Конспект ООД по экологи в подготовительной группе "Удивительный мир животных"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Писанец  Надежда Владимировна

Конспект ООД по экологи в подготовительной группе "Удивительный  мир животных". Знакомство детей с жизнью древних людей, приручением человеком первого животного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Удивительный мир животный32.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение - детский сад комбинированного вида № 15

станицы Новониколаевской

Конспект ООД

по экологии

в подготовительной группе

 «Удивительный мир животных»

                                                Воспитатель: Писанец Н.В.

Задачи:

Образовательные:  Познакомить детей с жизнью древних людей, приручением первого животного человеком. Продолжать уточнять и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Закреплять умение устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты живой природы, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать их по элементам опорных схем, пользоваться схемами при составлении рассказов о животных.

Ход занятия:

Организационный момент:

(Дети входят в группу, приветствуют гостей)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, по дороге в детский сад, я увидела двух забавных щенят. Они так интересно играли, один догонял другого, а затем они становились на задние лапы, а передними старались повалить друг друга на землю. Это было так интересно, что я даже остановилась посмотреть, на них. У меня на душе стало так радостно, приятно. Вот с таким прекрасным  настроением я пришла в нашу группу и хочу, чтобы у вас после моего рассказа, тоже поднялось настроение.Поднялось?  А сейчас я предлагаю вам отправимся в необычное путешествие, во время которого мы узнаем много-много интересного.  А о чём мы будем говорить, вы можете отгадать сами.

Загадывание загадки:

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем,

Домашними бывают и помогают людям.

Кто они такие? (Ответ детей: животные)

Воспитатель: Ну, конечно вы правы, мы с вами сегодня  поговорим о животных. Ребята, вы знаете о том, что домашние животные не всегда были домашними? (ответы детей: все животные раньше были дикими). Давайте отправимся с вами в прошлое и узнаем, как это происходило, как дикие животные превратились в домашних.  Согласны?Тогда в  путь!

Для того, чтобы попасть в прошлое, нам надо пройти по мосту времени.

(Звучит музыка программы «В мире животных»)

Ходьба по «лесной тропинке», проходят через мостик речку, свободнораспологаются на ковре)

Воспитатель: Ребята мы попали в прошлое, сколько здесь нового, интересного, необычного. Вокруг растут большие и маленькие деревья и ничего не видно. Я боюсь, не заблудились ли мы, давайте позовем, друг друга, покричим «АУ».

Дыхательная гимнастика «Позовем все вместе»

«Ходим по лесу» — на вдохе повернуться в одну сторону, на выдохе — в другую со звуком «ау». Ладони можно приложить к щекам, имитируя зов на помощь. (3 – 4р)

(слышится голос АУ – АУ, выходит Лунтик)

Лунтик: Здравствуйте, ребята. Как я рад, что вы появились здесь! Однажды ночью, ко мне пришли какие –то люди и предложили совершить путешествие в далекое прошлое, я согласился. Вначале мне было очень интересно, все было такое новое, неизведанное, я все время шел и шел вперед, а потом я увидел больших, страшных зверей. Я очень испугался и быстро побежал вглубь леса. Когда я остановился, никого вокруг меня не было. Вот так я остался один. Помогите мне выбраться отсюда.(попасть домой).

Воспитатель: Ребята, мы поможем Лунтику? (ответ детей)

Мы, конечно же, поможем тебе вернуться домой, а сейчас я предлагаю тебе присесть с ребятами на пенечки и узнать, как жили на Земле Древние люди, дикие животные и кто стал первым другом человека.

Основная часть:

1.   Беседа .

Давным-давно жили на Земле Человек  и много разных животных, и были эти животные дикими .Чтобы добыть себе пропитание, люди охотились на хищных животных, используя для этого палки, дубинки  и большие камни .Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Однажды он заметил, что волки близко подходят к его жилищу. Опасаясь за свою жизнь человек стал подкармливать их . Постепенно волки стали добрее,  а их детеныши привязались к человеку и стали жить рядом с ним.  Они уже были  не дикими, а домашними. Так появились собаки. Когда наступала ночь, пещеру окружали разные звери, при их приближении собаки издавали  тревожные звуки, тем самым предупреждая людей об опасности. Следующим шагом  было участие собак  в охоте вместе с человеком , а когда домашними стали козы, овцы, коровы - собака помогала Человеку пасти, охранять их .Дикие животные не сразу превращались в домашних, порою на это уходило не одно столетие, вот почему домашние животные не всегда похожи на своих предков.

 С того момента, как человек приручилживотных, они всегда ему помогали совершать дальние переходы , давали продукты питания , несли пограничную службу . Вот так появились первые друзья человека.

