Главные вкладки

    проект "Цветочные часы - наши друзья! "
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Горкина Светлана Сергеевна

    Проект  имеет экологическое направление .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_tsvetochnye_chasy.docx45.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    Пышминского городского округа «Пышминский детский сад №7»

     623550 Свердловская область, п г т. Пышма,  переулок Кировский д. 3 А

    ПРОЕКТ:

    «Цветочные часы - наши друзья!»

    (для детей старшего дошкольного возраста)

    2018 год

     «Цветы, как люди, на добро щедры,
    И, щедро нежность, людям отдавая,
    Они цветут , сердца  отогревая,
    Как маленькие теплые костры».

    К.Жане

    Актуальность проекта:

    Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. Известный психолог Л. С. Выготский, подчеркивая творческий характер деятельности ребенка, писал: «Чем больше ребенок видел, слышал или переживал, тем значительнее и продуктивнее при прочих равных условиях будет деятельность его воображения».

    Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и в этом нам помогает наиболее эффективный метод - метод экологических проектов.

    Все знают, что часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших, чем одни сутки. А какие бывают часы?

    Есть особый вид часов, который наблюдаем каждое лето в природе, на газонах и клумбах, на  участках детского сада или  просто гуляя по поселку - это цветочные часы.

    Цветы – это не только красота, но часть живой природы, которую надо беречь, охранять и знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства. И, конечно же, важно развивать желание ребенка быть творцом этой красоты.

    Перед  реализацией проекта провели беседы с детьми и их  родителями, в которых поднимались вопросы о  цветущих  растениях  «Узнай и назови растения по цветку», «Покажи, какие растения  раскрываются ранним утром, а какие только вечером. Объясни, почему?» и т.д.

    По итогам бесед  сделали вывод, что родители заинтересованы в реализации нашего проекта и готовы помочь в его осуществлении. А из бесед с детьми  выяснили, что запас знаний детей по теме «Цветочные часы» не большой, затрудняются в объяснениях. Дети знают, что когда "встает солнышко", цветы распускают свои лепестки. Но если приглядитесь к этому процессу, то окажется, что это не совсем так. Во-первых, есть цветы, которые, наоборот, распускаются только ночью, или те, которые однажды распустившись, уже больше не закрываются. Во-вторых, цветы по утрам вовсе не все одновременно распускаются - в то время как одни уже давным-давно "проснулись", другие еще "спят" и т.д.

    Исходя из выше сказанного,  необходимо  составить план работы по конкретизации знаний детей о  цветущих растениях и  об условиях их  жизни, как «часов» и уходе за ними.

    В соответствии с этим,  был создан проект «Цветочные часы - наши друзья!», который направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Проект, предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направленных на углубление знаний детей о цветущих растениях и часах. Проект «Цветочные часы – наши друзья!» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.

    Проект: «Цветочные часы - наши друзья!» 

    Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

    Форма организации проекта: индивидуально - групповая

    Срок реализации: июль – август 2018 года

    Участники проекта: дети подготовительной к школе  группы, родители воспитанников, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, социальные партнеры: районная детская библиотека, краеведческий музей, детская школа искусств.

    Руководители проекта: Горкина Светлана Сергеевна, воспитатель  подготовительной к школе  группы.

    Гипотеза: если будет реализован проект, то  дети  на основе наблюдений за  цветущими  растениями в разное время суток и при разных погодных условиях  научатся  определять  примерное время, а также  будет формирована экологическая культура и воспитание бережного отношения к природе.

    Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии цветущих растений, которые могут использоваться  человеком, как часы.

    Задачи проекта:

    для педагога:

    • совершенствование условий для эффективного экологического образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
    • разработать диагностический материал и выявить уровень знаний старших дошкольников по поставленной проблеме;
    • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника о цветущих  растениях, растущих  на  клумбах и как часов,  по которым можно приблизительно определить время суток.

    для детей:

    • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
    • продолжать знакомство с цветущими растениями, по которым можно узнать время, а также со строением растения, особенностью и назначением его частей, закреплять знания детей  об условиях, необходимых для роста растений (свет, тепло, влага, почва); знания о приёмах по уходу за растениями и их значение в жизни человека; а также
    • воспитание  осознанного, экологически  целесообразного отношения  к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения к комнатным растениям, умение заботиться о них.

    для родителей:

    • содействовать  укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
    • систематизировать знания родителей по основам эстетического и экологического воспитания посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству  и озеленению  пространства детского сада.

