Конспект по нравственно-патриотическому воспитатнию в старшей группе " Путешествие в страну доброты"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Круглова, Татьяна, Михайловна

Конспект организованной  образовательной деятельности по духовно-нравственномувоспитанию старшей группы"Путешествие в страну доброты".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну доброты»

Цель:продолжать формировать представления детейо добре и зле.

Задачи:

— воспитывать умение сопереживать ближнему;

— развивать умение анализировать и оценивать поступки сверстников, литературных героев; — учить понимать смысл пословиц и поговорок;

— формировать умения ориентироваться на внутренние качества сверстника, умению разглядеть положительные качества в людях;

— развивать внимание к ближним, способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него.

Интеграция образовательного процесса: ОО«Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Материал к занятию: Песня «Что такое доброта»(Барбарики); запись «Сказочная мелодия»; сундучок,

  • котором находятся картинки с изображением добрых и злых сказочных героев; очки (игрушечные) и «вол-шебная» палочка; ноутбук, интерактивная доска; запись со злой волшебницей; 2 коробочки, на которых изобра-жены смайлики с добрым и злым выражением; круги (по количеству детей), квадраты из самоклеящейся бу-маги (по количеству детей).

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят в группу (ритуал приветствия) Воспитатель: — Ребята, давайте проверим, с каким

настроением мы пришли сегодня в детский сад. Психогимнастика

  • солнышку мы потянулись,

Лучик взяли,

  • сердцу прижали, Людям отдали Всем улыбнулись! Добра пожелали.

Воспитатель: — Какие мы все молодцы! Замечательно

мы с вами поздоровались и своим приветствием пожелали здоровья и добра друг другу. И теперь я вижу, что у всех

  • нас хорошее настроение. (В это время включается запись песни о доброте)

Воспитатель: — Какая замечательная песня, о чем поется в этой песне? (в песне поётся о доброте)

— А как вы понимаете, что такое доброта? (Доброта — это наше ласковое слово; улыбка подаренная людям; это умение сострадать, порадоваться, от-кликаться на чувства других.)

Воспитатель: — Ребята, я хочу сегодня пригласитьвас в страну Доброты, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да). Тогда закройте глаза и произнесите такие слова:

Покружись, покружись

В волшебном городе добра очутись. Воспитатель: — Ну вот мы с вами и очутились

  • стране Доброты. Ну что здесь происходит? На экране(интерактивной доске) появляется картинка с изображением волшебного, сказочного города с жителями (черно-белая картинка)

(В это же время на экране появляется злая волшебница.)

Волшебница: — Ха-ха-ха. Я злая волшебница. Я всюволшебную страну и всех жителей города заколдовала, и теперь там всегда будет царить зло. Если вы хотите по-мочь им, вы должны выполнить мои задания. Справитесь

  • заданиями, я расколдую жителей этой страны, а не справитесь, тогда здесь всегда будет царить зло. Ха-ха-ха.

Воспитатель: — Ой, ребята, что же делать? Выполнимзадания злой волшебницы? (Ответы детей)

Первое задание «Герои сказок».

Волшебница: — Распределите добрых и злых ге-роев сказок.

(на столе стоит сундучок: в нем находятся картинки

  • изображением сказочных героев, очки и волшебная палочка)

Воспитатель: — Сейчас вам нужно вспомнить сказочных героев и разложить их в коробочки с добрым и злым смайликами. Тех сказочных героев, которые совершали добрые поступки, мы положим в коробку

  • добрым смайликом. А в коробку со злым смайликом мы положим картинки тех сказочных героев, которые совершали плохие поступки. (На столе лежат картинки с изображением героев сказок (добрых и злых))

(Дети раскладывают добрых и злых героев в коробки, на которых изображены смайлики с добрым и злым выражением).

 Почему вы считаете, что это добрые герои?

— Какие добрые поступки они сделали? (Айболит любит животных, Золушка — добрая и трудолюбивая и т. д.)

— А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему?

Воспитатель: — Молодцы ребята! С этим заданиемвы справились!

(дети слушают второе задание от злой колдуньи)

Второе задание «Пословицы и поговорки о добре» Волшебница: — Назовите пословицы и поговорки

о добре.

Воспитатель: — А вы знаете пословицы и поговоркио добре? (дети называют пословицы и поговорки)

1. Жизнь дана на добрые дела.

