Экологический проект «Покормите птиц зимой»
проект по окружающему миру на тему

Кудрявцева Наталья Александровна

Актуальность:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи, ведь большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу. В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_ptitsy_20.01.18.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

           «Детский сад присмотра и оздоровления «Санаторный»

                    Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Выполнила:

Кудрявцева Наталья Александровна,  воспитатель

Абакан- 2018г.

                    Экологический   проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: исследовательский, практико-ориентированный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации: 4 месяца (ноябрь, декабрь, январь, февраль).

Образовательное событие: изготовление кормушек для птиц.

Цель проекта: Создание социальной ситуации развития в процессе  наблюдения за дикими зимующими птицами, их подкормка.

Задачи проекта:

     - создать условия для развития навыков поисковой деятельности детей.

- учиться изготовлять кормушку для птиц (совместно с родителями) и устанавливать    ее в удобном для птиц и для наблюдателя месте.

     - развивать умение оценивать предпочтения разного типа корма птицами,        прилетающими к  кормушкам  и проводить регулярные наблюдения.

- развивать умение взаимодействовать с окружающими людьми.

- привлечь и заинтересовать родителей в работе над проектом.

Актуальность:

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. Поэтому наша задача – заботиться о братьях наших меньших. Зимующие птицы очень нуждаются в помощи, ведь большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу. В программе проекта планируется провести наблюдения за птицами, прилетающими на кормушки с целью проследить особенности поведения птиц и их питания. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе.

Этапы проекта

Подготовительный:

  • Создание кормушки.
  • Выбор места для нее.

Кормушки были сделаны разных конструкций: деревянные -домики, кормушки  из бутылок, кормушки из коробок.

Основной:

  • В течении 3 месяцев ежедневная подкормка птиц.
  • Наблюдение за их поведением.
  • Использование разных кормов.
  • Учет количества птиц, их видов.
  • Ежедневное заполнение дневника наблюдений.

Каждый день дети добавляли в кормушку разный корм. К нашим кормушкам стали прилетать синички стайками и воробьи. Синички кушали всё, кроме пшена. Видимо оно им не нравится. Оказывается, синицы сами просили себя так называть. Потому, что они поют: «сии-сии». Дети  наблюдали за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Сестрички-синички добрые, дружные, а вот воробья называют юркий плут, воришка, забияка, драчун и первейший нахал.  На  кормушках они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга . Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека.

В  библиотеке были взяты книги: «Школа юннатов» Анатолия Онегова и «Книга природы». Из них  узнали, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. Думали, что сорока разбойница, воровка, что она всё тащит в гнездо. А оказалось она добрая мама, аккуратная и чистоплотная. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели.

Заключительный: 

В итоге проведённых наблюдений  научились:

  • делать кормушку, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;  
  • кормить птиц различным кормом;

 Узнали:

  • какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;  
  • как различить птиц по окраске;
  • какие корма предпочитают птицы;

Сделали выводы:

  • птиц становится больше  и они более активны с приходом тепла;  
  • В ветреные дни птицы не прилетают.  
  • Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы- сало. Пшено едят дольше всего.
  • Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички- по 2-3, сороки- по одиночке.
  • Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.
  • За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

                                       План  реализации проекта:

1. Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

- обсуждение  цели и задач с воспитанниками и родителями.

- обоснование, предсказание путей реализации проекта.

- подбор познавательной, художественной литературы.

- отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

- оформление  консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц",  " Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

- просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

- изготовление дидактических игр.

- оформление стенгазеты "Птицы зимой".

- выставка рисунков " Птичье кафе".

- совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной  (практический) этап.

- оформление альбома про зимующих  птиц.

- составление описательных рассказов о зимующих птицах.

- изучение корма для подкормки птиц.

- выставка кормушек.

- выбор места для кормушек.

- организация праздника "Синичкин день".

- наблюдение за зимующими птицами.

- в течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

-  использование разных кормов.

- оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

- оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

- наблюдение за поведением птиц на кормушках.

- создание дневника наблюдений.

- ежедневное заполнение дневника наблюдений.

 3. Заключительный  этап.

- подведение итогов  реализации проекта:

- сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

- чем лучше кормить птиц?

- как часто необходимо кормить птиц?

- организация праздника "Вороний день"  (награждение  активных участников    проекта).

- организация фотовыставки «Птичья столовая»

- презентация проекта (освещение опыта работы).

Итоги экологического проекта  «Покормите птиц зимой».

        На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

       Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с воспитанниками изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

        В беседах ребята систематизировали знания о зимующих птицах.  Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

      Для закрепления знаний и поддержки интереса у ребят, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу".  Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

       Так же для родителей были оформлены  консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".  

       Изучив познавательную литературу и посмотрев  презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, дети вместе с родителями оформили стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

       На втором этапе (основном) совместно с родителями ребята оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел - «Все о птицах», 2 раздел -  «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобрано художественное слово (стихи, загадки, приметы про птиц). Дети совместно с родителями по схеме составляли описательные рассказы о зимующих птицах. В следующем разделе мы собирали материал о видах  кормушек и способах их изготовление из разного материала. И о том, какой корм предпочитают наши птицы.

      Ребята вместе с родителями  сделали кормушки из разного материала: деревянные кормушки, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок) и принесли их в детский сад.

      После этого была организована выставка кормушек, где дети  с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки.  Мы с воспитанниками во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа  детского сада.

       12 ноября «Синичкин день» - это день вывешивания кормушек. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. На празднике воспитанники вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихотворения о синице и осени, играли в тематические игры и делали «птичью» зарядку. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, дети   заботливо насыпали в нее корм. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. И мы решили  о наблюдать за пернатыми из окна группы и видели, как птицы радуются человеческой помощи. А дети рады тому, что их труд и труд родителей  не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

        Наши дети  и родители заботятся о наших пернатых друзьях, но возник вопрос: "А другие люди заботятся о птицах в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и детьми обсудили этот вопрос и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в  нашу группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки  в других микрорайонах. Что позволило охватить большее количество жителей нашего города.

         На третьем этапе - выявились самые активные участники, дети   не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же ребята  развесили свои  кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки.

        В ходе реализации акции ребята уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения  теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

       Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

      Дети вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал,  научились вести дневник наблюдений за птицами и анализировать увиденное.

    За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.

      Наши перспективы:- Оформление  фотовыставки  "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).- Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта,  награждение активных участников)- Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Приложение №1.Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки.

"Кормушки для птиц".

Правила содержания кормушек.

Чем кормить птиц зимой?

Приложение №2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Большое количество птиц гибнет в холодный перид года. Человек может помочь им пережить стужу, тем самым сохранить их численность....

Экологический проект «Покормите птиц зимой»

Тип проекта: познавательно- практико- исследовательский. Проект реализован в подготовительной группе Сроки реализации: декабрь- апрель 2011-2012гг. Самое лучшее...

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Конспект совместной деятельности  "Покормите птиц зимой" и памятка для родителей "Кормушка для птиц"...

экологический проект "Покормите птиц зимой"

Программа  экологического проекта для детей 3-4 лет "Покормите птиц зимой"....

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ"

                                    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Вид проекта-краткосрочныйТип проекта-информационно-практический....

Экологический проект "Покормите птиц зимой"

Экологический проект для Детей старшего возраста...