Проект «Птицы – наши друзья»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Евдокимова Н.В.


Проект «Птицы – наши друзья»

Подготовила: воспитатель Евдокимова Н.В..

Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательcко-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети старшей группы №6, воспитатели, родители старшей группы

Возраст детей – 5-6 лет.

Сроки реализации: с10.2014 по10.2015г.- долгосрочный проект.

Проблема:

Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели:

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Дать знания о связях в природе.

Задачи:

Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Показать роль птиц в природе и жизни человека ( уничтожают вредных насекомых и их личинок, оживляют сады и леса своим бодрым видом, помогают распространять сема растений, радуют людей своим пением, создают хорошее настроение, имеют промысловое значение :мясо, пух, перо).

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Формировать представление о птицах как живых организмах, которые чувствуют изменения условий их обитания, реагируют на них.

Воспитывать трудолюбие, привычку помогать пернатым зимой.

Методическая работа по проекту:

Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц.

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

План реализации проекта

 

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

 

 

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Пингвины на льдине»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Октябрь-ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь-апрель

 

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы нашего края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц - летящих клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество .совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Правила поведения в природе.

Организация выставки детского рисунка «Как я отношусь к птицам».

 

 

 

Ноябрь.

 

 

 

 

 

 

Январь - март

 

 

 

 

Здоровье и физическое развитие

Походы с родителями к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Март - апрель - май.

 

Труд

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечника (совместно с родителями)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Январь - февраль - март.

 

Познавательное

развитие

Изготовление «Птичьего календаря»

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы — наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

Февраль - апрель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше?» «Узнай по голосу»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

 

 

 

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стихотворение к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русские народные сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»

Март - апрель

 

 

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

 по замыслу «Любимые птицы».

Лепка

«Уточка»

 «Птички—свистульки»

«Птички—игрушки»

Наблюдение на улице

«Гнездо среди ветвей»

Октябрь, ноябрь,

декабрь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь - февраль - март, апрель, май.

 

 

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций: Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных, связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

 

 

 

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве (важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Октябрь-ноябрь.

 

 

 

 

 

 

Март—апрель-май.

 

 

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Создана модель последовательной работы по экологическому воспитанию
  2. Высокий уровень интереса среди взрослых (родителей), следовательно, трансляция на детей.
  3. Сформирован коллектив единомышленников (педагоги, родители, дети)

 

Трансляция проекта:

  • Выступление на родительском собрании группы

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:


Проект «Птицы – наши друзья»

Подготовила: воспитатель Евдокимова Н.В..

Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательcко-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети старшей группы №6, воспитатели, родители старшей группы

Возраст детей – 5-6 лет.

Сроки реализации: с10.2014 по10.2015г.- долгосрочный проект.

Проблема: 

Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели: 

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Дать знания о связях в природе.

Задачи: 

Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Показать роль птиц в природе и жизни человека ( уничтожают вредных насекомых и их личинок, оживляют сады и леса своим бодрым видом, помогают распространять сема растений, радуют людей своим пением, создают хорошее настроение, имеют промысловое значение :мясо, пух, перо).

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

Формировать представление о птицах как живых организмах, которые чувствуют изменения условий их обитания, реагируют на них.

Воспитывать трудолюбие, привычку помогать пернатым зимой.

Методическая работа по проекту:

Формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц.

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

- интегрированные занятия;

- игры-ситуации;

- беседы;

- выставки рисунков и поделок;

- экскурсии;

- просмотр мультфильмов;

- викторина;

- консультации.

Необходимые условия реализации проекта:

- интерес детей и родителей;

- материальное обеспечение проекта;

- методические разработки;

План реализации проекта

 

Раздел программы

Содержание деятельности.

Сроки

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры на площадке.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Сова»

«Пингвины на льдине»

«Стая»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Октябрь-ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь-апрель

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы нашего края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц - летящих клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество .совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Правила поведения в природе.

Организация выставки детского рисунка «Как я отношусь к птицам».

 

 

 

Ноябрь.

 

 

 

 

 

 

Январь - март

Здоровье и физическое развитие

Походы с родителями к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Март - апрель - май.

Труд

- Изготовление и вывешивание кормушек для птиц.

Подкормка птиц.

«Вкусняшки для птиц».

Изготовление скворечника (совместно с родителями)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Январь - февраль - март.

Познавательное

развитие

Изготовление «Птичьего календаря»

Рассматривание альбомов:

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы—это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы — наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Чтение познавательной литературы: «Занимательное природоведение»

Рассматривание энциклопедий.

Февраль - апрель

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Придумывание детьми сказки «Если был бы я птицей…»

Дидактическая игра «Кто больше?» «Узнай по голосу»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стихотворение к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение и пересказ Л.Яхнин «Дятел»

Русские народные сказки «Заяц—хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»

Март - апрель

Детская продуктивная (изобразительная)

деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

 по замыслу «Любимые птицы».

Лепка

«Уточка»

 «Птички—свистульки»

«Птички—игрушки»

Наблюдение на улице

«Гнездо среди ветвей»

Октябрь, ноябрь,

декабрь,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Январь - февраль - март, апрель, май.

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Рассматривание проблемных ситуаций: Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?

Когда воздух можно почувствовать?

Как воздух помогает птицам летать?

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

-какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных, связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка—птицы, насекомые, пауки.

-Хорошо ли они заметны на дереве?

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве (важно, не называть последних «вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы—все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт—на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Октябрь-ноябрь.

 

 

 

 

 

 

Март—апрель-май.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Создана модель последовательной работы по экологическому воспитанию
  2. Высокий уровень интереса среди взрослых (родителей), следовательно, трансляция на детей.
  3. Сформирован коллектив единомышленников (педагоги, родители, дети)

Трансляция проекта:

  • Выступление на родительском собрании группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Птицы наши друзья"

Октябрь:Тема месяца: «Общее знакомство с миром птиц.»Разучивание стих-я с подгр. детей «Возвращаются певцы» Г.Ладонщикова.В книжном уголке книги о птицах, раскраски с изображением птиц для самос...

Проект "Птицы - наши друзья"

Проект долгосрочный...

проект " Птицы- наши друзья!"

в данном материале содержится планирование по проекту и методические разработки....

Проект "Птицы-наши друзья"

Непосредственая образовательная деятельность в  старшей группе  по  проекту  "Птицы-наши друзья"  Образовательная область: Познание.Коммуникация. Проект долгосрочный,расчитан ...

Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Все хорошее в людях – из детства.Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем, Удивиться, узнать, полюбить. Мы хотим, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Презентация экологический проект "Птицы наши друзья! Эколята помогают своим друзьям"

Экологический проект, посвящен акции "Покормите птиц зимой"...