Конспект занятия по экологии в старшей группе «Кто в лесу главный?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лебедева Ольга Ивановна

Цель: формировать представление о многообразии животных и их связи со средой обитания.  

Задачи:

- закреплять знания детей о диких животных и лесных птицах;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- расширять представления детей о пользе животных и птиц для леса.

- развивать познавательный интерес к жизни леса.

 

Оборудование:

мультимедийное оборудование, картинки лесных животных, слайды, плакат «Лесные животные», «фонарики» (круги красного, зеленого цветов), звуки пения птиц, маски  животных, картинки птиц.

 Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, физическая.

 Предварительная работа: беседа о лесных жителях, рассматривание  картинок «Дикие животные», чтение сказок В.Бианки «Сова», Е.Чарушин «Заяц,  лиса,  волк», виртуальная экскурсия в лес.

        1.  Организованная образовательная деятельность:

1.Вводное слово.

(Дети сидят на стульчиках).

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знания тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

Хотим все знать!

 

Воспитатель:

- Ребята нам пришло письмо из леса. Давайте прочтем!

(читаем письмо)

Лесные звери просят нас разобраться, кто главный в лесу.

- Поможем им?

 

Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка!

Чтобы сказка от начала словно реченька журчала.

Чтоб в серёдке весь народ от неё разинул рот,

Чтоб никто - ни стар, ни мал- под конец не задремал.

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова:

Поднимайся в круг иди

Закрой глаза и повтори:

«Раз, два, три – двери в сказку отвори!»

(повтор два раза с усложнением)

 

2.  Инсценировка сказки.

 

Дети надевают маски животных (медведь, лиса, ёж и заяц)

Дети, я расскажу вам сказку.

 Собрались животные на поляне и завели спор кто в лесу главный.

Медведь: «Я в лесу главный и не зря меня зовут хозяином леса»

Волк: «Без меня все погибнет. Я санитар. Р-Р-Р»

Лиса: «А я красавица. У меня пышный хвост»

Еж: «Я колючий и мышей уничтожаю много-много».

А заяц: «Хоть и зовут меня косым и трусливым, таких ног нет ни у кого»

Спорили, спорили, а ответа так и не нашли.

Звери уходят.

- Так давайте мы разберёмся, кто в лесу главный.

-  Я сейчас вам загадаю загадки, а вы объясните, какую пользу приносит лесу это животное.

Но мне нужен помощник.  …… Помоги мне пожалуйста, я буду загадывать загадки, ребята будут отгадывать, а ты находи и показывай картинки с животными ребятам. Все готовы, слушайте внимательно.

 

На овчарку он похож.

Что не зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

 Скажите, пожалуйста почему Волка называют санитаром леса.

 Ответ: Он поедает больных животных и их останки, тем самым очищает лес

 Демонстрация картинки животного.

То орех, то шишку

В дом несет детишкам.

Летом- рыжий огонек,

Зимой- серенький дымок. (белка)

Ребята, какую пользу приносит белка в лесу. Ответ: разносит семена по лесу.

 

Целый день он роет, роет,

Катакомбы словно строит,

Сеть запутанных ходов

Показать вам кто готов? (крот)

 

Крот рыхлит землю, делая себе ходы. Тем самым помогая корням деревьев получать больше воды и воздуха.

 

Кто подушечку с иголками

Обронил в лесу под елками?

Что с ней делать, я не знала.

Долго думала стояла,

А подушечка… сбежала! (ёж)

 

Ёж тоже разносит семена и поедает вредителей леса, которые наносят вред растениям.

Ребята, можем ли мы среди зверей определить главного?

Ответы детей.

 

 

Воспитатель:

-Разнообразен животный мир нашего леса: здесь можно встретить крупных, мелких животных и насекомых. (Рассматриваем слайды с животными).

 

Воспитатель:

- Ребята, давайте поиграем.

