Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа) на тему

Прокофьева Галина Ивановна

План разработан в соответствии с ФГОС ДО на основе авторской Программы  "От рождения до школы" под ред. Н.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_hud._literatury.docx27.55 КБ
Файл vospriyatie_hud._literatury.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя

месяц

Тема,  цель

Программное содержание

Материал, оборудование

Совместная деятельность воспитателя с детьми

4 неделя августа

Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» В.Драгунский

Цель: с помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников.

Л.А.Парамонова стр. 24

Познакомить с рассказом как жанром худ. литературы, его особенностями, понятием автор произведения, вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями.

Рассказы В.Драгунского

Беседа о дружбе, друзьях, рисование портретов друзей.

1 неделя сентября

«Знакомство с рифмой»

Цель: знакомить детей с рифмой.

Л.А.Парамонова стр.42

Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма.

Стихотворение в рифмах Д.Чиарди «Об удивительных птицах»

Чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

2 неделя сентября

Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: вызвать желание  передавать свое отношение к содержанию стихотворения

Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения

Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Рассматривание иллюстраций об осени.

3 неделя сентября

Чтение рассказа Г.Снегирева «Верблюжья варежка»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире через худ. произведения.

Л.А.Парамонова стр.239

Способствовать эмоциональному восприятию детьми добрых чувств, заложенных в литературных произведениях, развивать воображение детей, познакомить детей со скороговорками.

Шерстяные нитки, спицы, теплые носки, варежки, картинки с изображением верблюда, козы.

Заучивание и проговаривание скороговорок, рассказать детям о том, как в старину люди вязали себе одежду.

4 неделя сентября

Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»

Цель: :  развивать наблюдательность, любознательность, зрительное внимание, речь.

Компл. зан стр.53

Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени,  учить слушать сказки внимательно.

Иллюстрации к сказке Н. Сладкова, осенние листья

Д/и «Что нам осень принесла?», «Закончи предложение»,

 «Какой, какая, какое»

5 неделя сентября-1 неделя октября

«Поэты и писатели об осени»

Цель: формировать умение сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты.

Л.А.Парамонова стр.144

Продемонстрировать детям вариативность образа осени, воплощенного  в разных произведениях, соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете; закрепить представления о различии рассказа и стихотворения, развивать память при заучивании стихотворения.

Стихотворение К.Бальмонта «Осень», иллюстрации с осенними пейзажами, аудиозапись «Листопад»

Прослушивание музыкальных произведений об осени, заучивание стихов, загадывание загадок, д/и «Когда это бывает?»

2 неделя октября

«Хлеб – всему голова»

Цель: закрепить представления детей о выращивании хлеба.

Л.А.Парамонова стр.102

Закрепить представление детей о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представление о различии между рассказом и стихотворением; знакомить с пословицами и поговорками.

Картинки с изображением колосьев пшеницы и ржи, труда хлеборобов, овощеводов, хлебобулочные изделия

д/и «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», рисование поля с пшеницей (рожью)

3 неделя октября

 «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: приобщать детей к художественной литературе, художественному слову.

 Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения,

вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие, совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.

Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»,

иллюстрации к книге.

Д/и  «Что лишнее ?».

4 неделя октября

« Чтение стихотворения М. Лермонтова  «Край любимый».

Цель: учить эмоционально, воспринимать поэтическое произведение

Развивать память,  интонационную сторону речи,  интерес к художественному слову. Учить детей выразительно рассказывать стихотворение.

Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны.

Рассматривание иллюстраций «Города России», «Природа родного края».

5 неделя октября

« Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.

Вызвать интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов

Иллюстрации.

Стихотворение З. Александровой «Родина».

Рассматривание иллюстраций

1 неделя ноября

«Лучше нет родного края»

Цель: формировать у детей представление об образе Родины, родного края.

Л.А.Парамонова стр.680

Наполнить значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием образы Родины, родного края, развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение, воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество», Ю.

Яковлева «Малая Родина»

Чтение и заучивание стихов о Родине.

