Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по теме " Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен? "
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Склярова Оксана Юрьевна

Тема: «Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен?»

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная.

Формы проведения НОД: решение проблемной ситуации

Цель: расширять представления детей о значении леса для человека и животных.

Задачи:

Обучающие:

1) Закреплять знания об эстетическом, оздоровительном, практическом значении леса в жизни человека и животных.

2) Совершенствовать умение различать деревья по листьям, плодам, семенам.

3) Упражнять в образовании относительных прилагательных.

4) Закреплять умение рисовать, используя разнообразные материалы и техники.

Развивающие:

1) Развивать навыки ведения беседы (умение рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения).

Воспитательные:

1) Воспитывать бережное отношение к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_les.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель:

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в подготовительной группе.

Тема: «Почему мы с лесом дружим, для чего он всем нужен?»

Интеграция с образовательными областями:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, изобразительная.

Формы проведения НОД: решение проблемной ситуации

Цель: расширять представления детей о значении леса для человека и животных.

Задачи:

Обучающие:

1) Закреплять знания об эстетическом, оздоровительном, практическом значении леса в жизни человека и животных.

2) Совершенствовать умение различать деревья по листьям, плодам, семенам.

3) Упражнять в образовании относительных прилагательных.

4) Закреплять умение рисовать, используя разнообразные материалы и техники.

Развивающие:

1) Развивать навыки ведения беседы (умение рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения).

Воспитательные:

1) Воспитывать бережное отношение к природе.

Демонстрационный материал: коробка, диск, ноутбук, указка, корзина, шишки с ленточками – подсказками, видеофильм «Что будет, если исчезнут все растения?», перфокарты, листья и ветки деревьев, изображения деревьев. 2 обруча. Для рефлексии: дерево – яблоня, яблоки красного, желтого, зеленого цвета.

Раздаточный материал: пазлы «Деревья», перфокарты «Правила поведения в лесу», деревянные предметы (бруски, кубы). Для изодеятельности: листы бумаги, краска – гуашь зеленого., красного, коричневого цвета., кисть мягкая., кисть жесткая, ватные палочки, стаканы с водой.. трафареты из картофеля (желуди)., поролоновые губки, листья деревьев.

Вводная часть.

Воспитатель: «Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, то обнаружила на столе эту необычную коробку. Что бы это могло быть? Как, вы, думаете? (Предположения детей) На коробке написано: «Открыть в 9.00». Время подошло. Откроем? (В коробке диск). Кто нам его прислал? Что нам с ним делать? Давайте его послушаем, может что-нибудь узнаем.

Голос с диска: «Добрый день, маленькие жители планеты Земля. Меня зовут Онелла. Я живу на далекой планете Туами. Дорогие жители планеты Земля, мы, туамитяне, очень хотим с вами подружиться. Но мы очень мало знаем о вашей планете, хотя уже сделали

несколько снимков из космоса. Мы знаем, что на вашей планете есть реки, океаны, пустыни, большие и маленькие города. А еще мы сверху видели какие-то зеленые пятна, которые вы называете лесами. На нашей планете нет леса. Расскажите, что такое лес и для чего он нужен жителям планеты Земля? Свои ответы оставьте в этой коробке. Мы сами позаботимся о том, чтобы она вернулась на Туами. Мы ждем от вас помощи».

                                                                                                                             

Воспитатель: «Можем мы помочь жителям планеты Туами?  

Что для этого нужно? (рассказать, что такое лес и для чего он нужен)                                                                                                                            

Вы согласны?

Основная часть.

Воспитатель: «Ребята, я знаю, что многие из вас уже ходили в лес. Скажите, что такое лес? (ответы детей). Что растет в лесу? А только ли деревья растут в лесу? (В лесу растут грибы, ягоды, кустарники, травы). А кто живет в лесу? (Животные, птицы, насекомые)

Воспитатель: «Лес – это большой дом для растений, птиц, зверей, насекомых. Все обитатели леса живут рядом, сообща, помогая друг другу. Но самые главные в лесу- это деревья. Помните, жители планеты Туами просили нас рассказать для чего нужен лес. Давайте посмотрим.».

Воспитатель: «Перед вами корзина. Скажите, что в ней лежит? (Шишки). С какого дерева эти шишки? (С сосны). Эти шишки непростые, к каждой из них привязана ленточка – подсказка, на которой нарисовано то, чем полезны нам деревья.

1 ШИШКА «Дерево кормит»

Воспитатель: «Что бы это значило? Как деревья могут нас накормить?

Ответы детей. Дуб дает полезные и вкусные плоды – желуди. Из высушенных и измельченных желудей варят желудевый кофе. Липа дает душистый и полезный липовый мед- липец. У клена весной появляется кленовый сироп. Дерево орешник дает- орехи. Береза дает вкусный березовый сок.

2 ШИШКА «Чистый воздух»

Воспитатель: «Деревья очищают воздух, насыщают его кислородом. Кислород необходим для дыхания всем: и животным, и людям, и растениям. Листья многих деревьев выделяют особые вещества - ФИТОНЦИДЫ. От них погибают болезнетворные бактерии. Как, вы, думаете, где воздух чище: в лесу или в городе? Почему? В лесу всегда дышится легко. Еще говорят: «Деревья - легкие нашей планеты».

3 ШИШКА «Место отдыха»

Воспитатель: «Лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье» Предлагаю отдохнуть и вам.

Динамическая пауза.

