Статья "Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием "семья"
статья на тему

Канунникова Ирина Михайловна

В статье отражена работа по воспитанию духовно-нравственных чувств посредством знакомства с понятием "семья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kanunnikova.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

Канунникова И.М.,

воспитатель

МАДОУ «ЦРР- детский сад №33 «Радуга»

г.Губкин,

Белгородская область

ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «СЕМЬЯ»

Самые дорогие и авторитетные для ребенка люди – это его близкие: мама папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. В семье воспитание должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребенка мы ни рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. Вот почему проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играют семья и семейные традиции в становлении духовно-нравственной личности ребёнка.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Семья – это сила, единство, мощь и, конечно же, ядро нашего общества. Ведь каждый человек проводит свою жизнь в семье. Сначала -  в родительской семье, потом – в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Но именно в семье люди становятся личностями особенными и не повторимыми.

Семья – это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни. К сожалению, широко распространено мнение о том, что нет необходимости в специально организованном ознакомлении дошкольников с семьёй. Если ребёнок живёт в семье, он сможет познакомиться с этим явлением в повседневной жизни. Ведущие специалисты в области ознакомления дошкольников с окружающим миром С.А. Козлова, Э.К. Суслова и другие подчёркивают необходимость воспитания с самого раннего детства любви к родному дому и своей семье.

В раннем возрасте дети учатся называть свои имя и фамилию, имена членов своей семьи. За счет слов мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучата обогащается словарный запас ребёнка.  На этом этапе у дошкольников формируется представление о том, что члены семьи должны жить дружно, заботиться друг о друге.

В средней группе у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость на состояние близких людей, вежливое отношение к окружающим людям, желание помогать своим близким, а также формируется представление о том, что такое семья, что в семье у всех – и взрослых, и у детей есть свои обязанности. Таким образом, уже в этом возрасте закладывается фундамент дальнейшего нравственно-патриотического воспитания.

В старшем дошкольном возрасте работа по воспитанию нравственно-патриотических чувств углубляется: у детей расширяется представление о семье (у семьи есть история, традиции), формируются представления о родственных отношениях (дядя, тётя, племянница, двоюродный брат, двоюродная сестра) и о семейных традициях. На этом этапе проводятся консультации и беседы с родителями, организуется экскурсия в Краеведческий музей, оформляется фотовыставка, газеты.

Планируя содержание работы с детьми в подготовительной к школе группе, важно учесть следующие направления:

- воспитание любви и уважения к своей семье;

- формирование представления о родословной как истории семьи и народной традиции;

- развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых, выполнять установленные нормы поведения, следовать в своих поступках положительному примеру.

Данное направление работы невозможно без участия родителей, которым предлагается оформить семейные альбомы, составить генеалогические древа, рассказы детей «Моя родословная», участие в городских семейных конкурса, создание книг сказок о маме, организовать выставку совместных поделок родителей и детей, конкурс рисунков о семье. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Знакомя детей с семьёй и её членами можно использовать художественную литературу. Такие русские народные сказки как «Репка», «Снегурочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди» и многие другие позволяют детям окунуться в мир семейных отношений. Дошкольники видят, что в любой ситуации на помощь приходят родные и близкие.

Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности. 

Литература:

  1. Виноградова, Д.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. М. - 1991.
  2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000, - 232 с.
  3. Сатир, В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту: Институт Общегуманитарных Исследований. Москва; 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование у дошкольников нравственно –патриотических чувств через ознакомление с родным краем»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с историей Кубани.2.Дать представление о предметах быта казацкой семьи. Обогатить словарь: чугунок; ухват; коромысло;  рубель3. Расширять знан...

«Формирование у дошкольников нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем, городом»

Данный материал раскрывает специфику работы воспитателя с родителями в воспитании патриотических чувств у  детей старшего дошкольного возраста....

Консультация: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством знакомства с понятием «семья»

Самые дорогие и авторитетные для ребёнка люди- это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. И какую бы сторону развития ребёнка мы ни рассматривали, всегда скажется, что главную роль в...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством семейных традиций».

Родительское собрание на тему:   «Воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств посредством семейных традиций»....