2 неделя ноября

«Чтение «К нам бегут автобусы»

Цель: развивать поэтический слух детей.

Л.А.Парамонова стр.64

Формировать умение слышать «музыку»стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками, способствовать развитию воображения.

Стихотворение Э.Мошковской «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился»

Мимические упражнения.

3 неделя ноября

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья»

Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.

Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать напевность, ритмичность поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов, вызвать интерес к родному языку.

Стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья», иллюстрации осенних пейзажей.

Рассматривание иллюстраций..

4 неделя ноября

«Небылицы»

Цель: познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах.

Л.А.Парамонова стр.355

Помочь детям осознать прием переворачивания, используемый в некоторых небылицах, развивать чувство юмора, воображение.

Ширма для настольного театра, перчаточные куклы Петрушка и Скоморох.

Чтение небылиц, придумывание своих.

1 неделя декабря

 Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»

Цель:  учить детей передавать содержание литературного текста связанно, последовательно, без наводящих вопросов педагога.

 Компл. зан. стр 191

Ушакова стр 68

Развивать умение подбирать определения, активизировать употребление в речи прилагательных,

 закреплять умение образовывать формы р.п.м.ч. существительных в трудных случаях (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)

Рассказа Н. Калининой «Снежный колобок», предметы кукольной одежды (ботинки, чулки)

Игра в «снежки», чтение

отрывка  из стихотворения И. Сурикова «Зима».

2 неделя декабря

 Чтение стихотворения «Как мир встречает новый год»

Цель:  воспитывать дружеские чувства к народам других стран.

Познакомить детей с традициями празднования нового года в различных странах. развивать речь, любознательность,

уважение  к традициям и обрядам других народов.

Стихотворение Г. Сапгир «Как встречают новый год»,  книга «Новогодний подарок», географическая карта, глобус.

 Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

3 неделя декабря

«Поэты и писатели о зиме»

Цель: развивать умение сравнивать разные  произведения об одном и том же явлении.

Л.А.Парамонова стр.380

Создать условия для переживания детьми образного содержания поэтического текста, обогащать словарь детей.

Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг о зиме.

Беседы о зиме, зимних явлениях, заучивание песен, стихов,  пословиц, поговорок.

4 неделя декабря

«Сказочная путаница»

Цель: включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок.

Л.А.Парамонова стр.311

Развивать воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет сказки; развивать чувство юмора, воспитывать умение услышать предложения товарищей и подхватить их.

Настольный театр «Красная Шапочка»

Составление путаниц по знакомым  сказкам, игры-драматизации.

5 неделя декабря

«Старые сказки на новый лад»

Цель: продолжать работу по развитию у детей воображения.

Л.А.Парамонова стр.335

Формировать умение детей сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла, развивать чувство юмора.

Мольберт, наборы картинок с персонажами сказок и одной картинкой из другой сказки, фишки.

д/и «Сложи картинку», «Из какой я сказки», игры-инсценировки.

2 неделя января

«Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»».

Цель: помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении.

Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведения, формировать умение понимать смысл слов.

Иллюстрации с изображением березы в снегу.

Рисование березы зимой, зимнего  леса, чтение стихов и рассказов  о зимней природе.

3 неделя января

Чтение сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Цель: формировать умение рассуждать о художественных образах сказки.

Л.А.Парамонова стр.376

Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц; подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми.

Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Чтение р.н.с. и авторских.

4 неделя января

Чтение словацкой сказки в пересказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: обогащать нравственные представления детей о человеческих качествах и отношениях.

Л.А.Парамонова стр.277

Совершенствовать умение детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем; воспитывать усидчивость, внимание.

Сказка «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, иллюстрации к сказке.

Чтение р.н.с. и авторских.

1 неделя февраля

«Заучивание стихотворения Н. Старшинова «Над Родиной голубизна такая»».

Цель: воспитывать патриотические чувства. Развивать память, речь.

 Развивать интерес к художественному слову, эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.

Иллюстрации с изображением пейзажей.