Воспитатель: У домашних животных остались в дикой природе их предки. Я предлагаю  вам назвать их.

Игра «Назови предка»

 собака – волк,

  кролик – заяц,

  свинья – кабан,

корова – тур,

  кошка – рысь,

  лошадь- тарпан,

баран - дикий баран,

   слон – мамонт.

Воспитатель:  Молодцы, вы отлично справились, называя предков домашних животных. Из-за вмешательства Человека в жизнь диких животных, одни стали домашними, а часть - осталась дикими.

А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит Музыка из программы «В мире животных»)

(дети вновь проходят по мостику)

Воспитатель обращает внимание детей на «экран телевизора»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами попали не в группу, а в телевизионную студию. Я предлагаю вам стать участниками телепередачи «Удивительный мир животных», а Лунтик и наши гости будут телезрителями. Займите свои места, мы начинаем.

(дети садятся за столы)

(Педагог выставляет перед детьми первую схему)

Воспитатель: Какая интересная схема. Она состоит из 2х частей: на одной дом, на второй - деревья, лес. Как вы думаете,  кто  живет в доме (ответы детей: человек, домашние животные). Правильно, в доме живет человек, а вместе с ним его верные друзья.

Кто живет в лесу? (ответы детей: звери, птицы). Вы ответили верно, в лесу живут звери,  какие они?  Как (ответы: дикие)

Ребята, давайте расселим  животных по месту их обитания.

 (дети,  называя животных, располагают их в местах обитания)

Воспитатель: Для одних животных домом остался лес, степь, пустыня - дикая природа, а для других - жилье рядом  человеком. Жилье любого животного - и домашнего и дикого носит свое название.

4. Игра «Где кто живет?»

(Игра с мячом, я называю животное, дети – название  его жилища)

собака –в конуре,

волк –в логове,

кошка – в доме,

лошадь – в конюшне,

корова –в коровнике,

 белка –в дупле,

медведь – в берлоге,

кролик – в клетке,

лиса – в норе,

коза – в хлеву,

овца – в овчарне,

олень –в загоне,

телята –в телятнике,

свинья –всвинарнике  и т. д)

(Присаживаются на места)

5.Воспитатель: молодцы, ребята, вы хорошо знаете, где живут  домашние и дикие животные.  Для того, чтобы выжить, домашним животным помогает человек. А знаете ли вы, как живут дикие животные, как  приспосабливаются к окружающей среде.

(Ответы детей: меняют окрас, сон, питание)

Воспитатель: Вы правильно сказали, все животные,  по - разномуприспосабливаются к жизни в природе.

Воспитатель: Ребята, скажите,  все ли животные питаются одинаково? (ответ детей: домашних животных кормит человек,  дикие добывают  себе пищу сами).

 Чем питаются дикие животные летом? (ответы детей: травой, листьями, ягодами, насекомыми, мясом, рыбой,  и тд.).

 Чем питаются дикие животные зимой? (ответы детей: корнями деревьев, корой деревьев, веточки, желудями, мясом и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, каким животным легче жить? (ответы: домашним, потому, что за ними ухаживает человек, кормит).

Давайте с вами вспомним сказку «Как животные счастье искали». Что захотели сделать домашние животные (Ответы: жить свободно в лесу), а дикие?(рядом с человеком).Что рассказали животные друг другу, когда возвращались обратно? (ответы: жить плохо, т.к холодно, страшно, нет корма, мало пищи – домашние, дикие – мало еды, ругает человек, нельзя свободно погулять и т.д).

Воспитатель:  Ребята, вы правы, домашние животные не могут жить в дикой природе, так как они: 

 - не умеют строить себе жилье,

- самостоятельно добывать для себя пищу,

- защищаться от врагов.

Дикие животные:

- они не могут жить рядом с человеком, так как боятся человека,

- лишены привычных условий жизни,

- требуют много мясной пищи,

- образ жизни диких животных (спячка, ночной образ жизни и др.) не совпадает с образом жизни человека.

Есть ли животные, которые обходятся без пищи зимой? (ответы детей: медведь, барсук, еж, енот.) Почему, он ничего не едят? (ответы детей: они осенью много едят, накапливают жир, а с наступлением зимы засыпают, впадают в спячку)

Воспитатель: Эти звери спят всю зиму или могут проснуться?

(Ответы детей: спят).