 

 

3. Физкультминутка

 

По сухой лесной дорожке-

Топ-топ-топ-топочут ножки:

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик. (топают, ходят)

 

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. (собирают)

 

Если подкрадется волк-

Превратиться еж в клубок. (присели и обняли колени)

 

Ощетинит еж иголки-

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (топают)

 

 4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто что делает зимой?»

 

- Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Я предлагаю вам поиграть, вставайте со стульев, слушай внимательно, если я назову животных, которые спят зимой, вы присаживаетесь, закрываете глаза  и спите, если назову животное  которое  не впадает в спячку вы прыгаете. Будьте внимательны. (ежи, волк, заяц, барсуки, лиса, медведи, хомячки)

Молодцы теперь мы знаем кто спит зимой это ежи, барсуки, медведи, хомячки.

-Чем питаются  лесные звери? (растениями, корнями деревьев, насекомыми,  мелкими животными)

-И если бы не было деревьев насекомых, жили бы звери в лесу? (нет, убежали бы или погибли).

Воспитатель:

-Значит  не только звери главные в лесу.

- Давайте подумаем, кто еще может быть главным в лесу?

Воспитатель:

- Может быть птицы?

-Какую пользу приносят птицы?

-Какие птицы бывают? (перелетные и зимующие).

Воспитатель:

- Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу. Послушаем как поют там птицы. (Прослушивание пения птиц)

 

Воспитатель:

- Ребята, сейчас мы разделимся на 2 команды и поиграем.

 

5. Дидактическая игра «Птицы»

 

В игре участвуют 2 команды. Каждый из вас должен выбрать птиц и прикрепить на магнитную доску к своей группе птиц (перелётные и зимующие). Одна команда выбирает только зимующих птиц, а другая только перелетных.

Давайте проверим все ли вы правильно выполнили.

(Проговариваем название птиц и делаем акцент на группу птиц: перелетные или зимующие)

Воспитатель:

- Какую птицу  называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).

Показать слайд

 

- Ребята, а можно ли птиц назвать самыми главными в лесу?

Ответы детей

 

-Кто из вас знает, как называют человека,  который  следит за порядком в лесу?

- Лесник.

- Что ещё делает лесник?

- Ухаживает за животными, подкармливает их зимой.

- Но человек ли главный в лесу?

 

Ответы детей(нет)

 

-Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Нужно соблюдать правила поведения на природе. Мы- гости в лесу!

Показ слайда о правилах поведения в лесу.

Воспитатель:

- Сейчас мы  поиграем  в интересную игру.

 

6. Игра «Экологический светофор»

-Я описываю ситуацию, а вы поднимаете «фонарики» (красный, зеленый).

Красный цвет-опасность природе, зеленый- нет вреда природе.

Ситуации:

1.Ваня достал нож и хотел содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.(красный)

2.В прошлый раз Ваня с другом посадил по краю оврага кустики ивы и решил их полить, поэтому захватил ведро.(зелёный)

3.Костя и Ваня нашли гнездо  с птенцами и решили их забрать домой.(красный)

4. Миша увидел в лесу ядовитый гриб и раздавил его. Правильно ли он сделал? (ядовитыми грибами лечатся животные)

 

7. Рефлексия

 

- Так кто же в лесу главный?

- Все лесные жители.

-Что больше всего понравилось?

-Что запомнилось?

-Что нового узнали?

 

Воспитатель:

 

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

 

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это.

Давайте же с природою дружить!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_v_lesu.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Кто в лесу главный?»

Цель: формировать представление о многообразии животных и их связи со средой обитания.  

Задачи:

- закреплять знания детей о диких животных и лесных птицах;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- расширять представления детей о пользе животных и птиц для леса.

- развивать познавательный интерес к жизни леса.

Оборудование:

мультимедийное оборудование, картинки лесных животных, слайды, плакат «Лесные животные», «фонарики» (круги красного, зеленого цветов), звуки пения птиц, маски  животных, картинки птиц.

 Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, физическая.

 Предварительная работа: беседа о лесных жителях, рассматривание  картинок «Дикие животные», чтение сказок В.Бианки «Сова», Е.Чарушин «Заяц,  лиса,  волк», виртуальная экскурсия в лес.

