Волшебница - вода
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Галимзянова Лилия Хабибрахманована

тематический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_volshebnitsa-_voda.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Бирюлинский детский сад «Белочка»общеразвивающего вида

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Примерный проект

 информационно - игровой  деятельности

в средней группе

на тему: « Вода»

                                                                    Воспитатель первый

квалификационной категории

Галимзянова Лилия Хабибрахмановна

                                             

2015

Актуальность.

Выбирая  темы  для наших проектов,  мы всегда опираемся  на интересы, потребности  детей, возникающие на данный момент.  Одним из первых природных материалов, с которым дети встречаются в повседневной жизни, является вода. Наблюдая за играми детей с водой, а так же во время культурно-гигиенических навыков,  мы видели живой интерес детей к воде и убедились в актуальности данной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений об основных  свойствах воды и ее состояниях.

Цель.

        

Развитие интереса  к  изучению  детьми  физических и химических свойств воды, ее состояниям и явлениям в природе.

Задачи.

-  создать  условия для   опытно- экспериментальной  деятельности, изучения природных явлений.

- содействие   взаимодействию   с родителями  в  подготовке реализации проекта

- содействовать  поощрять  объединения детей   при  выполнении               опытно - экспериментальной деятельности

- предоставлять детям возможность эмоциональной разрядки, чувства удовлетворения от создания собственного продукта, деятельности

Предполагаемый результат

-будут созданы условия для опытно-экспериментальной  деятельности

-родители примут участие в реализации проекта

-при выполнении опытно – экспериментальной деятельности дети будут объединяться в группы

-детям будет предоставлена возможность эмоциональной разрядки, у детей появиться чувство удовлетворения от собственного продукта, деятельности

Тип проекта:    исследовательско  -   творческий

Длительность проекта: краткосрочный

Участники проекта:       дети средней группы, воспитатели, родители

Первый этап. Организационный

  • выбор темы
  • постановка цели и задач
  • оснащение центров активности материалами и оборудованием,  способствующим  развитию интереса к свойствам и состояниям воды
  • информирование родителей о  планах   и возможных  вариантах   участия  родителей в проекте
  • разработка перспективного плана  деятельности
  • разработка индивидуальных  планов  работы  с каждым  ребенком

Второй этап. Реализация проекта

День первый.

Тема «Вода»

Область: социально-коммуникативное  развитие

Ключевое содержание: предоставлять  детям  возможность  эмоциональной разрядки, чувства удовлетворения от создания собственного продукта

                               вид деятельности

Круговой  сбор

Упражнение «Сядут те, у кого две пуговицы три……….»

Пальчиковая гимнастика «Ну-ка, братцы, за работу!»

Игра «Наоборот» (находить и называть противоположные свойства)

Приветствие: «Я рад (рада) тебя видеть

Беседа по теме «Что мы знаем о воде?»

Физическое развитие

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр наука

Беседа: «Где вода? Где суша?» (рассматривание карты мира и глобуса)

Опыт «Рукам своим не верю». Взять  три миски с водой  : одну- с холодной, другую – с комнатной, третью – очень теплой . Через несколько минут ребенок погружает обе руки в воду комнатной температуры. Спросить ребенка очень теплой или холодной она ему кажется. Почему   есть разница  в ощущении рук? Всегда ли можно доверять своим рукам.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр математика

-Дидактическая игра «Разрезные картинки» (составление из частей емкостей  для воды)

- Упражнение «Над каким  зонтиком меньше капель?» (счет)

-Какая обувь нужна в разную погоду?  Проведи стрелки.

( соотнести обувь с погодными условиями)

-Какие предметы  можно стирать, а какие нет? Делаем  соответствующие обозначения Круг - стирать можно, квадрат - стирать нельзя( стиральная машина, носовой платок, книга, мяч, свитер , брюки и т д)

Познавательное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр изодеятельности

-Рисование по мокрому полю «Вода»

-Рисование  на манке, песке; выкладывание  из пуговиц, бобов, предметы по теме « Вода»

Пуговицы - творчество «Аквариум с рыбками».

Художественное эстетическое развитие

Речевое развитие

Центр литература

Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода»

Составление загадок о воде

Художественно-эстетическое развитие

Центр стройка

Строительство  водяной  мельницы из кубиков, пластина, веревочек

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно- ролевая игра «Прачечная»,

«Строители»

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Открытая площадка

Наблюдение за снегом,

рисование палочками на снегу

Подвижная игра «Зимние забавы»

Познавательное развитие

Физическое развитие

Работа с родителями: экспресс - стенды «Песни о воде», «Загадки пословицы о воде». Совместное изготовление  дидактической игры «Солнце, воздух и             вода » .Разрезные картинки (8 – 12 частей)

День второй.

