Взаимодействие педагога и детей при воспитании у них нравственно-патриотических чувств
методическая разработка по окружающему миру на тему

Лукашова Наталья Владимировна

соообщение из опыта работы для воспитателей о взаимодействии педагога и детей при воспитании у них нравственно -патриотических чувств .Перспективный план воспитания нравственно -патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_7.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

.Взаимодействие педагога и детей при воспитании у них нравственно-патриотических чувств

Дошкольное детство- важнейший период становления личности человека, когда закладывается нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то ,что  с ним происходит и  им совершается, он определенным образом относится к тому что его окружает ,переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка- это отношение его к миру, к тому ,что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств становиться мотивом поведения ребенком сообразно установленным этическим эстетическим  требования общества. И от того кто будет рядом  - зависит каким будет ребенок. На данном этапе его жизни должен быть очень методически  грамотный педагог, умеющий направить его чувства и поступками в нужном направлении. Развитие патриотических чувств начинается в раннем возрасте с ознакомлением ближнего  окружения  ,а именно с семьей, детским садом, родным краем , страной.   На каждом возрастном этапе задачи по развитию чувств и знаний детей усложнятся. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

   Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

·           "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

·           непрерывность и преемственность педагогического процесса;

·           дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

·           рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

·           деятельностный  подход;

·           развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад". Работа по каждой теме должна включать НОД, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

В старшем дошкольном возрасте по теме «Семья» можно предложить мамам и папам, бабушкам и дедушкам проявить свою инициативу. Все это желательно оформить в родительском уголке, привлечь их внимание. В уголке хорошо представить семейные фотографии, оформить их под названием «Семейная мозаика», «Дружная семья», «Мы и наши малыши» и т.д. Это будет продолжение знакомства каждого ребенка с семьёй. Дети с большим интересом рассматривают такие фотографии. Можно организовать разговоры – беседы с детьми о семье (кто есть в семье, как их зовут, где сделан этот снимок и др.). Продолжая работу по теме «Моя семья» у детей начинает формировать к своей родословной, предлагают нарисовать всех членов семьи, рассказать о своей семье. Воспитатель побуждает их назвать имя, отчество, фамилию членов семьи; Рассказать, какие они, что любят делать дома, чем заняты на работе. Предлагают рассказать о родственных отношениях в семье(«Кто  ты для мамы, папы, бабушки, дедушки?», «Кто мама для тебя, папы, бабушки, дедушки?», «Кто бабушка, дедушка для тебя, мамы, папы, сестры, брата?»),  изобразить генеалогическое древо(начать с бабушки и дедушки).

Эффективными методами работы являются беседы(«Что такое генеалогическое древо?» , «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей», «Мои бабушка и дедушка»), встречи с близкими людьми(Например, к детям приходит бабушка, ребята рассказывают ей о жизни в группе, она рассказывает о себе, своих увлечениях, внучке или внуке, показывает фотографии),  игры(«Найди сходство», «найди различия», «Чей я ребенок, угадай!», «Найди пару»), которые помогают ребенку находить внешние сходства с родителями и другими родственниками, рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «наши бабушки и дедушки», «О мамах разных и очень важных» и т.д., изготовление групповой газеты «Как я провел лето».

Целесообразно побеседовать с детьми о младших членах семьи, спросить, кто и как заботится об их маленьких сестренках и братишках, напомнить, что, заботясь о младших, они помогают взрослым членам семьи, прежде всего маме.

Нужно познакомить детей с понятием «хозяйство семьи»: хозяйство семьи, домашнее хозяйство – это маленькая страна, которой многое необходимо, вест  его должна вся семья. Можно провести дидактическую игру «Хозяйство семьи».  

В работе по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста педагог в своей работе  должен опираться  и  использовать:

  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. 
  •  все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

                 Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность.                  Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  • народную культуру
  •  В работе по патриотическому воспитанию большое место занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
  • ознакомление детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

  • Окружающую природу.

Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

  • Знакомство с историческим прошлым России - новое, но очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей.

            А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории - это задача школы. Да, конечно. Но чтобы это курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. И этому хорошо способствует работа над разделом программы «Моя страна», ознакомление с Российской символикой.(вставить про символику)

Свою работу в данном направлении педагог должен строить поэтапно:

подготовительный  -Цель и задачи этапа: 

  • изучение методической, научной литературы по теме (патриотическое воспитание в дошкольном возрасте)
  • изучение современных требований к содержанию и организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

 

Работа с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми; Совместная деятельность воспитателя с детьми в различные режимные моменты: дидактические игры, прогулки, экскурсии и др.)