2. Доброе слово лечит, а злое калечит.

3. Не одежда красит человека, а его добрые дела.

4. «От добра — добра не ищут»

5. «Красота до вечера, а доброта навек»

6. Добрые дела красят человека

7. На добрый привет — добрый и ответ. Воспитатель: — А что они значат? Объясните смысл

пословиц.

(дети слушают третье задание от злой колдуньи)

Третье задание «След от обиды»

Волшебница: — Ответьте на мой вопрос можно лисловом обидеть?

Воспитатель: — Ребята, как вы считаете, словомможно обидеть человека? (ответы детей)

Вам когданибудь приходилось обижать другаили близкого человека? (ответы детей)

Воспитатель: — Посмотрите, перед вами лежит круг,

  • листок самоклеящейся бумаги. Представьте, что круг — это ктото из ваших друзей или близких, а кусочек бу-маги — это обидное, плохое слово или фраза, которое мы произносим. Ребята, возьмите, и приклейте листок само-клеящейся бумаги на этот кружок. Приклеили? Теперь оторвите его. Получилось? (Да.) Но след остался, а у не-которых даже образовывалась дырочка на этом месте. Вот так и у человека, которого обидели словами, — остаются боль и обида. Поэтому слово — очень сильное оружие.

Воспитатель: — А как надо поступить, если вы оби-дели когото, пусть даже нечаянно? (Извиниться, попросить прощения.)

Воспитатель: — А как бы вы извинились? (ответыдетей)

(дети слушают следующее задание от злой колдуньи)

Четвертое задание «Волшебные очки» Волшебница: — В сказках есть волшебные пред-

меты: скатерть-самобранка, волшебное зеркальце, ко-вер-самолет. А у меня есть волшебные очки. Но для чего они нужны, я уже и не помню. Попробуйте догадаться, в чём их волшебство!

Воспитатель: — Ребята, посмотрите здесь лежаточки! Это ребята непростые очки, а волшебные, глядя

  • них можно разглядеть то хорошее, что есть в каждом человеке.

Воспитатель: — Давайте каждый из вас примеритих, посмотрит на своих товарищей, и постарается увидеть

  • каждом как можно больше хорошего и расскажет нам об этом. (Аня — ты очень добрая, Ваня — заботливый, дружелюбный и т. д..)

Воспитатель: — Ну что ребята справились мы с заданиями злой колдуньи?

(Сюрпризный момент: включается слайд с изображением и записью доброй волшебницы.)

Волшебница: Ваши добрые дела изменили и меня,Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела

  • теперь совсем другая, я хорошая, не злая!

Волшебница: — Я поняла, что дорогою добра идтихорошо, и никогда не буду делать людям зла. Я вижу, вы добрые ребята, и я расколдую жителей города. Спасибо вам ребята! До свидания. (на экране появляется слайд города с жителями) (цветная картинка)

Воспитатель: — Вот какие чудеса творят добрые дела,ребята, даже злая волшебница стала доброй, и расколдовала жителей страны Добра!

— А как вы думаете, что помогло нам справиться со всеми заданиями? (доброе отношение друг к другу, взаимопомощь, дружба).

Воспитатель: — Ребята, а можем ли мы такую странуДобра сделать у себя в группе? (ответы детей)

— Что мы можем сделать, чтобы в нашей группе царило ДОБРО? (ответы детей: не обижать товарищей, делать добрые поступки, слушаться взрослых, и т. д.)

— А сейчас я предлагаю вам нарисовать Страну Добра, какой вы её себе представляете. Всем спасибо!

Литература:

  1. В. В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников»;

  1. В. И. Савченко «Педагогическая сказка как средство поддержки позитивной социализации старших дошколь-ников», 2015 г;

  1. Н. В. Микляева «Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников», 2013 г.

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей «Путешествие дорогою добра»

Выполнила: воспитатель Геворкян С.Г.

 

                           «Путешествие Дорогою Добра»

Цели: сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими; воспитание доброты, человечности и внимательного отношения друг к другу.

Задачи:

Образовательные: формировать у детей умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников Формировать нравственную позицию детей

Развивающие: развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание. Развивать речь, творческие способности и познавательный интерес детей к духовному миру, человеческим качествам личности. 

