НОД Познавательное развитие "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Черюканова Ольга Дмитриевна

изучение свойств воздуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОД  « Воздух – невидимка»

Познавательно-исследовательская деятельность

Старшая группа «Б»

        воспитатель : Черюканова О.Д.

Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: 

изучение свойств воздуха.

Задачи:

        Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха и его роли в жизни человека.

        Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.

        Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

        Воспитывать любознательность.        

Мотивационно-ориентированный этап

Воспитатель.

Ребята, а вы хотите познакомиться с «волшебником», который умеет творить чудеса?

 послушайте загадку и попробуйте отгадать

Он нам нужен, чтоб дышать

Чтобы шарик надувать

С нами рядом каждый час

Но не видим он для нас. Что это? (воздух)

Встали в круг. п/и «Пузырь»

Что-же находилось внутри нашего пузыря(Воздух)

Как вы думаете,  что это за волшебник с которым я хочу вас познакомить?

Верно, это воздух. Вы хорошо знакомы с ним? Что вы знаете о воздухе?

(всегда рядом, без него нельзя прожить)

Хорошо ли вы с ним знакомы?  Все ли вы знаете? Хотите проверить?

Тогда я вас приглашаю пройти нашу научную лабораторию

Что такое лаборатория?- помещение, где проводятся опыты.

 Картинка. И вы станете молодыми учеными.

Дети размещаются за столами. Вспомнить правила. Приборы-помощники не трогаем, а берем только тогда, когда будем проводить эксперименты.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадки о воздухе, в которых отражены различные его свойства. Слушаем внимательно и постарайтесь понять какие свойства воздуха в них отражены. На доске мы видим карточки и найдем на них свойства воздуха.

Загадка №1

Что всегда в комнате есть, на улице есть, а увидеть его и потрогать нельзя? (воздух)

выбираем карточку-символ(человек смотрит в лупу; и воздух вокруг девочки; )

Загадка№2

Нужен мне, нужен тебе, нужен рыбке в море, галке –на заборе (картинки-живое)

Загадка №3

 цвета не имеет, , без запаха, вкуса нет.

Обсуждаем.

  • сейчас  закройте глаза и сделайте вдох ртом. Какой вкус у воздуха? (ответы детей). Снова закройте глаза и вдохните носом. Какой запах у воздуха?  (ответы детей). Вывод, что мы можем сказать о воздухе, какого он цвета? Какой у него вкус? Запах? (прозрачный, без запаха, без вкуса)
  • взяли в руки салфеточки за кончики и подули,

что увидели?

есть воздух или нет?-мы дули . значит внутри нас тоже  есть воздух. Как попадает воздух в наш организм? (вдыхаем и выдыхаем) картинка

воспитатель. А теперь, господа ученые, взяли в руки бумажный веер и поиграем с ним.  Что чувствуете? (ветерок)-это движение воздуха.

Вывод: ветер –это движение воздуха.

ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы.

  • Закрыли глаза. Что почувствовали?

 Запах духов и чеснока, вывод воздух запаха

не имеет, но переносит запах других предметов

  • Воздух –невидимка, но мы его постараемся его увидеть.
  • Опыт –«Буря в стакане»
  • Некоторые свойства воздуха мы выявили при помощи органов чувств

Ребята, но у нас остались карточки, что на них изображено? (весы и корзина). Мы говорили, что места не занимает, ну и ничего не весит.

Для чего нужны весы? Взвешивать. Имеет- воздух вес?

                                  Практический этап

                  С какого свойства воздуха начнем.

Моя гипотеза: воздух имеет вес. Есть другие мнения?

Опыт1. Весы (палочка, на которой привязаны 2 надутых шарика, равновесие)

В ходе эксперимента 1 шар прокалываем. Что видно?

Вывод. Воздух имеет вес. Как настоящие ученые вы сделали правильный вывод.

  • Взрослые и дети, ваши предположения. Занимает ли воздух место

Опыты

1-Дети дуют в целлофановые пакеты и закручивают их

2- воспитатель. На дне литровой банки салфеточка….

Пакеты раздулись и стали похожи на….

Находящийся в банке воздух не уступает своего места воде и салфетка сухая.

        Рефлексивно – оценочный этап.

С опорой на карточки правильно назвать свойства воздуха.

Что  нам помогло проверить свои предположения?

Как настоящие ученые вы сделали правильные выводы.