Тема  «Дождь»

Область: познавательное развитие

Ключевое  содержание: оказывать помощь в усвоении причинно-следственных  отношений - как и почему что-то происходит.

Круговой сбор

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик  погулять»

Упражнение «Сядут те, у кого голубые  глаза , карие….»

Приветствие: «Доброе утро + комплимент»

Обмен новостями

Беседа по теме « Что мы знаем о дожде?»

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

 Центр наука

Опыт: «Как сделать воду разноцветной» - наливаем в колбы воду, подкрашиваем. Кисточкой проводим по белому листу бумаги. Вода приобретает цвет краски

Опыт  « Вода прозрачная»- берем два стакана. В одном -вода, в другом –молоко .Опускаем ложку сначала в молоко , а затем в воду. В воде  ложку видно, а в молоке нет.

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр математика

-Графический диктант «Идет дождь » - ориентировка на листе бумаги

-Лабиринт «Помоги капельке добраться до цветка и полить его»

-Раскрась рыбок, плывущих направо - в желтый цвет, а налево - в красный. Сколько их всего? Каких больше?

Выбери нужные цифры, раскрась.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Центр изодеятельности

Лепка маленьких человечков .М М Ч  ТРИЗ

(с помощью человечков показать состояние воды)

Рисование  «Тучи» методом набрызга

Художественное-

эстетическое

Центр стройка

Строительство автобусной остановки (укроемся от дождя)

Социально-коммуникативное развитие

Центр литература

«Тучи. Какие они?» обвести тучи по трафарету

Чтение пословиц о дожде

Чтение сказки «Приключение Кап и Ли»

Речевое развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра «Ателье » - шьем плащ

Социально-коммуникативное развитие

Открытая площадка

 Игра «Придумай предложение»- дети составляют предложения со словом «дождь»

Подвижная игра « Мы капельки»

Воспитатель мама-туча, а детки ее - детки- капельки Дети окружают маму- тучу, водят вокруг нее хоровод. Затем она отпускает их погулять на землю. Дает наставление  полить растения, умыть землю и вернуться обратно. Дети разбегаются, затем собираются вместе, образуя реку. Река впадает в океан

(дети делают широкий круг). Мама-тучка напоминает им, что они - капельки, зовет их домой. Дети кружатся,

По одному возвращаются к туче. Круг замкнулся

Физическое развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Работа с родителями: совместное  изготовление книжки – раскладушки «Проводим  опыт сами»

День третий

Тема «Лед»

Область:речевое развитие

Ключевое содержание :  развивать  грамматический строй речи в различных формах деятельности.

                              Вид деятельности

Круговой сбор

Упражнение «Сядут те, у кого день рождение весной,   зимой, осенью…»

Дидактическое упражнение «Подбери признак» Лед (какой?) - блестящий, зеркальный, скользящий

Игра  «Солнышко и льдинка» (методика маленьких человечков)

Пальчиковая гимнастика «Погреемся»

Приветствие «Привет + рукопожатие»

Обмен новостями. Беседа « Что мы знаем о  льде?»

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр наука

«Царство цветных льдинок» - замораживание цветной воды в формах, опыты со льдом (опускаем в воду разной температур ,  посыпаем лед солью, рисуем акварелью на льду)

Физическое развитие

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр математика

Игра «Много - мало» - дать понятие о переходе количества в качество.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физическое развитие

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр стройка

Строительство ледового дворца из бросового материала по рисунку

Строительство ледокола из  лего, с последующим прокладыванием  курса по  северным островам

Центр литература

-Чтение сказки « Морозко »

-Игра «Угадай-ка» - дети  отгадывают фрагменты из сказок ( Заюшкина  избушка  ,Снежная королева и т. д)

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр изодеятельности

«Ледоход» - рисование акварелью, солью

«Наряд Снежной королевы» - коллаж.

«Пингвины на льдине». Лед, полярная ночь. Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге.

Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно- ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра «Полярники»

 

Открытая площадка

Наблюдение за лужами, образование льда

Наблюдение за высыханием белья на морозе

«Составь узор » - составление узора из цветных льдинок

Подвижная игра «Льдинка»

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Работа с родителями: совместный подбор иллюстраций для изготовления коллажа.