Воспитательные: воспитывать моральные и нравственные качества детей. Закреплять коммуникативные навыки.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Познавательное развитие:

при проведении дидактической игры- способствовать развитию ассоциативно – образного мышления;

Речевое развитие:

совершенствовать монологическую форму речи детей, помогать им более точно характеризовать ситуацию, высказывать предположения, излагать свои мысли понятно для окружающих

Художественно – эстетическое развитие:

развивать образное представление, коллективное творчество при создании аппликации, развивать мелкую моторику пальцев рук

Физическое развитие:

совершенствовать технику основных движений: прыжков, добиваясь естественности, легкости их выполнения

Содержание:

1. Здравствуйте, ребята! (ответ детей)

А давайте поздороваемся не только друг с другом, а и со всем Миром? 

Приготовьте свои ручки, свои улыбки!

Попробуем мысленно нарисовать такую картину (выполняем с движениями, по тексту):

Здравствуй, солнце золотое, (рисуем круг)

Здравствуй небо голубое, (ладонями гладим небо)

Здравствуй легкий ветерок, (качаем руками)

Здравствуй маленький дубок! (присели, изобразили росток)

Мы живем в одном краю, в России, (раскинуть руки широко)

Всех я Вас приветствую! (хлопаем друг другу)

Надо мною небо, (руки вверх)

А внизу Земля – (руки вниз, топаем)

Мир такой огромный, (кружимся вокруг себя)

А посередине – Я! (прыжок, ладони прижимаем к груди)

Замечательно, как тепло мы поздоровались со всем Миром.

Я рада Вас видеть в хорошем настроении, здоровыми и готовыми потрудиться, чтобы хорошему и полезному в жизни научиться!

Наше занятие предлагаю сразу начать с путешествия!

С путешествия Дорогою Добра.

И только тот, кто до конца пройдет все испытания на этом пути и, может быть, даже трудности, сможет наполнить свою жизнь безграничной добротою, любовью и теплотой. Вы хотите стать такими людьми? (ответ) 

Кто за, кто не испугался трудностей, поднимите руки! (ответ детей) 

Отлично, единогласно! Тогда отправляемся в путь.

Запевка:  Возьмёмся за руки с тобой и станем лентой золотой, которая сошла с небес в волшебный хоровод … (идём змейкой по группе)  Итак, послушайте одну историю (приглашаю жестом присесть на ковёр)

     Это было очень давно…

Один человек долго путешествовал и неожиданно попал в волшебный сад. Он проделал длинный путь и очень устал. Завидев уютное местечко, в тени развесистого дерева, странник решил немного вздремнуть. Из всех деревьев, растущих в саду, он выбрал самое необычное – дерево исполнения желаний. Под его кроной мгновенно сбывались все мечты, все мысли становились явью, но путник этого не знал! Представим, что оно было вот таким (демонстрирую дерево).

      Давайте на минутку оставим нашего путника отдыхать, а сами представим себя под этим волшебным деревом исполнения желаний. Закройте глазки, прислушайтесь к себе, к своему сердечку, послушайте его, оно вам всегда подскажет самый правильный ответ. Мысленно досчитайте до 5 и скажите, какую заветную добрую мечту вы хотели бы осуществить прямо сейчас? (4 ответа детей).

Спасибо, что поделились своими мыслями.

      А сейчас вернёмся к путнику. Первое, что он пожелал, была еда и питьё, ведь он очень проголодался! А после захотел крепко поспать.

Пусть символом обозначения ЕДЫ, ВОДЫ И ОТДЫХА для человека будет яблоко жёлтого цвета, я прикреплю его к дереву.

(вешаю первое яблоко).

      Дальше наступила ночь, ему стало боязно одному, да и скучновато одному сидеть под деревом. Пусть яблоко зеленого цвета станет обозначением ЗАЩИТЫ и ВЕСЕЛЬЯ для человека, прикрепим его к дереву (вешаю зеленое яблоко).

     Вы знаете, вдруг желания путника почему-то закончились, а мысли совсем запутались.