- Физкультм

Беседа о Родине,

д/у  «Закончи предложение», чтение

стихотворения С. Маршака «Февраль».

2 неделя февраля

Чтение стихотворения С.Козлова «В порту»

Цель: способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию.

Л.А.Парамонова стр.435

Развивать способность детей вслушиваться в текст, умение разнообразно интерпретировать описанные события, воспитывать умение детей договариваться между собой.

Игрушки для игры «Морской порт», мелкий игровой материал, грузовые машины, автокраны.

С/р игры «Моряки», «Строители», «Шоферы», загадывание загадок.

3 неделя февраля

Чтение рассказа Ю.И.Коваля «Алый»

Цель:  расширять представления о защитниках Отечества.

Л.А.Парамонова стр.454

Формировать представления о службе на границе, развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям.

Стихотворение З.Александровой «Дозор», рассказ Ю.И.Коваля «Алый»

Беседа о защитниках Отечества, рисование военной техники, лепка парашютистов.

4 неделя февраля

Чтение стихотворения  «Кем быть» В. Маяковского

Цель: расширять знания детей о профессиях.

Л.А.Парамонова стр.454

Вызвать интерес детей к разным профессиям, воспитывать уважение к людям-профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Иллюстрации к стихотворению.

Рисование людей разных профессий, беседа о профессиях, рассматривание иллюстраций.

1 неделя марта

Чтение рассказа В.Осеевой «Почему?»

Цель: формировать умение размышлять о поступках героев, прогнозировать последствия тех или иных поступков.

Л.А.Парамонова стр.472

Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям, уметь соотносить личный опыт и содержание прочитанного, формировать умение воспроизводить сюжет по опорным картинкам.

Рассказ В.Осеевой «Почему?», опорные картинки для пересказа.

Решение проблемных ситуаций, составление рассказов по опорным картинкам.

2 неделя марта

 «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».

Цель: воспитывать желание и умение слушать художественное произведение.

Формировать умение оценивать поступки героев. развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. закреплять  умение отвечать на вопросы, понимать основной смысл произведения,

вызывать интерес к народному творчеству.

Сборник сказок. Иллюстрации.

Чтение и обсуждение р.н.сказок.

3 неделя марта

 «Рассказывание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»».

Цель: расширять представление детей о жизни русского народа в старину.

 Варенцова стр.69

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам - лаптям; русскому народному творчеству о них, познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть», формировать умение понимать смысл, делать выводы, воспитывать усидчивость.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Иллюстрации к сказке. Лапти сувенирные.

Беседа о жизни людей в старину, драматизация сказок,

игры с лаптями.

пляски в лаптях «Кто быстрее добежит».

4 неделя марта

 «Устное народное творчество».

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

Закреплять знания о народных сказках, о малых фольклорных формах, о их своеобразие и особенностях, побуждать пересказывать любимые сказки, учить понимать смысл поэтических стихотворений, развивать эмоционально- эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

Иллюстрации художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

Д/и«Догадайся, что это?»

 Загадки, пословицы и поговорки.

5 неделя марта-1 неделя апреля

«Заклички»

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами-закличками.

Л.А.Парамонова стр.503

Дать детям представление о традиционном использовании закличек, научить ими пользоваться.

Различные заклички.

Заучивание закличек.

2 неделя апреля

Чтение рассказа В.Бианки «Лесные домишки»

Цель: расширять представления детей о птицах.

Л.А.Парамонова стр.566

Познакомить детей с творчеством писателя В.Бианки, расширять представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему; знакомить детей с пословицами , отражающими любовь человека к родному дому.

Иллюстрации с изображением птиц.

Рассматривание птиц в энциклопедии, чтение рассказов о них, рисование и лепка птиц.

3 неделя апреля

 «Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель». Чтение стихотворения «Лесные правила»».

Цель: развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Л.: Кочергина стр. 150

Формировать  умение передавать интонацией задушевность, нежное отношение еще к робкой весне,  воспроизводить в своей речи, образное выражения из текста.

Открытки с изображением ранней весны и цветущей вербы. Иллюстрации весенней природы.

