«У ПРИРОДЫ ЗАГАДОК НЕМАЛО»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Хомич Наталья Васильевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 занятия в средней группе по ознакомлению с миром природы

с использованием загадок

Тема: «У ПРИРОДЫ ЗАГАДОК НЕМАЛО»

 (Путешествие в осенний лес).

Воспитатель: ХОМИЧ Н.В.         

2015-2016 учебный год

Программное содержание:

1. Образовательные задачи: Продолжать формировать представления детей о мире природы посредством разгадывания загадок. Закреплять знания о характерных признаках поздней  осени, сезонных изменениях в природе. Расширить первоначальные представления о лесе, его обитателях, о перелётных и зимующих птицах. Учить называть детёнышей диких животных, классифицировать их по группам.

2. Развивающие задачи: Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям.  Развивать связную речь, умение высказывать свои мысли. Способствовать развитию логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи в процессе отгадывания загадок.

3. Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Активизировать слова: 

перелётные птицы, зимующие птицы, поздняя осень, заморозки, иней, туман, дикие животные.

Интеграция по образовательным областям: 

познание, социализация, здоровье, коммуникация, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

1. Наблюдение за деревьями, за птицами, за сезонными изменениями в природе во время прогулок.

2. Беседы об осени, о диких животных, о жизни птиц осенью.

3. Рассматривание иллюстраций об осени.

4. Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц.

5. Чтение сказок о животных, стихотворений об осени, разгадывание загадок.

6. Дидактические игры «Дикие животные»,  «Назови детёнышей», «Назови перелётных птиц».

7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др.

Оборудование: 

загадки об осенних явлениях в природе, о животных, картинки с изображением диких животных и явлений природы, Медвежонок, листья, горшочек с угощением.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (здороваются).

Присядьте на свои места.

  В: Мы сегодня будем беседовать о природе, о животных, будем разгадывать загадки. А у природы загадок немало.                                                                                                                                  

Ребята, послушайте загадку:

ЕСЛИ ДОЖДИК МОРОСИТ,

У ДЕРЕВЬЕВ ГРУСТНЫЙ ВИД,

СЛЫШЕН ВЕТРА ШУМ И СВИСТ,

ГРУСТЕН ШЕЛЕСТ СТАРЫХ СОСЕН…

ЭТО ВРЕМЯ ГОДА - …………… ОСЕНЬ.

  1. Беседа о признаках осени:

В: Давайте поиграем с картинками. Вы внимательно слушайте вопросы и загадки и, если у вас есть картинки-отгадки, вы их покажите.

Загадки нам помогут вспомнить, какие явления чаще всего бывают в природе осенью?

ЗАГАДКИ:

1. Мелко, дробно зачастило

И всю землю замочило  (ДОЖДЬ).

2.Белое молоко      

Ночью на поля легло.    

Утром солнышко пригреет,

Его по ветру развеет    (ТУМАН).

        

3.Озорной повеса

Пролетел  над лесом,

Крыльями взмахнул –

Лист с деревьев отряхнул   (ВЕТЕР).

(Дети показывают картинки – отгадки).

- Люди как одеты осенью? (тепло)

- Какая сегодня погода? (Облачная)

- Что случилось с деревьями? (остались деревья голыми)                                                                                                                                          

- Куда делись листочки? (листья опали)

- Куда улетели птицы? (В теплые края).

- Как называются улетающие на зиму птицы? ( перелётные).

- Почему они улетают? (Стало холодно, нет насекомых, которыми они питаются).

- Птицы, которые не улетают, как называются? (зимующие).

- Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь).

- Сейчас какой месяц? (ноябрь).

- Какой месяц  осени самый холодный? (ноябрь).                                                                                                                          

-В ноябре наступают  первые заморозки.

- Сейчас у нас на дворе ранняя или поздняя осень? (поздняя).

-Слушайте внимательно загадки, чтобы разгадав их узнать, какие явления бывают  поздней осенью.

ЗАГАДКИ:

1. Зимнее стекло

На реку легло  (ЛЁД).

2.Поздней осенью:

Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке - бархат синий.

Это что такое?   (ИНЕЙ).

3.Поздней осенью

Одевайся, друг, теплее,

Шарфик повяжи на шею.

Слышала вчера прогноз:

Обещали нам ……….(МОРОЗ).

В.: Ребята, по-моему, в раздевалке кто-то есть. К нам кто-то пришёл в гости. Давайте пригласим его к нам.

3. Приход героя:

Входит Медвежонок с горшочком.