Ребята, давайте ему поможем ПОНЯТЬ, ЧТО ВАЖНО НА САМОМ ДЕЛЕ! (ответы детей)

Скажите, достаточно в жизни только есть, пить, отдыхать и веселиться? В чём мы ещё очень нуждаемся? Что нам ещё надо? Для чего мы пришли в этот мир? (после каждого ответа дети вешают яблоко)

(яблоко дружбы,  - помощи, - заботы, -защита, -любовь, - работа, - ласка).  Как с вами интересно! Спасибо за ваши ответы.

      Посмотрите, какое прекрасное получилось у нас дерево! Вы очень помогли путнику. Вы объяснили, что важно! Ведь каждого в жизни свой путь. Вы добьётесь успехов! Слушайте себя, своё сердечко, свои мысли, будьте вежливыми, честными, добрыми и отзывчивыми.

(встаём)

2. Наше путешествие предлагаю продолжить игрой.

Испытания продолжаются! Я буду называть слова, а вам их надо заменить только добрыми словами и обязательно успеть подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши, справитесь?

Злой - добрый

Грубый - ласковый

Отнять - подарить, отдать

Поругать – похвалить

Обидеть – защитить

Грустный – весёлый

Молодцы! Вы назвали только добрые слова!

( фоном звучит спокойная музыка).

Наше путешествие Дорогою Добра продолжается (стоим)

Ребята, сейчас я произнесу удивительные и волшебные слова, послушайте: доброта, добро, добрый человек, добрый поступок.

Давайте вместе скажем и внимательно вслушаемся в эти слова – доброта, добро, добрый человек, добрый поступок.

А как вы понимаете, что такое добро? (4 ответа.)

3.Ребята, что-то я не могу разобраться, если человек добрый, какой же он еще? Вот загадка!

А поможет разобраться нам игра.

Вам понадобятся 2 сердца, возьмите их со своего стола.

Я назову слова, которыми можно охарактеризовать хорошего, доброго человека, а потом плохого, недоброго человека.

Если вы будете согласны, поднимаете сердечко соответствующего цвета.

Я попробую начать:

У плохого, недоброго человека душа злобная. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? У недоброго человека душа … Полным предложением (жесткая, хитрая, темная, грязная, холодная, жадная, грубая, равнодушная, нетерпимая).

У хорошего человека душа …добрая. Согласны? Ваши ответы в виде карточек. Спасибо.

Кто продолжит? … Полным предложением (щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая)

(показ на сердце) 

Да, вы правы, у хорошего человека душа щедрая, честная, нежная, красивая, светлая, теплая, заботливая, отзывчивая).

 Игра «Хорошо-плохо».

  Детям предлагается оценить  поступки и действия с двух  позиций: хорошо это или плохо?

  Взрослый раздает детям фишки двух цветов — красного и зелёного, с помощью которых они будут оценивать соответственно: хорошие поступки — фишки зелёного цвета; плохие поступки —  фишки красного цвета (по методу светофора: можно-нельзя). Взрослый называет поступок  или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.

 

   Плохие                                           Хорошие

1) порвал блузку;        1)        защитил слабого;

2) обидел друга;        2)        проведал больного друга;

3) поссорился с мамой;        3)        обогрел и накормил

4) толкнул ногой щенка;        4)        помог младшей сестре

5) ударил котенка;                одеться и др.

6) разрушил птичье гнездо.                

4.Эти человеческие душевные качества ценились с давних времён. Давайте вспомним народную мудрость, пословицы о добре.

Я начну, а вы продолжите!

- Доброе слово лечит, а худое калечит.

- Доброе слово доходит до сердца.

- Добрый человек придёт – словно свет принесёт.

А какие пословицы о добре знаете вы?

( - Жизнь дана на добрые дела.

 - Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.)

Но мир людей, ребята, не делится на только хороших и плохих людей. Все мы с вами разные, совершаем и хорошие поступки и не очень достойное. А в нашем сердечке есть природный инструмент, который есть у нас от рождения. Это, ребята, наша совесть. Идите по жизни всегда в ладу со своей совестью.

5. Предлагаю пойти и немного размяться на пути Дорогою Добра.

Давайте немного отдохнем. Я буду называть команды, но выполнять вы будете только те, которые назову с «вежливыми словами».

1. Поднимите руки. - Поднимите, пожалуйста, руки!

2. Будьте добры, похлопайте!

3. Попрыгайте. Попрыгайте, пожалуйста!

4. Покружитесь и потопайте. Будьте добры, покружитесь и потопайте.