        1.  Организованная образовательная деятельность:

1.Вводное слово.

(Дети сидят на стульчиках).

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет лесных чудес необычайных

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знания тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

Хотим все знать!

Воспитатель:

- Ребята нам пришло письмо из леса. Давайте прочтем!

(читаем письмо)

Лесные звери просят нас разобраться, кто главный в лесу.

- Поможем им?

Сказка, сказка, прибаутка! Рассказать её не шутка!

Чтобы сказка от начала словно реченька журчала.

Чтоб в серёдке весь народ от неё разинул рот,

Чтоб никто - ни стар, ни мал- под конец не задремал.

Попасть в сказку можно, но надо сказать волшебные слова:

Поднимайся в круг иди

Закрой глаза и повтори:

«Раз, два, три – двери в сказку отвори!»

(повтор два раза с усложнением)

2.  Инсценировка сказки.

Дети надевают маски животных (медведь, лиса, ёж и заяц)

Дети, я расскажу вам сказку.

 Собрались животные на поляне и завели спор кто в лесу главный.

Медведь: «Я в лесу главный и не зря меня зовут хозяином леса»

Волк: «Без меня все погибнет. Я санитар. Р-Р-Р»

Лиса: «А я красавица. У меня пышный хвост»

Еж: «Я колючий и мышей уничтожаю много-много».

А заяц: «Хоть и зовут меня косым и трусливым, таких ног нет ни у кого»

Спорили, спорили, а ответа так и не нашли.

Звери уходят.

- Так давайте мы разберёмся, кто в лесу главный.

-  Я сейчас вам загадаю загадки, а вы объясните, какую пользу приносит лесу это животное.

Но мне нужен помощник.  …… Помоги мне пожалуйста, я буду загадывать загадки, ребята будут отгадывать, а ты находи и показывай картинки с животными ребятам. Все готовы, слушайте внимательно.

На овчарку он похож.

Что не зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

 Скажите, пожалуйста почему Волка называют санитаром леса.

 Ответ: Он поедает больных животных и их останки, тем самым очищает лес

 Демонстрация картинки животного.

То орех, то шишку

В дом несет детишкам.

Летом- рыжий огонек,

Зимой- серенький дымок. (белка)

Ребята, какую пользу приносит белка в лесу. Ответ: разносит семена по лесу.

Целый день он роет, роет,

Катакомбы словно строит,

Сеть запутанных ходов

Показать вам кто готов? (крот)

Крот рыхлит землю, делая себе ходы. Тем самым помогая корням деревьев получать больше воды и воздуха.

Кто подушечку с иголками

Обронил в лесу под елками?

Что с ней делать, я не знала.

Долго думала стояла,

А подушечка… сбежала! (ёж)

Ёж тоже разносит семена и поедает вредителей леса, которые наносят вред растениям.

Ребята, можем ли мы среди зверей определить главного?

Ответы детей.

Воспитатель:

-Разнообразен животный мир нашего леса: здесь можно встретить крупных, мелких животных и насекомых. (Рассматриваем слайды с животными).

Воспитатель:

- Ребята, давайте поиграем.

3. Физкультминутка

По сухой лесной дорожке-

Топ-топ-топ-топочут ножки:

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик. (топают, ходят)

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки. (собирают)

Если подкрадется волк-

Превратиться еж в клубок. (присели и обняли колени)

Ощетинит еж иголки-

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (топают)

 4. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кто что делает зимой?»

- Некоторые животные на зиму впадают в спячку. Я предлагаю вам поиграть, вставайте со стульев, слушай внимательно, если я назову животных, которые спят зимой, вы присаживаетесь, закрываете глаза  и спите, если назову животное  которое  не впадает в спячку вы прыгаете. Будьте внимательны. (ежи, волк, заяц, барсуки, лиса, медведи, хомячки)

Молодцы теперь мы знаем кто спит зимой это ежи, барсуки, медведи, хомячки.