Воспитатель: (показываю картинку барсука).Я расскажу вам интересную историю из жизни этого полосатого зверька. Вы знаете, кто это?(ответы детей, он впадает в спячку на зиму). Правильно. Барсуки впадают в спячку осенью.Но иногда на снегу можно увидеть следы этого животного. Как же это происходит?  Дом барсука – нора, осенью он ремонтирует дом,приносит сухую траву, мох, листья и готовит на зиму себе теплую, мягкую  постель. А еще он запасает себе еду на зиму:собирает  желуди, семена, корни растений,сушит  и прячет в нору. Зимой, во время сна, барсук,  чувствуя голод, просыпается, съедает свои запасы, а потом  опять спит.

Воспитатель:  Ребята, давайте отправимся в путешествие к лисичке.

Физкультминутка «Лисонька-лиса»

(Проводится физкультминутка с имитацией движений)

У лисицы острый нос,

У нее пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса важно похаживает,

Шубу пышную поглаживает.

Я - охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу - подкрадусь,

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу,

Деткам в норку отнесу. (И.С. Лопухина)

(дети садятся на места)

6. Воспитатель: Ребята, посмотрите на схему, какая она занятная. На ней нарисовано какое-то несуществующее животное.  Кто мне объяснит, что это такое?(ответы детей:эточасти тела животного)

Воспитатель: Какие части тела у животных?

(ответы детей: туловище, голова, хват, ноги)

Воспитатель: Правильно, но для  защиты себя, своих детенышей, для того чтобы добывать себе пищу, у некоторых из них есть рога, копыта, острые зубы, когти. А также для животного очень важно, чем покрыто их тело. Почему? (ответы детей: чтобы не замерзнуть, когда холодно, а в жару не перегреться).

Воспитатель:Молодцы,  расскажите какие животные и как используют свои рога, копыта, когти? (ответы детей: лось отбивается от врагов, когти помогают животным взбираться на деревья) предложить рассказать о кошке, которая спасла жизнь хозяину.

Составление рассказов по схемам:

(Педагог выставляет схему)

Воспитатель: молодцы, ребята,  вы очень, много  знаете о жизни диких и домашних животных. И я вам предлагаю составить небольшой рассказ по данной схеме, на которой знаками отображена жизнь животных. А о каких животных вы будете рассказывать,вы узнаете, отгадав загадки.

Сама пёстрая,

Ест зелёное,

Даёт белое. (корова)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит. (Медведь)

Этот зверь живёт лишь дома,

С этим зверем все знакомы.

У него усищи-спицы,

Он мурлычет, он поёт,

Только мыться он боится.

Угадали? Это ....(Кот)

Где б найти такую маму,
С  малышом чтоб постоянно,
Не бросая никогда,
Рядышком была всегда?
Познакомьтесь, это я,
Всем знакома вам, друзья.
Деток в сумку соберу,
Называюсь – …(Кенгуру)

(Во время составления рассказов помогаю, добавляю)

Воспитатель: Молодцы, ребята,  вы очень интересно  рассказали о животных. А сейчас нам пора заканчивать передачу. Возвращаться в детский сад.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот мы и дома. Давайте расскажем нашим телезрителям, о чем говорили мы в передаче «Удивительный мир животных», что нового узнали, что понравилось больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Итог. Каждое животное хорошо и полезно на своем месте. Пусть будет так, как устроила сама природа.

Лунтик: Ребята, большое спасибо за то, что вы помогли мне вернуться домой. В благодарность за вашу помощь, за то, что я много узнал в телепередачи, я хочу подарить вам  открытки с изображением далеких предков  домашних друзей(раздает открытки), а сейчас мне надо идти.  До свидания, ребята (уходит).

Воспитатель: Ну, вот ребята, какое доброе дело мы с вами сделали, сколько всего интересного узнали. На этом наша занятие закончено, вы были очень активны, любознательны. Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии для подготовительной группы "В мире животных"

Ход занятия:1.    Сегодня мы будем путешествовать. Вот и транспорт готов. Как он называется? (Электричка). Что у неё есть? Чем похожи вагоны? Чем отличаются?2.    А кто э...

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе "Удивительные животные"

Знакомство с жизнью диких животных, их предками, познавательные истории из жизни "братьев наших меньших"....

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе «Как дикие животные к зиме готовятся»...

Конспект ООД по экологии в подготовительной группе "Удивительные животные".

Знакомство с жизнью диких животных, их предками, познавательные истории из жизни "братьев наших меньших"....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Животные леса"

Экологическое воспитание старших дошкольников...

Конспект НОД по экологии в подготовительной группе "Как животные готовятся к зиме"

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Материал конспекта помогает активизировать и систематизировать знания о диких животных , их приспособляемости к тяжелым зимним условиям....

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Дикие животные».

Содержание письма для детейСрочно приходите,Срочно помогите.Нас волшебник напугал.Нас  он всех заколдовал.Мы забыли, кто мы есть.Что нам пить  и что нам  есть.Выручайте, помогите.И нас ...