    Проблемные вопросы:

    • Для чего нужны цветущие растения?
    • В какое время суток цветы раскрываются и закрываются?
    • Почему часы называются «цветочными» и как они  работают?
    • Что нужно сделать, что бы растениям жилось хорошо?

    Ресурсное обеспечение проекта:

    1. Зона экологии и экспериментирования в группе.

    2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты ООД, сценарии развлечений и т.д.).

    3. Библиотечка юного эколога.

    4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”.

    5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты Экоши”.

    6. Строительный ресурс и Лего-клуб (конструктор, строительный и природный материал).

    Ожидаемые результаты для детей:

    • Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
    • Сформированное у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к цветущим растениям, в процессе общения с ними.
    • Овладение воспитанниками навыками к  основам  цветоводства, ландшафного озеленения, овладения приемами  определения времени по  цветущим растениям.

     Ожидаемые результаты для родителей:

    • активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

    Ожидаемые результаты для педагогов:

    •  повышение уровня компетентности в осуществлении  инновационной деятельности; 
    • повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста. 

    Методы, используемые в реализации проекта:

    Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

    Наглядные: иллюстрации, фото, картины художников, живые объекты, театральное представление.

    Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.

    Список использованной литературы:

    Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. « Мир природы и ребенок»   СПб.: АКЦИДЕНТ, 2005г.

    Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду” 2006 год.

    А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2008 год.

    А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2009 год.

    С.Н. Николаева “Юный эколог” 2009 год.

    В.Г. Кирман «Цветочное оформление в ландшафтном  и интерьерном  дизайне» Феникс 2014г.

    Ю.В.Новиков Природа и человек. М.: Просвещение, 2007 г.

    Иллюстрированная энциклопедия растений. М., 2012г.

    “Мы” - программа экологического воспитания детей 2010 год.

    Каталог цветов и кустарников. ООО СПК «Агропромышленный дом» 2009 г.  

    Этапы осуществления проекта в работе с детьми:

    1 этап – подготовительный

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    -Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

    -Формирование проблемных вопросов.

    - Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.

    - Разработать диагностический материал по выявлению уровня знаний старших дошкольников о цветах и  растениях в летний период.

    -Планирование совместной деятельности.

    -Создание условий для реализации проекта.

    Принимают задачи проекта.

    Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

    2 этап – основной (практический)

    Вид деятельности

    Мероприятия

    Беседа

    - «Растение – живое существо»;

    - «Что мы знаем о цветах?»;

    - «Профессии людей, занятых в цветоводстве»;

    -«Часы бывают разные»;

    -«Если б не было растений», «Как хорошо будет если…»;

    -«Лекарства с клумбы» (удивительное  целебное свойство  цветущих растений).

    Рассматривание

    Книг, иллюстраций:

    - «Красная книга цветов России»;

    - «Лекарственные свойства цветов»;

    -«Цветы нашего детского сада» (знакомство растениями детского сада);

    -«Юный ландшафтный дизайнер»(рассматривание альбома);

    -«Флористика для детей» (рассматривание книг);

    -«Цветочные часы» - Москва (подборка фотографий, иллюстраций.)

    Картин художников:

    -«Цветы» Д.Севрюков,

    -«Садовые  цветы» Н.Колесная

    -Коллекция картин местных художников А.В.Жукова, Д.Ю.Сухова.

    Просмотр фильмов, мультфильмов:

    -«Мудрые сказки тетушки Совы»;

    - видео и  презентации о садовых  и полевых  растениях:

     «Как цветочные часы  влияют на нашу жизнь?»,

     «Свойства садовых и полевых цветов».

    Чтение

    -М.Пришвин «Золотой луг»;

    -Н.Павлова «Желтый, белый и лиловый», «В живой комнатке»;

    -Г.Х.Андерсан « Дюймовочка»;

    -В. Берестов «Где было пустое место»;

    -В. Маяковского «Кем быть?»;

    -Т.Шорыгина «Экологические сказки»;

    -«Новинки из книжной корзинки» (чтение и разучивание стихов, загадок, легенд о цветах и часах).

    Наблюдение

    -«Такие разные ростки» (соблюдение условий посадки);

    -«Устройство цветочной клумбы» (для чего растению корни, свет, вода?);

    -«По тропинкам любимых маршрутов» (прогулки за пределы детского сада);

    -«Глаза облюбовали, а руки сделали» (выращивание цветов на клумбах детского сада);

    -За трудом взрослых по уходу садовых  растений (способы размножения цветов).