4 ШИШКА «Древесина»

Воспитатель: «Дерево дарит человеку замечательный материал – древесину. Древесиной называют бревна и доски. Из них люди изготавливают множество нужных, удобных и красивых предметов. Посмотрите вокруг, есть ли в группе деревянные предметы? (Кубики, столы, карандаши, стулья, полки). Деревянные вещи крепкие, удобные, гладкие на ощупь, долго служат людям.  Если вспомнить, что бумага тоже делается из древесины, то можно назвать еще много предметов (книги, альбомы, картинки и т.д.).

5 ШИШКА «Топливо»

Воспитатель: «С давних времен человек использует деревья как топливо. В местах, где много леса, человек отапливает свой дом используя дрова.

Воспитатель «Ребята, шишек в нашей корзинке больше нет. Но есть листья и веточки деревьев. Хотите с ними поиграть? Предлагаю поиграть в игру «Назови какой, какая»

          Лист березы – березовый                   Ветка березы – березовая      

           Лист рябины -                                     Ветка ели -                      

            Лист дуба -                                          Ветка дуба   -    

            Лист клена –                                        Ветка рябины -    

            Лист сосны -                                        Ветка тополя -  

                               

Воспитатель: «Посмотрите, ребята. Сколько полезного дают деревья человеку – древесину, продукты питания, лекарства, чистый воздух, а самое главное украшают Землю»

А только ли человеку полезны деревья? Нужны ли деревья животным, птицам, насекомым? Предлагаю поиграть в игру «Кто с деревом дружит?» Перед вами картинки деревьев. Необходимо разложить их в два обруча. В обруч желтого цвета – деревья, которые приносят пользу человеку. В обруч синего цвета – деревья, которые приносят пользу животным, птицам, насекомым. А в середину обручей разместим деревья, которые приносят пользу и человеку, и животным.

БЕРЕЗА – березовый сок пьет человек. С удовольствием пьют березовый сок птицы: дятлы, синицы, зяблики. Любит сладкие березовые слезы – медведь. А еще муравьи, бабочки - лимонницы.

ДУБ – желуди любят кабаны, медведи, лоси, белки.

ОСИНА – кора и ветки дерева прекрасный корм для лосей, зайцев.

КЛЕН – листьями клена еж и медведь утепляют свои зимние жилища

ЛИПА – дает человеку мед, а пчелам нектар.

СОСНА – семена шишек нравятся медведю, белке, зайцу, лосю.

РЯБИНА – ягоды для птиц и медведя.

.

Воспитатель: «Ребята, посмотрите, все деревья оказались в середине. Что это значит? (Что деревья полезны и для людей, и для животных). Теперь мы можем ответить жителям планеты Туами для чего нужен лес? (Лес – это чистый воздух. Лес – это здоровье. Лес – это источник энергии. Леса украшают Землю. Приносят пользу человеку, животным.

НУЖНО ЛИ САЖАТЬ ЛЕС НА ТУАМИ? А как же рассказать об этом жителям планеты Туами. Что мы для них можем сделать? (написать письмо, нарисовать картинки). А знаете в этой же коробке я нашла последние снимки, сделанные из космоса. Помогите туамитянам понять, что на них изображено. Дорисуйте их

Изобразительная деятельность.

Детям предлагается дорисовать деревья, части дерева (листву, плоды), используя нетрадиционные техники рисования (метод тычка) и материалы (ватные палочки, штампы).

Вопросы к детям:

Что ты дорисовал на снимке?

 - Ягоды рябины для птиц.

 - Листья на березе, чтобы укрыться от жаркого солнца.

 - Деревья, чтобы очистить грязный воздух.

 - Желуди, чтобы накормить кабана.

 - Елочку, чтобы под нее положить новогодние подарки.

Эти снимки помогут туамитянам увидеть, какую пользу приносит лес человеку и животным.

5 этап. Рефлексия, подведение итогов, обсуждение результатов.

Воспитатель: «Кому мы помогали? (Жителям планеты Туами). Что мы для этого делали? (рассказали, что такое лес и какую пользу он приносит, дорисовали картинки) Понравилось вам помогать?

Воспитатель: «Трудно было или легко? Посмотрите, у меня есть дерево – яблоня и 2 тарелочки с яблочками: в одной – красные, в другой – желтые и зеленые. Прошу вас оценить себя. Если вы справились со всеми заданиям, вам было легко – прикрепите красное яблоко, если не все у вас получилось, были трудности – желтое, вам было трудно, ничего не получилось– зеленое»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Воздух-это жизнь"

Развитие у детей способностей устанавливать причинно-следственные связи на основе элментарного эксперимета...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Люблю березку русскую». Воспитатель Ивлева Татьяна Иосифовна

Цель: создать условия для ознакомления детей с березой, как символом России.Задачи:Образовательные:Создать условия для ознакомления детей с березой, как с символом страны, национальным деревом. Формир...

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему "Зимующие птицы"

Формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно - исследовательской деятельности....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы»

Цель: формирование умений у детей распознавать перелетных и зимующих птиц, создание условий для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы в познавательно – исследовательской деятельност...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему: "Почему мебель изготавливают из дерева".

На данном занятии дети выясняют почему мебель изготавливают в основном из дерева и определяют его свойства, посредством различных анализаторов....

Конспект познавательно-исследовательской деятельность дошкольников подготовительной группе по теме: «Выращивание кристаллов соли»

Конспект познавательно-исследовательской деятельность дошкольников подготовительной группе по теме: «Выращивание кристаллов соли»...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему: «Путешествие в лабораторию»

Данный материал очень интересный и полезный для детей. Очень удобно проводить с детьми с подгруппами, или дома, когда есть у родителей свободное время. Такое занятие вызовет большой интерес у детей....