Рассматривание открыток с изображением ранней весны и цветущей вербы.

4  неделя апреля

 «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»».

Цель: развивать интерес детей к художественной литературе, умение пересказывать.

Формировать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прочтении рассказа,  эмоционально воспринимать его содержание, запоминать действующие лица и последовательность действий.

Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации с изображением одуванчика.

Беседа о весне, о первоцветах.

1 неделя  мая

 «Чтение произведения С. Михалкова «Быль для детей»».

Цель: обобщить представление о Великой Отечественной  войне и защиты Родины.

Л.: Н. С. Голицына стр. 399.

 Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат, формировать  умение понимать смысл поэтического произведения, умение отвечать на вопросы используя в речи, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Иллюстрации на военную тематику. Произведения С. Михалкова «Быль для детей». Картина «День Победы».

Беседа о В. О. войне, рассматривание иллюстраций.

2 неделя мая

 «Чтение рассказа С. Алексеева «Пешком с неба» (о парашютистах)». Чтение стихотворения Л. Кузьмина «Как до небес добраться».

Цель: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов.

Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества, патриотические чувства, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести защитников отечества, развивать любознательность.

Рассказ С. Алексеева «Пешком с неба». Стихотворение Л. Кузьмина «Как до небес добраться». Иллюстрации к рассказу.

Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату».Беседа по содержанию рассказа. Рассматривание иллюстраций.

3 неделя мая

 «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Лето»».

Цель: развивать интерес к поэтическим произведения о природе.

 Прогулки стр.219

 Развивать образность речи, понимания значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову, память, интонационную выразительность   речи, эмоциональную отзывчивость на летние проявления природы.

Стихотворения Е. Трутневой «Лето». Иллюстрации к стихотворению.

Рассматривание иллюстраций.

4 неделя мая

Чтение сказки Б.Заходера «Серая Звеэдочка»

Цель: формировать умение представлять сказочного героя во всем многообразии его черт.

Л.А.Парамонова стр.735

Поддерживать интерес детей ко всему живому, развивать нравственные чувства, формировать умение воспроизводить содержание целостного фрагмента сказки.

Сказка Б.Заходера «Серая Звездочка»

Беседа о лете, чтение стихов, рисование летних сюжетов.



Предварительный просмотр:

Неделя

месяц

Тема,  цель

Программное содержание

Материал, оборудование

Совместная деятельность воспитателя с детьми

4 неделя августа

Рассказы «Что любит Мишка», «Что я люблю» В.Драгунский

Цель: с помощью худ. литературы раскрывать детям образы их сверстников.

Л.А.Парамонова стр. 24

Познакомить с рассказом как жанром худ. литературы, его особенностями, понятием автор произведения, вызвать у детей желание поделиться своими впечатлениями.

Рассказы В.Драгунского

Беседа о дружбе, друзьях, рисование портретов друзей.

1 неделя сентября

«Знакомство с рифмой»

Цель: знакомить детей с рифмой.

Л.А.Парамонова стр.42

Развивать фонематический слух, поэтическое чутье, чувство ритма.

Стихотворение в рифмах Д.Чиарди «Об удивительных птицах»

Чтение книги Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»

2 неделя сентября

Заучивание стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Цель: вызвать желание  передавать свое отношение к содержанию стихотворения

Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихотворения

Иллюстрация осенних пейзажей, стихотворение А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Рассматривание иллюстраций об осени.

3 неделя сентября

Чтение рассказа Г.Снегирева «Верблюжья варежка»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире через худ. произведения.

Л.А.Парамонова стр.239

Способствовать эмоциональному восприятию детьми добрых чувств, заложенных в литературных произведениях, развивать воображение детей, познакомить детей со скороговорками.

Шерстяные нитки, спицы, теплые носки, варежки, картинки с изображением верблюда, козы.

Заучивание и проговаривание скороговорок, рассказать детям о том, как в старину люди вязали себе одежду.

4 неделя сентября

Чтение рассказа Н.Сладкова «Осень на пороге»

Цель: :  развивать наблюдательность, любознательность, зрительное внимание, речь.

