Главные вкладки

    Конспект НОД в подготовительной к школе группе по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Гудкова Олеся Викторовна

    Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pochemu_zemlya_kormit.docx20.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект НОД  в подготовительной к школе группе

    по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»

    Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

    Материал и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.  Раздаточный: рабочие тетради, простой карандаш.

    Ход НОД:

    Педагог: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

    Меня бьют, колотят,

    Ворочают, режут -

    Я все терплю

    И всем добром плачу.

    Что это? (Земля)

    Педагог: О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве). Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

    «Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

    Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

    Педагог: Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

    Педагог: А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей). Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)

    Педагог: Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва). А что такое почва?

    Почва - верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

    Педагог: Как называется такая почва? (Глинистая.) Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)

    Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

    Педагог: Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)

    - Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.) Это плодородный слой земли.

    -А второй слой? (Жёлтого). Как вы думаете, что это? (Песок)

    -А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода). Верно, это изображение подземных вод.

    - Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

    - А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)

    Педагог: А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

    Физкультминутка.

    Вырос красивый цветок на поляне,

    Утром весенним раскрыл лепестки.

    Всем лепесткам красоту и сиянье

    Дружно дают под землей корешки.

    А теперь будем червячками.

    Под землей червяк ползет,

    Делает он узкий ход,

    Чтоб в подземном царстве

    Лучше всем жилось,

    Чтоб в подземном царстве

    Лучше всем рослось.

    Педагог: Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля). Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

    Опыт № 1. В земле есть воздух.

    Педагог: Как вы думаете, воздух в земле есть или нет? Проверим ваши ответы экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

    Педагог: Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы). Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

    Опыт № 2. Есть ли в почве вода?

    Педагог: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

    Педагог: В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.) Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком. (Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

    Педагог: Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

    Сделайте вывод: есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)

    Педагог: А теперь наши эксперименты зафиксируем в рабочей тетради на стр.11

    А теперь нас ждет кроссворд, который называется «Состав почвы» и догадайтесь, какое ключевое слово спрятано.

    1. Что не имеет формы, вкуса, запаха. Цвета? Что в руках не удержать, а в решете не унести? (Вода)
    2. Верхний плодородный слой земли, состоящий из перегнивший остатков растений и животных. (Почва)
    3. Белая как сахар, но совсем не сладкая. (Снег)
    4. Он желтый и сыпучий, на дворе насыпан кучей.( Песок)
    5. Он есть повсюду: и вводе, и в земле, и вокруг нас. (Воздух)

    Перегной

    Итог НОД: Что узнали о почве? Какие свойства почвы знаете? Почему её называют кормилицей? Как образуется почва? Что понравилось?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Детское экспериментирование с объектами живой и неживой природы"

    Теоретической базой моей работы являются исследования Н.Н.Поддьякова, который в качестве основного вида поисковой деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования....

    Конспект совместной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Экспериментирование с объектами живой и неживой природы»

    Цель: Создание условий для формирования у детей познавательного интереса через исследование объектов живой и неживой природы.Задачи: 1.Образовательные:ü продолжать учить детей находить взаимосвязи...

    КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Направление – исследование объектов живой и неживой природы общеразвивающей направленности 6 – 7 лет №2

    Программное содержание:1.Обобщить и систематизировать знания об осени. Закреплять умения составлять описательные рассказы о явлениях природы, точно и правильно подбирать слова, характеризующие ос...

    Конспект в подготовительной к школе группе (образовательная область «Познание») формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: Интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

    ЦЕЛЬ: Закрепить знания детей о неживой природе, круговороте воды в природе и  её свойствах.Интеграция образовательных областей: «познание», «коммуникация», &laqu...

    Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

    Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

    Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

    Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

    Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»

    Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому  и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...