М.: Ой, куда это я попал?

Дети: В детский сад.

В.: В гости к нам пришёл Мишутка,

Он расстроен не на шутку,

Отчего-то он не весел,

Отчего-то нос повесил.

Чем ты, Мишка, так расстроен,

Чем же ты обеспокоен?

М.: Ребята, я пришёл к вам за помощью. Отгадайте мою загадку и вы узнаете, из какого чудо-города я пришёл:

ГОРОД ЭТОТ НЕ ПРОСТОЙ,

ОН ДРЕМУЧИЙ И ГУСТОЙ,

ТАМ ДЕРЕВЬЕВ МНОГО РАЗНЫХ,

ТРАВ, ЛИШАЙНИКОВ, КУСТОВ,

ПТИЦ, ЗВЕРЕЙ, ГРИБОВ И ЯГОД,

И, КОНЕЧНО, КОМАРОВ.

ТАМ ВСЕГДА ПОЛНО ЧУДЕС –

ПРИГЛАШАЮ ВСЕХ ВАС В …………ЛЕС.

М: Правильно вы отгадали загадку. А вы знаете, ребята, что случилось в лесу?

М: ГРЯНУЛ ПЕРВЫЙ УЖ МОРОЗ,

     ЛЕС СТОИТ НАШ ГОЛ И БОС,

      ПТИЦЫ К ЮГУ УЛЕТЕЛИ,

     ЗВЕРИ ШУБЫ ТЁПЛЫЕ НАДЕЛИ.

     ОБЪЯСНИТЕ, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

     ПОЧЕМУ ВСЁ ИЗМЕНИЛОСЬ?

В.: Потому что наступила поздняя осень.

В.: Поэтому, Мишутка, в лесу сейчас холодно и тихо, а в жизни животных и птиц произошли изменения.  Все в лесу готовятся к наступлению зимы. А Мишутка пригласил нас в лес.

М: Я принёс для вас волшебные листья из леса. Они не простые, а с загадками.                                                                                                                                            

Я предлагаю вам отгадать, о ком они будут.

ЗАГАДКИ:

1.Все в лесу мы обитаем,

Пищу сами добываем.

Мы сильные и ловкие

Мы дикие…………..животные.

В.: Почему животные, которые живут в лесу, называются дикими?

(Они сами добывают себе пищу, сами строят себе жилище, заботятся о своих детёнышах).

Мы будем отгадывать загадки и рассказывать о жизни животных.

2. Этот зверь лесной – в серой шубе меховой.

Зубами – щелк,

 Кто это?  (Волк)

ВОЛК – хищник, охотится на оленей, лосей, кабанов, зайцев, мышей полевок. За то, что нападает на домашний скот, его зовут «серый разбойник». Иногда лакомится ягодами.

3. Хозяин лесной просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

МЕДВЕДЬ всеяден: питается  ягодами, желудями, орехами, корнями, стеблями трав. Ест муравьёв,  ящериц, лягушек, мышей. Любит мед, рыбу. К зиме наедает подкожный жир, а осенью залегает в спячку, в берлогу.

4.На спине иголки,

Длинные и колкие

А свернется он в клубок –

Нет ни головы, ни ног. (Ёж)

ЁЖ: Летом он спит на листьях или голой земле. На зиму роет глубокую нору, в которой спит всю зиму. Питается еж жуками, гусеницами, иногда ловит мышей и ужей, ест грибы и ягоды.

5.Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета,

Для зимы -  другого цвета. (Заяц)

ЗАЯЦ – к зиме линяет, шерсть становится густая и белого цвета. Зимой питается корой деревьев, ветками.

6. В дупле живёт

Да орешки грызёт. (Белка)

БЕЛКА – зимой серая, летом рыжая. Питается: семенами, ягодами, орехами, грибами, насекомыми. Делает запасы под корнями, в дуплах и др. укромных местах на зиму. Живёт в дуплах или на ветвях деревьев строит шарообразное гнездо.

7. Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,

Снег разгребает,

Мышек хватает? (Лиса)

ЛИСА – хищница. Основа её питания: мыши, зайцы, крупные птицы – глухари, гуси. К зиме линяет: мех становится густым и тёплым.

В.: У вас на картинках изображены животные. Давайте сейчас животных, которые залегают в спячку, спрячем в лесной домик. А животных, которые не спят зимой - выпустим в лес.

 (Дети распределяют животных на две группы).