Компл. зан стр.53

Дать представление о том, как звери и птицы готовятся к приходу осени,  учить слушать сказки внимательно.

Иллюстрации к сказке Н. Сладкова, осенние листья

Д/и «Что нам осень принесла?», «Закончи предложение»,

 «Какой, какая, какое»

5 неделя сентября-1 неделя октября

«Поэты и писатели об осени»

Цель: формировать умение сравнивать произведения разных авторов, определять их характер, замечать образные выражения, эпитеты.

Л.А.Парамонова стр.144

Продемонстрировать детям вариативность образа осени, воплощенного  в разных произведениях, соотносить литературный и музыкальный образ, выражения настроения в слове и цвете; закрепить представления о различии рассказа и стихотворения, развивать память при заучивании стихотворения.

Стихотворение К.Бальмонта «Осень», иллюстрации с осенними пейзажами, аудиозапись «Листопад»

Прослушивание музыкальных произведений об осени, заучивание стихов, загадывание загадок, д/и «Когда это бывает?»

2 неделя октября

«Хлеб – всему голова»

Цель: закрепить представления детей о выращивании хлеба.

Л.А.Парамонова стр.102

Закрепить представление детей о том, что хлеб – это один из главных продуктов питания в России, его трудно вырастить; воспитывать уважение к хлебу и труду людей; формировать представление о различии между рассказом и стихотворением; знакомить с пословицами и поговорками.

Картинки с изображением колосьев пшеницы и ржи, труда хлеборобов, овощеводов, хлебобулочные изделия

д/и «Во саду ли, в огороде», «Угадай на вкус», рисование поля с пшеницей (рожью)

3 неделя октября

 «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: приобщать детей к художественной литературе, художественному слову.

 Учить осознавать тему, содержание поэтического произведения,

вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишие, совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком.

Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»,

иллюстрации к книге.

Д/и  «Что лишнее ?».

4 неделя октября

« Чтение стихотворения М. Лермонтова  «Край любимый».

Цель: учить эмоционально, воспринимать поэтическое произведение

Развивать память,  интонационную сторону речи,  интерес к художественному слову. Учить детей выразительно рассказывать стихотворение.

Сборник стихов М. Лермонтова о России. Иллюстрации родной страны.

Рассматривание иллюстраций «Города России», «Природа родного края».

5 неделя октября

« Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»

Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.

Вызвать интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать ритмичность языка поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов

Иллюстрации.

Стихотворение З. Александровой «Родина».

Рассматривание иллюстраций

1 неделя ноября

«Лучше нет родного края»

Цель: формировать у детей представление об образе Родины, родного края.

Л.А.Парамонова стр.680

Наполнить значимым для детей эмоционально-насыщенным содержанием образы Родины, родного края, развивать умение вслушиваться в слова, понимать их значение, воспитывать любовь к Родине, родному краю.

Рассказ К.Д.Ушинского «Наше Отечество», Ю.

Яковлева «Малая Родина»

Чтение и заучивание стихов о Родине.

2 неделя ноября

«Чтение «К нам бегут автобусы»

Цель: развивать поэтический слух детей.

Л.А.Парамонова стр.64

Формировать умение слышать «музыку»стихов, чувствовать их ритм, познакомить с приемом замены некоторых слов характерными звуками, способствовать развитию воображения.

Стихотворение Э.Мошковской «Нерешительный трамвай», «Автобус, который плохо учился»

Мимические упражнения.

3 неделя ноября

Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья»

Цель: воспитывать патриотические чувства, нравственные качества.

Вызвать у детей интерес к художественному слову, развивать умение чувствовать напевность, ритмичность поэтической речи, формировать навыки выразительного исполнения стихов, вызвать интерес к родному языку.

Стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора, очей очарованья», иллюстрации осенних пейзажей.

Рассматривание иллюстраций..

4 неделя ноября

«Небылицы»

Цель: познакомить детей с небылицами в фольклоре и стихах.

