« Волшебная кладовая »
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лариса Александровна Баркова

Занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

Занятие в старшей группе

                     « Волшебная  кладовая »

                                                                                         Воспитатель : Баркова  Л.А                                                                        

                                                           

                                                     

Цель: создание условий для экспериментальной деятельности.

 Программное содержание:

  • Дать детям первоначальное представление о почве, ее составе ( песок, глина, перегной) в почве есть вода, воздух.
  • Развивать познавательную активность детей  в процессе экспериментирования.
  • Активизировать мыслительную деятельность детей.
  • Развивать умения анализировать, делать выводы.

Ход занятия:

Воспитатель:  Ребята  к нам пришло письмо, а вот от кого оно,  вы узнаете, отгадав загадку.

Нору день и ночь копаю

Вовсе солнышка не знаю

Кто найдет мой длинный ход

Сразу скажет – это ….. КРОТ

Молодцы ребята сразу отгадали загадку. Письмо пришло от крота, а вот и его фотография ,послушайте , что он нам пишет:

- Я живу всегда под землей, у меня здесь дом. Есть у меня и кладовка, где я храню свои запасы, она тоже под землей. А земля и почва одно и тоже ?  и что  такое почва я не знаю, помогите мне разобраться.

Воспитатель : ребята поможем кроту ? Хорошо.

-Что же это за вещество - Почва?  из чего состоит? Какими свойствами обладает? Попробуем сегодня разобраться.

-Отправляемся в нашу  научную лабораторию и проведем разные опыты, чтобы все узнать о почве.

   -У вас на столах есть небольшие емкости с почвой, можете       посмотреть,   потрогать, понюхать.

    - для чего нужна почва ?  на что она похожа?      Ответы детей.

Воспитатель:  почва бывает разная, она питает и кормит растения, а из чего она состоит, мы узнаем, проведя следующие опыты.

1 опыт.

- Ребята возьмите немного почвы, положите на лист бумаги и посмотрите через лупу.

-Что вы увидели?

- Как вы думаете, на что это похоже? , с чем можно сравнить? что может быть в почве?

Воспитатель : через лупу хорошо видны, как ниточки корешки, обломки травинок, листьев, разные песчинки, мелкие соринки.

- А что же еще есть в почве , мы узнаем  если опустим небольшой комочек почвы в стакан с водой.

- что вы видите ?

- что стало с почвой?

- что появилось на комочке ?  на комочке появились пузырьки, побежали вверх.

- как вы думаете что это?  

- правильно это воздух ,

Делаем вывод: значит, в почве есть что? (воздух).

2 опыт.

А теперь размешайте почву в воде палочкой и посмотрим, что произойдет.

- Какая стала вода в стакане?  ( мутная, грязная ) А почему?

Воспитатель: мелкие соринки, травинки поднялись на верх, часть земли осела и вода стала мутной.

Ребята мы немного подождем, пока вода посветлеет, а пока  посмотрим, что произойдет с почвой если ее нагреть.

 В небольшую емкость ( можно использовать  жестяную или  стеклянную банку) положим немного почвы и нагреем на спиртовке. ( Опыт проводит воспитатель)

 Сверху закроем чистым, сухим стеклом.

-Что появилось на стеклышке?  ( небольшие капельки) оно запотело.

- как вы думаете, что это?  Ответы детей.

Воспитатель: конечно вода (небольшие капельки)

- а откуда  она взялась?  ( из почвы)

Вывод: под действием нагревания вода в почве превратилась в пар, а наше стеклышко  преградило пару дорогу, пар осел на стекле и мы увидели капельки воды.  Значит, в почве есть вода.

Уберем наше стекло, и будем смотреть дальше, что произойдет.

- Что происходит?  ( идет сероватый дым)

- Чем пахнет  почва ?    ( костром, дымом)

- Почему?

- В почве перегорают, те травинки, остатки листьев, что мы видели через лупу и в стакане воды.

Как можно назвать это одним словом- перегной.

Делаем вывод: значит, в почве есть перегной.

Перегной черного цвета, в одной почве его больше, в другой меньше, поэтому и почвы бывают разного цвета.  А если в почве,  будет больше песка- то какая это будет почва?- песчаная.

Теперь мы с вами знаем, что в почве есть воздух, вода, перегной

-А что еще есть в почве ?  мы узнаем проведя следующий опыт.

Ребята посмотрите, что стало с водой и почвой в наших стаканах?

- какая стала вода? Ответы детей

- что стало с почвой?

Воспитатель: вода стала светлее, а почва осела на дно.

Осторожно сольем воду из наших стаканов.

Палочкой возьмите немного вещества, который осел на дне.

- Помните его пальцами, на что он похож ?

-как вы думаете?

- правильно, это глина.

- А под глиной, на самом дне внизу, вещество другого цвета, давайте и его посмотрим.

-Как вы думаете, что это за вещество ?  на что оно похоже?

 - это песок, который осел на дно.

Вывод: значит, в почве есть еще песок и глина.

Воспитатель: ребята, что нового  вы узнали о почве?

-Теперь мы можем написать кроту письмо и все рассказать о почве.

А еще мы с вами зарисуем схему.

Дети самостоятельно зарисовывают схемы.

- Ребята, какой опыт вам понравился больше всего?

-Молодцы, все сегодня хорошо потрудились.

Наведем порядок в нашей научной лаборатории.

До новых открытий .