    -Наблюдение за цветами на клумбе и за пределами детского сада , в разное время суток и при разной погоде.

    Экскурсии

    -«Эта важная  профессия – цветовод» (в детскую районную библиотеку);

    -«Многоцветье» (в цветочный магазин);

    -«Про зеленые леса и цветочные чудеса» (пешая прогулка по территории детского сада и за пределы);

    -Экскурсия в медицинский кабинет  «Лечебный цветок -  ромашка, календула».

    Творческое рассказывание

    -«Если бы я был, цветоводом или часовым мастером…» (по мнемотаблице);

    -«Путешествие  в царство цветов» (составление сказок, историй, загадок о цветах и растениях);

    -«Чем, я могу помочь?» (творческое рассуждение  о том, что я могу сделать для  цветочных часов);

    -«Если бы я был садовым (луговым, полевым) цветком...».

    Рассказывание из личного опыта

    -«Как я дома ухаживаю за цветами?»;

    -«Зеленые друзья - возле дома моего».

    Игра

    -Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «Цветочная поляна», «Семья», «Мы флористы», «Часы  в доме».

    - Подвижные игры: «Солнышко и цветы»; «Цветы и ветер»; «Назови цветок»; «Алые цветки» .

    Экспериментирование

    -«Приключения капельки» (свойства воды для растений);

    -«Зеленые пылесосы» (опыты с воздухом, кислородом);

    -«Секреты старого крота» (размножение, болезни и вредители растений);

    -«С кем дружат растения?» (условия для цветов).

    Познавательная деятельность

    - викторина «Лучший знаток  растений»;

    - вечер загадок «Загадки феи цветов»;

    -лэпбук «Цветочные часы - наши друзья!»;

    -создание памятки «Берегите цветы и растения»;

    -дидактические игры:  «Что растет в  саду?», «Кому, что нужно для работы?», «Что сначала, что потом?»,  «Узнай растения по описанию», «Собери цветок»,  «Садовник», «Что и как растет»,  «Найди растение по названию», «Опиши цветок», «Назови, который час», «Загадай, мы отгадаем» и т.д.

    Продуктивная деятельность

    Рисование:

    -«Растения для часов»;

    -«Чудо доктор-Ромашка»;

    -«Садовые цветы небывалой красоты»;

    -«Мои первые часы»;

    -«Украсим землю полезными цветами» (оформление листовок, памяток).

    Лепка:

    -«Цветы для семьи» (составление цветочных узоров и изображений ).

    Аппликация:

    -«Радуга в горшочке»;

    -Коллаж «Наш цветущий детский сад»;

    Конструктивно -   модельная деятельность

    -«Прибор для полива цветов» (обучающая робототехника);

    -«Цветы небывалой красоты» (создание цветочных часов из лего- конструкторов);

    -«Дом, для цветущих  друзей» (конструирование из строительного материала);

    -«Механизм часов, глазами детей»(конструирования, подборка чертежей, схем);

    -«Цветочные часы  в детском саду» ( изготовление макета).

    Трудовая деятельность

    - Акция « Войди в природу другом» (сбор мусора на территории детского сада и за её пределами);

    -«Зеленая служба Айболита» (зимний сад в детском саду);

    -«Уголок  живого росточка» (уход за цветущими растениями на участках и клумбах в  детском саду).

    Музыкальная деятельность

    - Ю.Чисков «Это называется природа»;

    - Ю. Антонов «Не рвите цветы»;

    - В. Моцарт «Цветы»;

    - П.И. Чайковский «Времена года», «Вальс цветов»»;

    - «Мы на луг ходили, хоровод водили», « С вьюном я хожу» (хороводная плясовая).

    Этапы осуществления проекта в работе с родителями:

    1 этап – подготовительный

    Деятельность педагога

    Деятельность родителей

    -Изучение методической и художественной литературы по теме проекта.

    - Формирование проблемных вопросов.

    -Определение цели, задач проекта, прогнозирование результата.

    -Беседа с  родителями по теме «Что Вы знаете о цветочных часах?».

    -Планирование совместной деятельности.

    -Создание условий для реализации проекта.

    Принимают задачи проекта.

    Предлагают свои идеи и высказывают предложения.

    2 этап – основной (практический)

    Вид деятельности

    Мероприятия

    Консультации

    -«Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой»;

    -«Организация  поисково-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях».

    Беседа

    -«Растения для цветочных часов»;

    -«Природа-источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и добра».