Л.А.Парамонова стр.355

Помочь детям осознать прием переворачивания, используемый в некоторых небылицах, развивать чувство юмора, воображение.

Ширма для настольного театра, перчаточные куклы Петрушка и Скоморох.

Чтение небылиц, придумывание своих.

1 неделя декабря

 Пересказ рассказа Н. Калининой «Снежный колобок»

Цель:  учить детей передавать содержание литературного текста связанно, последовательно, без наводящих вопросов педагога.

 Компл. зан. стр 191

Ушакова стр 68

Развивать умение подбирать определения, активизировать употребление в речи прилагательных,

 закреплять умение образовывать формы р.п.м.ч. существительных в трудных случаях (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек)

Рассказа Н. Калининой «Снежный колобок», предметы кукольной одежды (ботинки, чулки)

Игра в «снежки», чтение

отрывка  из стихотворения И. Сурикова «Зима».

2 неделя декабря

 Чтение стихотворения «Как мир встречает новый год»

Цель:  воспитывать дружеские чувства к народам других стран.

Познакомить детей с традициями празднования нового года в различных странах. развивать речь, любознательность,

уважение  к традициям и обрядам других народов.

Стихотворение Г. Сапгир «Как встречают новый год»,  книга «Новогодний подарок», географическая карта, глобус.

 Чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

3 неделя декабря

«Поэты и писатели о зиме»

Цель: развивать умение сравнивать разные  произведения об одном и том же явлении.

Л.А.Парамонова стр.380

Создать условия для переживания детьми образного содержания поэтического текста, обогащать словарь детей.

Репродукции картин известных художников с изображением зимних пейзажей, иллюстрации из книг о зиме.

Беседы о зиме, зимних явлениях, заучивание песен, стихов,  пословиц, поговорок.

4 неделя декабря

«Сказочная путаница»

Цель: включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и сюжетами знакомых сказок.

Л.А.Парамонова стр.311

Развивать воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет сказки; развивать чувство юмора, воспитывать умение услышать предложения товарищей и подхватить их.

Настольный театр «Красная Шапочка»

Составление путаниц по знакомым  сказкам, игры-драматизации.

5 неделя декабря

«Старые сказки на новый лад»

Цель: продолжать работу по развитию у детей воображения.

Л.А.Парамонова стр.335

Формировать умение детей сочинять сказки, слушать друг друга, договариваться о содержании общего замысла, развивать чувство юмора.

Мольберт, наборы картинок с персонажами сказок и одной картинкой из другой сказки, фишки.

д/и «Сложи картинку», «Из какой я сказки», игры-инсценировки.

2 неделя января

«Чтение стихотворения С. Есенина «Береза»».

Цель: помочь почувствовать красоту зимней природы в стихотворении.

Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведения, формировать умение понимать смысл слов.

Иллюстрации с изображением березы в снегу.

Рисование березы зимой, зимнего  леса, чтение стихов и рассказов  о зимней природе.

3 неделя января

Чтение сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Цель: формировать умение рассуждать о художественных образах сказки.

Л.А.Парамонова стр.376

Развивать чувство языка, понимание образных выражений, пословиц; подводить детей к пониманию того, что такие отрицательные черты характера, как лень, грубость, легкомыслие, осуждаются людьми.

Сказка В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович»

Чтение р.н.с. и авторских.

4 неделя января

Чтение словацкой сказки в пересказе С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Цель: обогащать нравственные представления детей о человеческих качествах и отношениях.

Л.А.Парамонова стр.277

Совершенствовать умение детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем; воспитывать усидчивость, внимание.

Сказка «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака, иллюстрации к сказке.

Чтение р.н.с. и авторских.

1 неделя февраля

«Заучивание стихотворения Н. Старшинова «Над Родиной голубизна такая»».

Цель: воспитывать патриотические чувства. Развивать память, речь.

 Развивать интерес к художественному слову, эмоциональное восприятие, воспитывать гордость за свою страну, за тех кто защищает нас, охраняет наши границы.

Иллюстрации с изображением пейзажей.