День четвертый

Тема «Снег»

Область: физическое развитие

Ключевое содержание: развивать  тонкую моторику

                             Вид деятельности

Круговой сбор

Упражнение «Сядут те, у кого два кармана, четыре………»

Игра «Какой бывает снег?» - воспитатель бросает мяч, ребенок называет свойство снега

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Приветствие «Назови ласково»

Обмен новостями

Беседа по теме  «Что мы знаем о снеге?»

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр наука

Опыты со снегом

Опыт «Как сделать воду разноцветной»

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Центр математика

Дидактическая игра «Найди две одинаковые снежинки»

Дидактическая игра  «Когда это бывает?» - на карточках изображены природные явления  и времена года, дети соотносят.

Познавательное развитие

Центр изодеятельности

-Выкладывание снежинки из ниток

-Аппликация из ватных дисков  «Снеговик»

- Снежная баба- оттиск скомканной бумагой . Гуашь.

Художественное -эстетическое развитие

Центр стройка

-Выкладывание снежинки из мозайки

-строим сани из крупного строительного материала

Художественное -эстетическое развитие

Центр литература

 Рассказывание сказки   «Снегурочка» по ролям

Чтение сказки Липецкого «Снег»

Художественное -эстетическое развитие

Открытая площадка

Наблюдение за снегом.

Выкладывание снежинок из палочек.

Лепим снеговика

Подвижная игра  «Снег кружится»

Физическое развитие

Работа с родителями: совместное оформление газеты « Вод,  вода , кругом вода»

День пятый

Тема « Болото»

Область: художественное - эстетическое развитие

Ключевое содержание: развивать умение передавать  характерные признаки и пропорции предметов.

                               Вид деятельности

Круговой сбор

Игра «Хорошо – плохо» .  Так болото-это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото- это и хорошо: из него добывают торф, питает ближайшие речки  лягушкам хорошо живется в нем.

Приветствие «Я сегодня жизнерадостная, а ты какой…….»

Обмен новостями

Беседа «Что мы знаемо болоте?»

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр наука

 «Как сделать простейший фильтр? » - очистка воды от разных примесей с помощью фильтр бумаги, марли, ваты.

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр математика

Дидактическая игра «Где, чей дом?»

Лабиринт «Помоги журавлю добраться до болота»

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр изодеятельности

Ручной труд « Комар» - из природного материала

Коллективная аппликация « Болото»

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр литература

Чтение сказки  «Лиса и журавль»

Загадки о болоте

Художественно-эстетическое развитие

Центр стройка

Строительство  моста через болото

Строительство гнездо для журавля - из прутиков , проводов

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра «День рождение цапли»

Познавательное развитие

Открытая площадка

Подвижная игра «Журавль и лягушки»

Подвижная игра « На болоте»- дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.

Физическое развитие

Работа с родителями:   организация выставок книг-самоделок «Сказки о воде», « Водные обитатели».

День шестой

Тема «Река»

Область : познавательное развитие

Ключевое содержание: расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы

                      Вид деятельности

Круговой сбор

Дыхательное упражнение «Ветер надувает паруса»

Приветствие «Вот вам правая рука,  вот вам левая рука»

 Обмен новостями

Беседа «Что мы знаем о реке?»  

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр наука

 «Испытание корабликов»- испытание плавучести разных предметов на спокойной воде во время ветра, нагоняя его разными способами

- «Изучаем карту»- найти самую длинную (короткую) реку (измеряем условной меркой)

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Центр математика

-Дидактическая игра «Кто живет в воде?»- разместить рыб по местам обитания

-Выкладывание из палочек «Кораблик»

-Соедини точки с цифрами по порядку. Какие предметы у тебя получились? Дорисуй и раскрась (лодка,  рыба)

Познавательное развитие

Физическое развитие

 

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр изодеятельности

Аппликация «Рыбы плавают в водице» - из геометрических фигур

Художественно-эстетическое развитие

Центр стройка

Строим плотину, лодку

Социально-коммуникативное развитие

Центр литература

 «Составление рассказа по картине » - рассматривание картин с изображением рек и составление по ним рассказов

Художественно-эстетическое развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно ролевая игра «Речники»

Социально-коммуникативное развитие

Открытая площадка

Наблюдение за облаками - состоят из капелек воды. Всегда ли  облака бывают одинаковые? Чем отличаются облака в  солнечную погоду  от облаков перед дождем? Предложить выбрать каждому из детей наиболее понравившееся облако и  наблюдать  куда оно плывет. Быстро двигается, медленно? На что похоже?

