Конспект средней группы по ФКЦМ «Дары осени».
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Булатова Светлана Алексеевна

Ход занятия: 

1. Игровой момент: заходит Осень.

  - Здравствуйте, дети. Как вы думаете, кто я?   (осень).Сейчас пришла моя пора. Я хожу по полям, по рощам и превращаю все вокруг в красивую сказку. Я побывала и на вашем участке. Вспомните , что изменилось там. А сегодня я пришла к вам в группу, в гости, посмотрите, как я украсила группу(групповая комната украшена листьями).

Ой, а кто там спрятался? ( Ёжик) Что ты ёжик , испугался ребят?

- Нет, я просто никак не мог донести тяжелую корзину.

- Ёжик , а можно посмотреть, что лежит у тебя в корзине?

- Я несу осенние дары.. Но вы сначала отгадайте загадки и узнайте , что там.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Дары осени49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   Конспект средней группы по ФКЦМ

                              «Дары осени».

Цель: дать детям преставление об осени как времени года. Когда созревает овощи и фрукты и т.д: дать детям представление об осени как времени года , когда созревает овощи , фрукты, грибы, рассказать о мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов, развивать умственную и речевую активность, предлагая описать плоды , дары осени.

Сравнивать и описывать грибы, воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: костюм « Осень», игрушка еж , корзина с различными плодами,

грибами, семенами, крылатка клена в поперечном разрезе, модель дерева, подносы.

Ход занятия:  

1. Игровой момент: заходит Осень.

  - Здравствуйте, дети. Как вы думаете, кто я?   (осень).Сейчас пришла моя пора. Я хожу по полям, по рощам и превращаю все вокруг в красивую сказку. Я побывала и на вашем участке. Вспомните , что изменилось там. А сегодня я пришла к вам в группу, в гости, посмотрите, как я украсила группу(групповая комната украшена листьями).

Ой, а кто там спрятался? ( Ёжик) Что ты ёжик , испугался ребят?

- Нет, я просто никак не мог донести тяжелую корзину.

- Ёжик , а можно посмотреть, что лежит у тебя в корзине?

- Я несу осенние дары.. Но вы сначала отгадайте загадки и узнайте , что там.

       Сто одежек                                                         Красное, румяное

       И все без застежек. ( Капуста)                         Я расту на ветке

                                                                                   Любят меня взрослые

       Летом в огороде                                                 И маленькие детки .( Яблоко)  

       Свежие, зеленые,                                              

       А зимою в бочке                                                 Синий мундир,

       Крепкие, соленые.( Огурцы)                             Желтая подкладка

                                                                                     А в середине сладко.( Слива)    

        Красная девица

        Сидит в темнице,                                               Яркий , сладкий, налитой,    

        А коса на улице. ( Морковь)                             Весь в обложке золотой!

                                                                                     Не с конфетной фабрики-

                                                                                     Из далекой Африки. ( Апельсин)

                                                                                     Сам алый, сахарный,

                                                                                     Кафтан зеленый, бархатный.( Арбуз)    

         Красны ножки                                  

         В землю ушли. ( Свекла)

 

         Он круглый и красный,

         Как глаз светофора.

         Среди овощей  

         Нет сочней….( Помидора)

         Сидит дед – во сто одежек одет,

         Кто его раздевает,

         Тот слезы проливает ( Лук)              

Игра « Опиши плод по цвету, размеру, осязанию, вкусу и как его употребляют в пищу» .

Игра «Что где растет ?»     ( Овощи и фрукты дети раскладывают на мольберте)

2.Разгадывание загадок про грибы.

                                         

                                           С виду он похож на зонтик,

                                           Только меньше во сто крат.

                                           Коль гроза на горизонте,  

                                           Он бывает очень рад.

                                           Если дождик и тепло.  

                                           Он считает – повезло! ( Гриб)

 

  Отгадали ? Правильно , Вот о грибах я вам и расскажу.. Они растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага.  Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать:

                                            Вдоль лесных дорожек

                                            Много белых ножек.

                                            В шляпках разноцветных,

                                            Издали заметных , собирай,

                                            Не мешкай, - это …( Сыроежка)

                                            Я в красной шапочке расту

                                            Среди корней осиновых.

                                            Меня увидишь за версту,

                                            Зовусь я…( Подосиновик)

                                            Нет грибов дружней, чем эти,

                                            Знают взрослые и дети,

                                            На пеньках растут в лесу.

                                            Как веснушки на носу .( Опята)

           

                                            Возле леса на опушке,

                                            Украшая темный бор,

                                            Вырос пестрый , как Петрушка,

                                            Ядовитый…( Мухомор)

Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Можно использовать  в пищу ядовитые грибы? (Нет)

 Рассказывание по схеме.

Люди часто сбивают их ногами, растаптывают , но делать этого нельзя: они служат кормом , а иногда и лекарством для лесных обитателей- зайцев, лосей и украшают лес..

Вы запомнили , что ядовитые грибы нельзя употреблять  в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы? В каком виде? ( Соленые, маринованные, жареные, грибной суп, пироги с грибами)

Рассказывание по монетаблице:

А кто знает , как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные  грибы радовали не только вас, но и других людей через несколько  лет? А как долго живет  гриб?  Не зна-ете ? Тогда слушайте.

Рассказ.

Гриб живет 3-4 дня, а грибница долго – иногда 10 лет. А что такое грибница? ( показ.ил-

люстрацию). Грибница – эти корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя  выдергивать с корней из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать , не наносить вред грибнице.

Машины, автобусы- враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы.

Как это происходит ? Давайте проведем опыт.

 Опыт.

Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазован-ный, грязный воздух. И даже съедобные грибы , растущие у дороги, могут быть опасны-ми. Как думаете , можно употреблять в пищу такие грибы? Нет.

А теперь давайте закроем  глазки и представим, что мы оказались  на лесной полянке, где много грибов . Беда в том, что одни- съедобные, другие –нет. Вот две корзине, в одну надо сложить съедобные  грибы, а в другую – несъедобные.

 ( карточки с изображениями гриб разбросаны по ковру. Дети собирают их.

Анализ занятия.

 

                                              

План работы

1 –я неделя

Занятия

Экскурсия в парк

Прогулка

Наблюдение за деревьями

Повседневная работа

Фиксация наблюдений за  птицами  в календаре наблюдений.

Сортировка собранного материала на прогулках.

Изготовление гербария.

«Живое –неживое»

Цель :

 дать представление о понятии « живое » ( на примере комнатного растения) и «неживое» ( на примере искусственных цветов и игрушек). Сравнивать живое и неживое по характерным особенностям ( живет, растет, развивается, дышит, питается, размножается- живое)

Обогащение словаря:

 живое, неживое, размножается, дышит, растет, питается.

 Наглядный материал:

 кукла Даша , комнатные растения, букет искусственных цветов, иллюстрации.

Ход занятия:

1. Игровой момент: Пришла кукла Даша с букетом искусственных цветов и просит у детей горшок с землёй, чтобы посадить их.

Дети объясняют, почему не надо этого делать ( Искусственные цветы)

2. Сравнение живого комнатного растения с искусственными цветами.

Вопросы: а) Как называется это растение?

                  б) Объясните, почему это комнатное растение является живым?( Живет, растет, питается, дышит, размножается)

                  в) Искусственные цветы чем они отличаются? ( Не растут, не питаются …)

3.Дидактическая игра: « Живое и не живое»

Дети делятся на две команды, одна выбирает из иллюстраций изображения живой природы, другая – неживой.

4.Упражнение « Раскрась только живое»

5. Игра « Угадай, что создано руками человека и что природой?».