- Физкультм

Беседа о Родине,

д/у  «Закончи предложение», чтение

стихотворения С. Маршака «Февраль».

2 неделя февраля

Чтение стихотворения С.Козлова «В порту»

Цель: способствовать осмыслению литературных образов через включение в игровую ситуацию.

Л.А.Парамонова стр.435

Развивать способность детей вслушиваться в текст, умение разнообразно интерпретировать описанные события, воспитывать умение детей договариваться между собой.

Игрушки для игры «Морской порт», мелкий игровой материал, грузовые машины, автокраны.

С/р игры «Моряки», «Строители», «Шоферы», загадывание загадок.

3 неделя февраля

Чтение рассказа Ю.И.Коваля «Алый»

Цель:  расширять представления о защитниках Отечества.

Л.А.Парамонова стр.454

Формировать представления о службе на границе, развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям.

Стихотворение З.Александровой «Дозор», рассказ Ю.И.Коваля «Алый»

Беседа о защитниках Отечества, рисование военной техники, лепка парашютистов.

4 неделя февраля

Чтение стихотворения  «Кем быть» В. Маяковского

Цель: расширять знания детей о профессиях.

Л.А.Парамонова стр.454

Вызвать интерес детей к разным профессиям, воспитывать уважение к людям-профессионалам, способствовать самостоятельности мышления и выбора.

Иллюстрации к стихотворению.

Рисование людей разных профессий, беседа о профессиях, рассматривание иллюстраций.

1 неделя марта

Чтение рассказа В.Осеевой «Почему?»

Цель: формировать умение размышлять о поступках героев, прогнозировать последствия тех или иных поступков.

Л.А.Парамонова стр.472

Воспитывать в детях правдивость, чуткость, стремление доверить свои переживания близким людям, уметь соотносить личный опыт и содержание прочитанного, формировать умение воспроизводить сюжет по опорным картинкам.

Рассказ В.Осеевой «Почему?», опорные картинки для пересказа.

Решение проблемных ситуаций, составление рассказов по опорным картинкам.

2 неделя марта

 «Чтение русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»».

Цель: воспитывать желание и умение слушать художественное произведение.

Формировать умение оценивать поступки героев. развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. закреплять  умение отвечать на вопросы, понимать основной смысл произведения,

вызывать интерес к народному творчеству.

Сборник сказок. Иллюстрации.

Чтение и обсуждение р.н.сказок.

3 неделя марта

 «Рассказывание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»».

Цель: расширять представление детей о жизни русского народа в старину.

 Варенцова стр.69

Вызвать интерес к старинной обуви и современным русским сувенирам - лаптям; русскому народному творчеству о них, познакомить детей со сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть», формировать умение понимать смысл, делать выводы, воспитывать усидчивость.

Сказка «Пузырь, соломинка и лапоть». Иллюстрации к сказке. Лапти сувенирные.

Беседа о жизни людей в старину, драматизация сказок,

игры с лаптями.

пляски в лаптях «Кто быстрее добежит».

4 неделя марта

 «Устное народное творчество».

Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.

Закреплять знания о народных сказках, о малых фольклорных формах, о их своеобразие и особенностях, побуждать пересказывать любимые сказки, учить понимать смысл поэтических стихотворений, развивать эмоционально- эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

Иллюстрации художника Ю. Васнецова к русским народным потешкам.

Д/и«Догадайся, что это?»

 Загадки, пословицы и поговорки.

5 неделя марта-1 неделя апреля

«Заклички»

Цель: продолжать знакомить детей с малыми фольклорными формами-закличками.

Л.А.Парамонова стр.503

Дать детям представление о традиционном использовании закличек, научить ими пользоваться.

Различные заклички.

Заучивание закличек.

2 неделя апреля

Чтение рассказа В.Бианки «Лесные домишки»

Цель: расширять представления детей о птицах.

Л.А.Парамонова стр.566

Познакомить детей с творчеством писателя В.Бианки, расширять представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему; знакомить детей с пословицами , отражающими любовь человека к родному дому.

Иллюстрации с изображением птиц.

