей  бережное  отношение  к  воде

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.341-345

13

Что такое масса?

28.11.2018

Выявить свойство предметов – массу; познакомить с прибором для измерения массы – чашечными весами; научить способам их использования

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр56-59

Декабрь

14

Клуб знатоков леса

05.12.2018

Формировать  у детей умение  на  практике  применять  знания  о  приспособлениях  животных  и  растений  к  условиям  жизни; формировать   умения  выделять  и  сравнивать  существенные  признаки, понимать  причинно-следственные  связи; развивать  доказательную, связную   речь.

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр. 347-350

15

Воздух

12.12.2018

Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха,  имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Выполнение задания 8  в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1»

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр59-61

16

Приключения Мамонтёнка

19.12.2018

Закреплять знания о четырёх классах животных:  насекомых, птицах, зверях, рыбах;

учить детей выделять характерные    признаки    каждого класса животных с опорой на   модели;    тренировать в синхронизации понятий по   заданному   признаку;  обогащать словарный запас.

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.350-352

Январь

17

Как  живут  наши  пернатые  друзья  зимой

09.01.2019

Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва  и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим пернатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Выполнение задания 25  в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.354-359

18

Почему не тонут корабли?

16.01.2019

Выявить с детьми зависимость плавучести предметов от равновесия сил: соответствие размера, формы предмета с весом

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр 68-70

19

Север – царства льда и снега

23.01.2019

формировать представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры;

учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе;        закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата;   развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; вести диалог, отстаивать свое мнение, строить мыслительную операцию — сравнение, доказательную речь

Выполнение задания 27  в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.359-362

20

Что такое огонь?

30.01.2019

Познакомить с огнем как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле; показать противоречивость этого явления (несет жизнь и смерть); познакомить с историей использования огня человеком; активизировать словарный запас

Выполнение задания 28  в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр 362-368

Февраль

21

Лес как экологическая система

06.02.2019

Сформировать понятие «Этажи леса»; выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле»

Выполнение задания 30  в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 1»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.370-375

22

Пищевые цепочки в лесу

13.02.2019

закрепить знания о взаимодействии в экосистеме «Лес» растений, животных и факторов неживой  природы  на уровне частных   и   обобщённых понятий;  сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса; учить выстраивать «пищевые цепочки» в лесу; воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение к природе.

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр375-379

23

Если хочешь быть здоров

20.02.2019

закрепить  представления  о  приспособляемости  человека  к  зимним  условиям; формировать  представления  об  использовании  факторов  природной  среды  для  укрепления  здоровья ;дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях;  познакомить  детей  с  правилами  поведения  при  заболеваниях

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.383-387

24

Путешествие Капельки

27.02.2019

Познакомить детей с круговоротом воды в природе; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр70-73

Март

25

Как поссорились март и февраль

06.03.2019

Продолжать формировать у детей представления о марте как  месяце пробуждения природы; развивать умение замечать изменения в неживой природе; увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевые облака. Закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта день равен ночи); дать знания об изменениях в жизни животных и птиц: воробьи устраивают дуэли; синички поют; в середине марта прилетают грачи; в конце марта прилетают скворцы; у зайчихи родились зайчата, у медведицы – медвежата, у белки – бельчата. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр 387-394

26

Твердая вода. Почему не тонут айсберги?

13.03.2019

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представления об айсбергах, их опасность для судоходства.

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр78-85

27

Комнатные растения-спутники нашей жизни (посадка комнатных растений)

20.03.2019

Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; закреплять знания о строении растений, об уходе за ними, о вредителях комнатных растений, о вегетативном размножении комнатных растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним. Развивать логическое мышление, умение анализировать , обобщать с помощью наглядно-практического метода – моделирования. Учить доказательности суждений и речи.

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.395-400

28

Загадки природы

27.03.2019

обобщить представления о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня); закреплять знания о правилах поведения в экосистемах; развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Закрепит знания детей о правилах поведения в экосистемах.

Выполнение задания 6 в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012 стр.400-406

Апрель

29

Весенняя экскурсия в лесопарк

03.04.2019

Сформировать  представления  детей  о  лесопарке  как  сообществе  растений  и  животных, понаблюдать  за  изменениями  в  природе  в  середине  весны ,сформировать  навыки   правильного  поведения  в  природе,

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.411-414

30

Почему в космос летают на ракете?

10.04.2019

Уточнить представления детей о принципе работы реактивного двигателя, о значении воздуха для полета самолета

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр102-104

31

Почему земля кормит

17.04.2019

Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов. Воспитывать познавательный интерес и развивать навыки исследовательской деятельности

Выполнение задания 9 в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.247-251

32

Откуда взялись острова?

24.04.2019

Познакомить детей с понятием «остров», причинами его образования: движением земной коры, повышением уровня моря.

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр85-87

Май

33

Весенние заботы птиц

08.05.2019

Обобщить  и  систематизировать  знания  детей  об  изменениях  в  жизни  птиц  весной. Учить  устанавливать  связи  между  сроком  прилёта  птиц  и  наличием  корма; познакомить  с  тем, как  птицы  устраивают  свои  гнёзда. Заботятся  о  птенцах. Формировать гуманное отношение к птицам.

Выполнение задания 13 в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.419-424

34

Как происходит извержение вулкана?

15.05.2019

Познакомить детей с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Тугушева  Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: методическое пособие» - СПб: Детство – ПРЕСС, 2016. Стр87-89

35

Строим  экологический  город

22.05.2019

Уточнить  природоведческие  знания  детей  о  факторах  окружающей  среды. Необходимых  для  жизни  на  Земле; формировать  умение  прогнозировать  последствия  своих  действий; воспитывать  гуманное  отношение  к  природе, желание  сберечь  и  сохранить  красоту  природы.

Выполнение  задания 16  в рабочей тетради  О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию. Часть 2»

Воронкевич О.А. "Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста"-СПб.:"Детство-пресс", 2012. Стр.424-427


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»

Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности....

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...