                                                                                                                                 

В.: Отгадайте ещё загадку:

В.: КЛЕНОВЫЙ, ДУБОВЫЙ, БЕРЁЗОВЫЙ ЛИСТ

ДРУЖНО ЗА РУКИ ВЗЯЛИСЬ,

ЗАКРУЖИЛИСЬ, ПОНЕСЛИСЬ.

ПОЖЕЛТЕЛ И ЛЕС И САД.

ЧТО ЖЕ ЭТО?…………. ЛИСТОПАД.

4. Физкультминутка (Разбрасываю листья по полу).

Дружно мы гуляем,  листья собираем. (Дети гуляют, собирают листья)

Листья расписные, листики сухие.

Листья расписные весело поднимем,

Все мы постараемся и помашем ими. (Машут над головой)

Листик желтый, листик красный покружись.

Вместе с нами покружись, не ленись.        (Кружатся)

 

В.: Давайте сейчас на листики подуем, ветерок их закружит и они лягут красивым ковриком.

5.  Дыхательная гимнастика «Листик».

Нужно глубоко вдохнуть,

Чтоб на  листик нам подуть.

(сделать свободный вдох и задержать дыхание, пока приятно;

- губы сложить «трубочкой», сделать выдох и  подуть  на листочки)

Дети складывают листья в определённое место для Мишки.

                                 

В.: Это, Мишка, для тебя мы постелили  мягкую перинку, чтобы тебе сладко спалось.

М.: Спасибо, ребята. Я понял, почему в лесу всё изменилось. Поздней осенью все звери готовы к зиме. Уж осень проходит, спешит к нам зима. Лягу и я в мягкую и тёплую постельку. Я зимой люблю поспать, лапу вкусную сосать. А горшочек с угощением я для вас припас.

Воспитатель: В лесу надо идти осторожно и тихо, чтобы не спугнуть животных и птиц. Поздней осенью в лесу тихо и загадочно, все звери прячутся в свои тёплые домики. Давайте поиграем с животными в прятки.

6. Игра «Назови, кого не стало». Игра «Назови детёныша».

Воспитатель: Сейчас я хочу поиграть с вами в игру: «Назови, кого не стало». Когда вы отвернетесь, я спрячу одного из животных. Повернувшись, вы должны назвать то животное, которого не стало.(Спрашиваю у детей, куда делся медведь?- ушёл в берлогу. Куда делся ёжик?- ушёл спать в тёплый домик и т.д.).

Сколько белочек убежало в лес? (Три).

А сколько ежей легло спать в тёплую норку? (Два).

Каких животных было по одному? (Лиса, волк, медведь, заяц).

В.: Давайте ещё поиграем в игру:

За мамой лисицей крался………..ЛИСЁНОК,

За мамой ежихой катился………...ЕЖЁНОК,

За мамой медведицей шёл………..МЕДВЕЖЁНОК,

За мамой белкой скакали…………БЕЛЬЧАТА,

За мамой зайчихой косые………...ЗАЙЧАТА,

Волчиха вела за собою……………ВОЛЧАТ.

                                                                                                                                     

Вот и подошло наше путешествие в осенний лес к концу, пора возвращаться в детский сад.

7. Анализ занятия.

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Куда мы сегодня ходили с вами? Молодцы. Давайте попрощаемся с гостями.

                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека стихов, загадок, пословиц о природе, животном, растительном мирах.

Картотека стихов, загадок, пословиц  о природе, животном и растительном мирах....

Картотека загадок о природе

По какой дорогеПолгода ездятИ полгода ходят? (Река) Два братцаВ воду глядятся,Век не сойдутся. (Река и берега) День и ночь кричит,А голос не устает. (Водопад) Посреди поляЛежит зеркало:...

Отчёт по реализации проекта "У леса загадок немало" в подготовительной группе в рамках проведения конкурса "Интеллектуальный проект"

отчёт по реализации проекта "У леса загадок не мало". Проект краткосрочный.Направлен на расширение знаний детей о лесе, его обитателях, растительном мире, о неизведанных тайнах и загадках....

Проект "У леса загадок немало"

На современном этапе,  актуальная проблема нашего времени-проблема взаимодействия человека с природой. Этот аспект экологии не может оставаться в стороне от педагога. Большинство людей считают ле...

Консультация. "Использование загадок о природе – как средство формирования познавательного интереса к объектам природы".

Экологическое воспитание дошкольников требует постоянного изыскания таких форм и методов работы, которые способствовали бы лучшему усвоению детьми экологических знаний. Предметность, конкретность зага...