Рассматривание птиц в энциклопедии, чтение рассказов о них, рисование и лепка птиц.

3 неделя апреля

 «Заучивание отрывка стихотворения Я. Акима «Апрель». Чтение стихотворения «Лесные правила»».

Цель: развивать у детей умение выразительно читать наизусть стихотворение.

Л.: Кочергина стр. 150

Формировать  умение передавать интонацией задушевность, нежное отношение еще к робкой весне,  воспроизводить в своей речи, образное выражения из текста.

Открытки с изображением ранней весны и цветущей вербы. Иллюстрации весенней природы.

Рассматривание открыток с изображением ранней весны и цветущей вербы.

4  неделя апреля

 «Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг»».

Цель: развивать интерес детей к художественной литературе, умение пересказывать.

Формировать умение детей поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, выражать положительные эмоции при прочтении рассказа,  эмоционально воспринимать его содержание, запоминать действующие лица и последовательность действий.

Иллюстрации к рассказу М. Пришвина «Золотой луг». Иллюстрации с изображением одуванчика.

Беседа о весне, о первоцветах.

1 неделя  мая

 «Чтение произведения С. Михалкова «Быль для детей»».

Цель: обобщить представление о Великой Отечественной  войне и защиты Родины.

Л.: Н. С. Голицына стр. 399.

 Воспитывать чувство гордости за мужество наших солдат, формировать  умение понимать смысл поэтического произведения, умение отвечать на вопросы используя в речи, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Иллюстрации на военную тематику. Произведения С. Михалкова «Быль для детей». Картина «День Победы».

Беседа о В. О. войне, рассматривание иллюстраций.

2 неделя мая

 «Чтение рассказа С. Алексеева «Пешком с неба» (о парашютистах)». Чтение стихотворения Л. Кузьмина «Как до небес добраться».

Цель: воспитывать уважение к защитникам отечества, к памяти павших бойцов.

Воспитывать желание быть похожими на храбрых защитников отечества, патриотические чувства, дать понятие о смелости, о мужестве, о храбрости, о бесстрашии, об отважности, о решительности, о доблести защитников отечества, развивать любознательность.

Рассказ С. Алексеева «Пешком с неба». Стихотворение Л. Кузьмина «Как до небес добраться». Иллюстрации к рассказу.

Чтение рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату».Беседа по содержанию рассказа. Рассматривание иллюстраций.

3 неделя мая

 «Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Лето»».

Цель: развивать интерес к поэтическим произведения о природе.

 Прогулки стр.219

 Развивать образность речи, понимания значения образных слов и выражений; учить подбирать определения, сравнения к заданному слову, память, интонационную выразительность   речи, эмоциональную отзывчивость на летние проявления природы.

Стихотворения Е. Трутневой «Лето». Иллюстрации к стихотворению.

Рассматривание иллюстраций.

4 неделя мая

Чтение сказки Б.Заходера «Серая Звеэдочка»

Цель: формировать умение представлять сказочного героя во всем многообразии его черт.

Л.А.Парамонова стр.735

Поддерживать интерес детей ко всему живому, развивать нравственные чувства, формировать умение воспроизводить содержание целостного фрагмента сказки.

Сказка Б.Заходера «Серая Звездочка»

Беседа о лете, чтение стихов, рисование летних сюжетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы с ОНР.

Перспективный  план  был  разработан для  воспитателей логопедической  группы с  целью  оказания  помощи    в  планировании и  проведении ...

Перспективный план ознакомления с художественной литературой в старшей группе (по Н. Е. Веракса)

Ознакомление с художественной литературой по программе "От рождения до школы" Н. Е.Веракса. Старшая группа....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой для детей старшей группы

Одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве – овладение родным языком как средством общения и познания окружающего мира.   Важную роль в развитии речи, пополнении словарного ...

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в средней группе по программе Веракса

Материал по ознакомлению с художенственной литературой в средней группе. Материал можно использовать в свободной деятельности, знакомить детей с художественной литературой....

Перспективный план по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Перспективный план  по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе...

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Перспективное планирование по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе...