Конспект НОД по экологии в подготовительной группе "Как животные готовятся к зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Рублева Ольга Валентиновна

Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Материал конспекта помогает активизировать и систематизировать знания о диких животных , их приспособляемости к тяжелым зимним условиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_ekologii.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Тема: «Как животные готовятся к зиме»

Цель: развитие познавательной инициативы дошкольников в процессе обобщения знаний о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с моделями «Линька», «Изменение окраски шерсти», «Приготовление запасов», «Подготовка жилища» и научить пользоваться ими. Активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о диких животных. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Активизировать словарь детей: линька, солист, соловьиные трели.

Развивающие: развивать умение размышлять; умение устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания.

Воспитательные: воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи; воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций с изображением диких животных, отгадывание загадок о животных. Дидактические игры, настольно-печатные и подвижные игры.

Материалы и оборудование: модели «Линька», «Изменение окраски шерсти», «Приготовление запасов», «Подготовка жилища». Панно для развешивания моделей, кубик с фотографиями хвостов животных,

Ход:

- Дети, только что звонил наш друг Карлсон, он собирается нас навестить. Но мне показалось, что он чем-то обеспокоен.

(Стук в дверь, появляется Карлсон- игрушка).

К: – Здравствуйте, ребята! Я сегодня проснулся, посмотрел с крыши вниз, а там красиво, все белым- бело. И решил я пойти к своим друзьям в лес и сфотографироваться вместе с ними. Но там я никого не встретил. Тогда я пошел на пруд, но он замерз, и я там тоже никого не увидел. Я очень расстроился и уже было хотел возвращаться домой, когда передо мной что- то промелькнуло, сверху что- то хрустнуло, за деревом что-то скрипнуло, я очень испугался, но решил все это сфотографировать и вам, ребята, показать, чтобы вы мне помогли в этом разобраться.

- Карлсон, не переживай, с животными все в порядке. Ребята, давайте объясним Карлсону, почему же он не встретил в лесу своих друзей, и попробуем разобраться, что же сфотографировал Карлсон.

(наступила зима, и все жители по- разному приспособились ее пережить)

- Правильно, а теперь давайте расскажем отдельно про каждого животного, а помогут нам в этом фотографии Карлсона.

К: Все фотографии я наклеил на кубик. Давайте будем бросать, какая фотография выпадет, ту и будем рассматривать.

Игра «Чей хвост?»

- Бросаем кубик. Что же сфотографировал Карлсон?

(хвост зайца).

- Расскажите пожалуйста, как же зимует заяц, чем питается, как спасается от врагов, что ему помогает выдержать холод. А для того, чтобы легче было рассказывать, будем использовать наших помощников- модели.

- Какие модели будем выставлять?

(На панно последовательно вывешиваются модели: линька, шерсть).

(Заяц меняет шерсть, цвет; ест кору деревьев, ветки; от врагов спасают быстрые ноги и цвет шерсти).

К: – Теперь я понял, почему я не увидел зайца- снег белый и заяц белый.

- Бросаем кубик. Что же здесь сфотографировал Карлсон?

(Хвост белки).

- Ребята, расскажите Карлсону, почему же и белочку он не смог разглядеть.

(Выставляется модель: дупло).

- Где устраивает свое жилье?

- Чем питается на деревьях белка?

- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?

- Что защищает от холода?

- Что помогает ей спасаться от врагов?

(Белка находит дупло, утепляет его; с осени заготавливает орехи, грибы; быстро перепрыгивает с дерева на дерево).

К: Какая белочка молодец, а я, то думал, что это мелькает между деревьями? А это белка так быстро перебирается с дерева на дерево.

- Бросаем кубик, что здесь мы увидим?

(Хвост лося).

- Как же лосю удается пережить суровые времена?

(На панно вывешиваются модели: шерсть, ноги).

- Чем питаются?

- Есть ли у него враги?

- Как он спасается от врагов?

(Лось питается ветками деревьями; быстро убегает или защищается передними копытами).

К: – Теперь я понял: за деревом стоял лось и на высоких ветках поедал ветки.

- Бросаем кубик.

(Хвост волка).

- Как же этому хищнику удается пережить это суровое время года?

(Выставляются модели)

- Чем питается волк?