    Рассматривание

    -«Цветочные часы» (видео-презентации);

    -Папки-передвижки «Полезные советы по выращиванию цветов и ландшафтного дела».

    Экспериментирование

    -«Цветочки  большие и маленькие»

     (уход за садовыми цветами в домашних условиях);

    Продуктивная деятельность

    -«Я и мой садовый  дружочек цветочек» (совместная деятельность ребенка и родителей в изготовлении фотоальбома с пояснением);

    -«Цветочная  аптека в саду у человека» (познавательная информация для детей  о лечебных  свойствах садовых цветов).  

    Конструктивно-модельная деятельность

    -«Я не цветовод, я только учусь…» (растения для цветочных часов).

    -«Часы, небывалой красоты».

    Трудовая деятельность

    -Акция «Чистый  двор» (помощь родителям в уборке, прилегающей к дому территории);

    -« Я в садочке  цветочек  посажу…»

    3 этап – заключительный (в работе с детьми и родителями)

    - Выставка «Часы небывалой красоты»( композиции из природного и бросового материала).

    - Обустройства  клумбы на территории детского сада, макет « Город цветочных часов».

    - Результаты  диагностики  по выявлению уровня знаний старших  дошкольников о      цветущих растениях, как «определители» времени суток  и определение  наиболее эффективных путей дальнейшего развития проекта.

    Приложение 1

    Диагностический материал по выявлению уровня знаний старших дошкольников о цветах и  растениях.

    Цель: Выявить уровень  знаний детей о цветах и «цветочных часах»,  месте произрастания, условиях для роста растений, умение  аргументировать  свои  высказывания.

    1. Какие цветы знаешь? Назови.
    2. Посмотри на картинки  и покажи тюльпан, розу, незабудку, колокольчик, клевер, одуванчик… и т.д.
    3. Назови органы растения и их функции.
    4. Что  нужно для роста растений? Какие условия?
    5. Почему часы называют «цветочными»?
    6. Как нужно ухаживать за  цветущими  растениями?
    7. Как  человек использует растения в своей жизни?
    8. Почему нужно беречь природу?

     Критерии оценки:

    3 балла - ребёнок даёт полный ответ, правильно показывает предмет на картинке,  понимает смысл вопроса, называет и показывает 5-6 цветов, различает садовые, полевые  цветы. Знает условия, нужные для роста растений.

    2 балла - ребёнок делает ошибки, отвечает  с помощью наводящих вопросов

    воспитателя.

    1балл - ребёнок  допускает много ошибок, не может ответить и показать на

    картинке  требуемое.

    0 баллов – отказ от задания, либо не знает ответов на вопросы.

    Высокий уровень (16-24 баллов)- уверенно называет и показывает представителей растительного мира, классифицирует и аргументирует свои высказывания, знает среду обитания цветущих растений и их значение для  человека и «цветочных часов».

    Средний уровень (10-16 баллов) знает некоторых представителей растительного мира, затрудняется  в классификации, имеет представление о среде обитания цветущих растений .

    Низкий уровень  (0-9 баллов)  находит на картинке и показывает  некоторых представителей растительного мира, не имеет представления о среде обитания, условиях, не классифицирует.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    занятие по валеологии для детей средней группы "Пальчики и носики - наши друзья"

    Формирование у детей дошкольного возраста средней группы представления об особенностях осязания и обаняния....

    Весеннее экологическое развлечение для детей младшего дошкольного возраста "Насекомые - наши друзья"

    Музыкальное развлечение на экологическую тему, с элементами математики....

    Проект "Наши друзья - книги"

    Данный проект поможет детям более обширно познакомиться с видами худественной литературы, её жанрами....

    Проект "Часы - наши помощники""

    Цели работы:Материал знакомит детей с историей возникновения часов и их разновидностями, учит определять причинно-следственные связи, развивает творческое воображение детей, логическое мышление, речев...

    Совместная деятельность воспитателя с детьми "Наши друзья - наши дорожные знаки" с использованием приставки mimio/

    Совместная деятельность воспитателя с детьмис использованием дидактических и развивающих игр в подготовительной группе для детей с диагнозом ОНРНа тему: «Наши друзья - Дорожные знаки»....

    Консультация для родителей Пернатые друзья «Птицы — наши друзья».

    О том, что птицы- друзья и помощники человека, мы знаем уже давно....

    Проект "Наши друзья часы"

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №30 "Лесная полянка" города ЧебоксарыЧувашской республики.     Проект  «На...