Подвижная игра «Караси и щука» - Один ребенок выбирается щукой, а остальные делятся на «камешки» и «карасей»,которые плавают внутри круга. По сигналу « Щука»- она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А караси спешат спрятаться за « камушки». Пойманные щукой караси уходят за круг. Игра повторяется с другой щукой.

Игра малой подвижности «Ручеек»

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Работа с родителями:  Совместное изготовление атрибутов к подвижным играм.

День седьмой

Тема «Море»

Область: художественно – эстетическое развитие

 Ключевое содержание: создавать условия для развития музыкального творчества на основе синтеза искусств, используя сочетание разных видов деятельности.

                                 Вид деятельности

Круговой сбор

 Упражнение   «Сядут те, кто живет на улице (название улицы) ……»

Игра «Море волнуется»

Приветствие «Привет +комплимент»

Обмен новостями

Беседа «Что мы знаем о море?»

Физическое развитие

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр наука

Опыты «Что растворяется в воде?» - добавляем в воду сахар, соль, крупу, краску. По результатам опыт: в воде растворяются сахар, соль, краски окрашивают воду, а крупа не растворяется. Дети зарисовывают результаты опытов. Прослушивание произведений Э.Грига «Ручеек»,  Римского-Корсакова-океан море синее.

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр математика

Сосчитай количество элементов на рисунке. Покажи правильный ответ (геометрические фигуры) и соотнеси  с цифрами

Дидактическая игра «Найди сходство и отличие» (морские рыбы)  

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр стройка

 «Подводная лодка»-  строительство подводной лодки из крупного строительного   материала  (отправляемся в плавание под шум моря)

Познавательное развитие

Центр литература

Чтение стихов о море: Э. Мошковская «Море», В.Орлов

«Кто утюжит море?» Д. Самойлова « Мечта море»

Игра   «Угадай–ка »  -  прослушивание произведений фонотеки «Звуки воды»  (скрип снега, журчание ручейка  , шум водопада  и т. д

Художественно-эстетическое развитие

Центр изодеятельности

Оригами «Кораблик», «Лодочка»

Рисование по мокрому полю « Море»- прослушивание  музыки и изображением моря в различных состояниях

«Осьминог » - рисование  ладошками

«Морская звезда» - рисование ватными палочками

Художественно-эстетическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Центр сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»,

«Водолазы»

Физическое развитие

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Открытая площадка

Труд - измерить палочкой глубину лужи в разных местах .Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки

Подвижная игра « Водолазы»

Физическое развитие

 

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Третий этап. Презентационный

 Выставка    в семейной комнате  «Волшебница вода»  

 Праздник мыльных пузырей

Приложение

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

Раз, два, три, четыре,                               Загибают пальчики

Мы с тобой снежок лепили                    «Лепят снежок».

Круглый, крепкий,                                  Показывают круг, сжимают ладони

Очень гладкий                                       вместе, гладят одной ладонью другую

И совсем - совсем не                               грозят пальчиком

сладкий

Раз - подбросим                                 «Подбрасывают»

Два - поймаем.                                     Приседают. «ловят»

Три - уроним.                                        Встают, «роняют»

И……сломаем.                                   Топают

Пальчиковая гимнастика «Погреемся»

Поиграем-ка немножко .                      Дети хлопают в ладоши                                

Да похлопаем в ладошки .                   Сжимают пальцы в кулак и разжимают                      

Пальчики мы согреваем,

Их сжимаем, разжимаем.

Пальчиковая гимнастика « Ну- ка,  братцы, за работу !»

Ну- ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту

Большому - дрова рубить

Печи все - тебе топить

А тебе - воду носить

А тебе – обед варить

А малышке- песни петь

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

 

Игра «Какой бывает снег?» Дети встают в круг. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч одному из детей. Ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю. Например, на вопрос, «Какой бывает снег?» дети могут ответить так:

белый, пушистый, мягкий, липкий, холодный, легкий, тающий, мокрый,

колючий и т д

Подвижная игра «Льдинка»

Цель: развивать ловкость; доставить радость от совместной игры.

Дети встают в круг  на расстоянии двух шагов друг от друга. В центре - водящий, который старается ударом ноги выбить льдинку из круга, а играющие отбивают ее назад в круг. Тот, кто пропустит льдинку, становится водящим.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...