Работа с родителями:   консультации;  родительские собрания; совместное изготовление дидактического материала , активное привлечение к педагогическому процессу

Для работы педагогу желательно разработать примерный план  по развитию патриотических чувств детей.

Например:

 Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Цель

Форма взаимодействия

Сентябрь, «Моя семья»

Средняя группа

1.Знакомить дошкольников с терминами и отношениями родства.

2. Воспитывать у ребенка любви и привязанности к своей семье.

Совместное составление и презентация на групповом собрании фотоальбома, газеты «Моя семья» с представленной родословной, привычками и семейными традициями

Старшие группы

1. Знакомить детей с понятием «родословная», учить детей принципам составления восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной.

Совместное с родителями составление восходящей родословной

Октябрь, «Мой город»

Средняя группа

1.Продолжать знакомство детей с родным городом, закрепить знание домашнего адреса и адреса детского сада.

2.Воспитывать интерес к родному району.

Совместное с родителями создание макета своего дома, составление объемной модели микрорайона, где расположен детский сад.

Старшие группы

1.Продолжать знакомить с районом, где находится детский сад, его особенности и достопримечательности.

2. Познакомить с историей возникновения г. Дзержинска.

3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству  города

Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора.

Ноябрь, «Природные и культурные объекты города»

Средняя группа

1.Познакомить детей с особенностями расположения города, расширить представление о значении реки

Продолжать работу с макетом: обозначить реки, мосты.

Старшие группы

1. Познакомить с памятником, площадью, историей возникновения и названия площади.

2. Познакомить с биографией Дзержинского .

Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились.

Экскурсии к памятнику.

Декабрь, «Транспорт, промышленность нашего города»

Средняя группа

1. Углубить представления детей о транспорте города, научить классифицировать транспорт по назначению).

Изготовление  машин нашего города  из бросового материала .выставка машин

Старшие группы

1. Познакомить с промышленностью города

3.Развивать интерес к труду взрослых,

Рассказ о работе родителей, работающих на  разных предприятиях.

Январь, «Архитектура нашего города»

Средняя группа

1. Научить дифференцировать здания по назначению (детские сады, школы, магазины, больницы, театры и т.д.).

выставка рисунков «Наши здания»

Старшие группы

.

1Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий.

выставка рисунков « Профессии».

Февраль, «Воинская слава России»

Средняя группа

1. Познакомить детей с памятником защитникам Отечества

2. Сформировать представление об армии (о родах войск, о службе в мирное время).

3. Познакомить с российским флагом.

подготовить газету с именными поздравлениями.

.

Экскурсия с возложением цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Продолжать знакомить с памятниками защитникам Отечества.» Аллея героев»

3.Познакомить с историей российского флага.

Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями.

экскурсия к памятнику «.Вечный огонь»с возложением цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

изготовление российского флага  

Март, «Народные промыслы»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с народными промыслами области

2. Научить различать их и сравнивать.

3. Воспитывать интерес к народным промыслам родного края.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

Старшие группы

1. Закрепить знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить с историей возникновения народных промыслов, воспитывать к ним интерес.

Апрель, «Природа родного края»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с природой ближайшего окружения.

2.Научить понимать и ценить красоту природы родного края.

С помощью родителей подготовить и провести экскурсию  в городской парк

Старшие группы

1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта.

2.Дать представление о неповторимой красоте просторов родного города.

Экскурсия по лесопарковым  зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

Оформление фото -выставки , особенностями флоры и фауны родного края

Май, «Достопримечательности нашего города»

Средняя группа

1. Продолжать знакомство детей с достопримечательностями города..

2. Познакомить с гербом города  Дзержинска

3. Развивать чувство любви к родному городу.

Экскурсия по достопримечательностям района

Старшие группы

1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны

2.Познакомить с историей государственного герба России.

3.праздник.9 мая

Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войне

праздник привлечение к участию родителей,

ветеранов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"

В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"...

Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Материал из опыта работы воспитателя высшей категории МБДОУ ЦРР № 7 Тихомировой Зинаиды Витальевны...

"Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств через ознакомление с природой родного края"

Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриотичесих чувств у ребенка. Чувство патриотизма...

Семинар-практикум для педагогов "Использование малых фольклорных форм при формировании нравственно-патриотических чувств дошкольников"

Расширение спектра профессиональных компетентностей педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в...