5. Присядьте 4 раза. Пожалуйста, Присядьте 4 раза.

6. Будьте добры, коснитесь правою рукою левого ушка.

7. Пожалуйста, найдите сзади свои коленки и коснитесь их.

Молодцы!

6.Ребята, продолжая эксперименты, предлагаю увидеть и потрогать своими руками доброту, почувствовать её запах, попробовать на вкус? Как вы думаете, это возможно?(ответы)

А в чем её можно увидеть? (поступках, действиях, чувствах человека) Да, вы правы.

Посмотрите, пожалуйста, на картинки (показ картинки-ситуации).

-Как должны поступить дети в этой ситуации? (2чел)

–Какой поступок они совершают?

Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое лицо бывает у него в эту минуту? Покажите.

7.Наше путешествие Дорогою Добра продолжается, приглашаю пройти к столу. Вы видите здесь, много разных предметов, назовите: зернышки,

цветок,

сломанная игрушка,

порванная книга,

листок бумаги и фломастер,

маленькое детское платье.

Посмотрите на эти предметы.

С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите, какой? (Дети: Зернышками накормить птиц, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, на листке бумаги нарисовать что-нибудь приятное и подарить близкому человеку)

Молодцы! Доброта – это важное человеческое качество. Оно творит настоящие чудеса!

8.Если мы будем добрыми, то всегда будем стараться помогать людям, попавшим в беду. Давайте сотворим пирамиду Добра из наших рук. Вот вам моя рука, кладите на неё свою! Чувствуется тепло, исходящее от пирамиды Добра. Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце, и оно станет большим и полным Любви! (большое сердце - показ)

А как вы думаете, если мы каждый день будем делать добрые дела, изменится наше сердце? Каким оно станет? (добрым, отзывчивым). Когда сердце совершает добро, в нем расцветает прекрасный цветок. Давайте вспомним добрые вежливые слова. Если верно отгадаете мои загадки, на нашем сердце расцветут цветы добра и любви! (готовим цветы; приклеиваем после отгадки)

Игра: «Подскажи словечко» (двухсторонний скотч)

- Растает даже ледяная глыба от слова теплого (спасибо) 1 ЦВЕТОК

- Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день) 2 ЦВЕТОК

- Когда виноваты, сказать поспешите: «Прошу Вас, пожалуйста, меня вы (простите) 3 ЦВЕТОК

Если больше есть не в силах, скажем мамочке (спасибо) 4 ЦВЕТОК

Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь (здравствуйте) 5 ЦВЕТОК

Когда нас бранят за шалости, говорим (простите пожалуйста) 6 ЦВЕТОК

И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (до свидания) 7 ЦВЕТОК

Молодцы, вы отличные знатоки вежливых слов!

9.У вас у каждого доброе, чуткое, щедрое сердце. Давайте будем каждый день щедро дарить частички своего душевного тепла, любви и радости окружающим нас людям. Давайте своими руками сотворим сердце, полное Доброты! Всё нужное для работы у вас на столах. Присаживайтесь. И начинайте творить (включается музыка)

У вас получились прекрасные сердца! Я уверена, что они подарят вашим близким частичку доброты, душевности и любви! Вы сегодня были очень активными и справились со всеми заданиями! (заготовка большое сердечко и мелкие цветочки на каждого ребенка).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы. «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек» (с применением дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.)

Цель: Обучающая:- Развитие логического мышления, смекалки, положительных эмоций.- Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек с учетом их интересов.- Закрепить и упорядочить ...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в Страну Доброты"

Занятие, в котором дети рассказывают о добрых поступках. Высказывают своё мнение. Узнают что-то новое от воспитателя....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Доброты"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему :"Путешествие в страну Доброты" Цель: Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость через...

Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Путешествие в страну доброты»

Цель: продолжать формировать представления детей о добре и зле.Задачи:— воспитывать умение сопереживать ближнему;— развивать умение анализировать и оценивать поступки сверстников, литерату...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие в страну Доброты"

Конспект по формированию у детей представлений о нравственных нормах  поведения: доброжелательности, справедливости, отзывчивости через игровую деятельность....

Развитие речи. Занятие в старшей группе. " Путешествие в страну Доброты". 2020г.

Развитие речи.Занятие в старшей группе. "Путешествие в страну Доброты".2020г....