-Чем питаются  лесные звери? (растениями, корнями деревьев, насекомыми,  мелкими животными)

-И если бы не было деревьев насекомых, жили бы звери в лесу? (нет, убежали бы или погибли).

Воспитатель:

-Значит  не только звери главные в лесу.

- Давайте подумаем, кто еще может быть главным в лесу?

Воспитатель:

- Может быть птицы?

-Какую пользу приносят птицы?

-Какие птицы бывают? (перелетные и зимующие).

Воспитатель:

- Давайте закроем глаза и представим, что мы в лесу. Послушаем как поют там птицы. (Прослушивание пения птиц)

Воспитатель:

- Ребята, сейчас мы разделимся на 2 команды и поиграем.

5. Дидактическая игра «Птицы»

В игре участвуют 2 команды. Каждый из вас должен выбрать птиц и прикрепить на магнитную доску к своей группе птиц (перелётные и зимующие). Одна команда выбирает только зимующих птиц, а другая только перелетных.

Давайте проверим все ли вы правильно выполнили.

(Проговариваем название птиц и делаем акцент на группу птиц: перелетные или зимующие)

Воспитатель:

- Какую птицу  называют лесным доктором, кто спасает деревья от жуков-короедов? (Дятла, он проделывает клювом дырочку в стволе, высовывает свой язычок, насекомые прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из-под коры).

Показать слайд

- Ребята, а можно ли птиц назвать самыми главными в лесу?

Ответы детей

-Кто из вас знает, как называют человека,  который  следит за порядком в лесу?

- Лесник.

- Что ещё делает лесник?

- Ухаживает за животными, подкармливает их зимой.

- Но человек ли главный в лесу?

Ответы детей(нет)

-Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

Нужно соблюдать правила поведения на природе. Мы- гости в лесу!

Показ слайда о правилах поведения в лесу.

Воспитатель:

- Сейчас мы  поиграем  в интересную игру.

6. Игра «Экологический светофор»

-Я описываю ситуацию, а вы поднимаете «фонарики» (красный, зеленый).

Красный цвет-опасность природе, зеленый- нет вреда природе.

Ситуации:

1.Ваня достал нож и хотел содрать бересту с березы, чтобы разжечь костер.(красный)

2.В прошлый раз Ваня с другом посадил по краю оврага кустики ивы и решил их полить, поэтому захватил ведро.(зелёный)

3.Костя и Ваня нашли гнездо  с птенцами и решили их забрать домой.(красный)

4. Миша увидел в лесу ядовитый гриб и раздавил его. Правильно ли он сделал? (ядовитыми грибами лечатся животные)

7. Рефлексия

- Так кто же в лесу главный?

- Все лесные жители.

-Что больше всего понравилось?

-Что запомнилось?

-Что нового узнали?

Воспитатель:

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Всё это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить.

Природой называется все это.

Давайте же с природою дружит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятие по экологии в старшей группе "Чудеса в лесу"

Цель: уточнить представления детей о первых признаках зимы и типичном состоянии природы зимой; уточнить знания о жизни зверей и птиц зимой; о правилах поведения в лесу; обогащать словарный запас дет...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе "Цепочка в лесу".

Формирование у детей представления о взаймосвязи обитателей леса - животных и растений, их пищевых зависимости друг от друга.Датть знания о том, что лес - это сообщество растений и животных, которые н...

Конспект занятия по экологии в средней группе " Кто в лесу живет?"

Конспект занятия по экологии в среднй группе детского сада....

Конспект занятия по экологии в средней группе «В зимнем лесу»

Воспитывать интерес у детей к жизни леса....

Конспект занятия по экологии в старшей группе . "Птицы в лесу"

Конспект занятия по экологии в старшей группе "Птицы в лесу"...

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Спасём жителей леса!» Тема: «Значение опавшей листвы для леса осенью»

В старшей группе "Одуванчики" воспитатель МКДОУ 35, пгт.Приладожского,  Соболева Ольга Владимировна, провела экологическое мероприятие "Спасем жителей леса". Перевоплощение пе...