Конспект НОД в подготовительной к школе группе по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Гудкова Олеся Викторовна

Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_zemlya_kormit.docx20.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД  в подготовительной к школе группе

по «Исследование объектов живой и неживой природы. Экспериментирование» на тему: «Почему земля кормит»

Цели: Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы. Воспитывать познавательный интерес и навыки исследовательской деятельности.

Материал и оборудование: презентация, мультимедийное оборудование.  Раздаточный: рабочие тетради, простой карандаш.

Ход НОД:

Педагог: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чём мы сегодня будем говорить.

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терплю

И всем добром плачу.

Что это? (Земля)

Педагог: О чём же мы будем сегодня говорить? (О земле, о почве). Послушайте сказку о волшебной кладовой и скажите, почему землю называют кормилицей?

«Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

Педагог: Так почему же землю называют кормилицей? (Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

Педагог: А кого ещё кормит наша земля? (Насекомых птиц, зверей). Чем радует нас земля? (Зелёной травой, душистыми цветами, вкусной ягодой)

Педагог: Ребята, знаете ли вы, как по-другому называется земля? Где растут растения? (Почва). А что такое почва?

Почва - верхний слой земли, который питает и кормит растения, называется почвой. Почва везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины.

Педагог: Как называется такая почва? (Глинистая.) Мы живём с вами на Черноземье. Почему? (У нас почва богата перегноем, её называют чернозёмом. Она чёрного цвета.)

Давайте рассмотрим таблицу “Почва в разрезе”.

Педагог: Сколько слоёв почвы вы видите на таблице? (Четыре)

- Какого цвета верхний слой земли? (Тёмного.) Это плодородный слой земли.

-А второй слой? (Жёлтого). Как вы думаете, что это? (Песок)

-А что на таблице изображено голубым цветом? (Вода). Верно, это изображение подземных вод.

- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина (Оранжевым, рыжим)

- А что ещё вы видите на таблице? (Там еще изображены те, кто в земле живут: червяки, кроты, жуки.)

Педагог: А сейчас мы отправимся в путешествие в подземное царство.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье

Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет,

Делает он узкий ход,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем жилось,

Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослось.

Педагог: Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок – мешочек с сюрпризом. Как вы думаете, что в этом мешочке? (Почва, земля). Мы поближе познакомимся с землей – матушкой.

Опыт № 1. В земле есть воздух.

Педагог: Как вы думаете, воздух в земле есть или нет? Проверим ваши ответы экспериментально. Возьму в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опущу его в баночку с водой. Что вы увидели? (Из комочка выделяются маленькие пузырьки. Это воздух поднимается из воды.)

Педагог: Так есть в почве воздух? (Есть, он внутри почвы). Да, воздух был внутри комочка, между песчинками. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

Опыт № 2. Есть ли в почве вода?

Педагог: Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта.

Педагог: В чистую сухую ложку я положила кусочек почвы. Я зажгу свечку, и буду держать ложку с почвой на огне. Что происходит с почвой? (Она согревается.) Теперь накрою ложку чистым сухим стеклышком. (Через некоторое время показываю стеклышко детям.)

Педагог: Что произошло со стеклышком? (На стекле появились капельки воды)

Сделайте вывод: есть вода в почве или нет? (В почве есть вода.)

Педагог: А теперь наши эксперименты зафиксируем в рабочей тетради на стр.11

А теперь нас ждет кроссворд, который называется «Состав почвы» и догадайтесь, какое ключевое слово спрятано.

  1. Что не имеет формы, вкуса, запаха. Цвета? Что в руках не удержать, а в решете не унести? (Вода)
  2. Верхний плодородный слой земли, состоящий из перегнивший остатков растений и животных. (Почва)
  3. Белая как сахар, но совсем не сладкая. (Снег)
  4. Он желтый и сыпучий, на дворе насыпан кучей.( Песок)
  5. Он есть повсюду: и вводе, и в земле, и вокруг нас. (Воздух)

Перегной

Итог НОД: Что узнали о почве? Какие свойства почвы знаете? Почему её называют кормилицей? Как образуется почва? Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по Исследованию объектов живой и неживой природы, экспериментированию

Будет полезен педагогам работающим по книге О.А Воронкевича "Добро пожаловать в экологию". раздел Экспериментирование был добавлен по книге Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова "Экспериментальна...

Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому и сенсорному развитию) Тема: «Лес и его обитатели»

Конспект НОД в старшей группепо познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов живой и неживой природы, математическому  и сенсорному развитию)Тема: «Лес и его обитател...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 5-6 лет"...

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет" 2020 г.

Рабочая программа "Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование для детей 6-7 лет"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обучения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательная область «Познавательное развитие» Модуль «Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование» (младшая группа, второй год обуч...

Конспект ООД по исследованию объектов живой и неживой природы у детей старшей группы Тема: «Зеркало нашей души»

Знакомим детей со строением органа зрения, его функциями, формируем представления о роли зрения в жизни детей....