- Как добывает себе пищу?

- Где живет?

(Волк бегает на большие расстояния в погоне за добычей, ведет кочующий образ жизни).

- Бросаем кубик.

(Хвост лисы).

- Как лисе удается пережить это трудно время года?

- Чем питается лиса зимой?

- Где живет?

(Лиса живет в норе, охотится за зайцами, ловит под снегом полевых мышей, в суровое время приближается к человеческому жилью).

К: Много я сделал фотографий, а своего большого друга- медведя- не сфотографировал и маленького ежика тоже не увидел.

- Ребята, объясните, почему Карлсону не удалось увидеть медведя и ежа.

(Выставляются модели).

- Как медведь готовится к зиме?

- Где зимует?

- Чем питается?

- Что еж делает, чтобы переждать зиму?

(Медведь накапливает подкожный жир, спит в берлоге всю зиму; еж тоже спит).

- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто живет в родном лесу». Сейчас я буду называть разных животных, а вы выбирайте только тех, кто живет в наших лесах, в России. Если живут- хлопайте в ладоши, если нет- не хлопайте.

Белка, лисица, жираф, бегемот.

Заяц, олень, крокодил, кашалот.

Волки, верблюды, моржи и тюлени.

Медведи, слоны, обезьяны, олени.

К: Ребята, а еще я хотел послушать соловьиные трели и полюбоваться в пруду рыбками, понаблюдать за лягушками. Куда они делись?

- Дорогой Карлсон, ребята тебе уже говорили, что все это из-за того, что наступила зима. Остальное мы тебе сейчас расскажем.

- Какие птицы собираются в дальнюю дорогу- в теплые края?

- Как они называются?

- Какие остаются зимовать?

- Как они называются?

- Как человек помогает птицам?

- Как спасается от холода лягушка?

К: – Понятно, мои «солисты» улетели в теплые края, а лягушка- квакушка забилась глубоко в ил и заснула на всю зиму.

- Ребята, расскажите о рыбах и насекомых.

- Что делают рыбы зимой? (Опускаются на дно, ведут малоподвижный образ жизни, дремлют).

- Куда исчезают насекомые? (Прячутся в кору деревьев, щели).

Ребята, когда лучше прийти Карлсону, чтобы увидеть всех своих друзей? Почему?

К: – Теперь я понял: приду сфотографироваться к своим друзьям весной.

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо все объяснили Карлсону, а теперь давайте пофантазируем и поиграем в игру «Превратись». По моим словам, вы будете превращаться в зимующих птиц, зверей, насекомых.

Девочки и мальчики,

Вокруг себя повернитесь,

В зимующих птиц (зверей) превратись.

Ребята, как вы думаете, помогли мы Карлсону узнать, как готовятся обитатели леса к зиме?

- С помощью чего вы могли составить рассказы о обитателях леса?

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось больше всего?

- Что для вас было самым трудным?

– На память о нашей с Карлсоном встрече, я дарю вам различные модели, с помощью которых вы можете рассказать своим родителям и друзьям о животных, птицах и насекомых. Но не забывайте, что если вы объединитесь, то ваши рассказы могут быть намного интереснее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме»

Программное содержание:Учить составлять число 9 из двух из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа;Уточнить знания детей о различии и названии линий: прямой ломаной;Совершенствовать...

Конспект ООД в первой младшей группе «Как животные готовятся к зиме» с использованием интерактивной презентации

Цель: ознакомление детей с животными леса, дать представление о том, как они готовятся к зиме. Воспитывать бережное отношение к природе родного края....

Конспект НОД (с использованием ИКТ) "Как дикие животные готовятся к зиме" (средняя группа)

Конспект НОД  (с использованием ИКТ) "Как дикие животные готовятся к зиме" (средняя группа)...

Конспект НОД познавательное развитие Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме »

Конспект НОД познавательное развитие Тема: «Как дикие животные готовятся к зиме »...

Конспект НОД в средней группе "Как дикие животные готовятся к зиме".

Познакомить детей с дикими животными и немного узнать, как они готовятся к зиме....

Конспект интегрированного занятия на тему: «Как дикие животные готовятся к зиме».

Программное содержание:Учить детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных – лесных зверей и их детёнышей.Продолжать знакомство детей с характе...