НОД для старших дошкольников (6-7 лет) «Мы - исследователи!"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Федотова Ольга Ивановна

Разработка "Мы — исследователи!", подготовленная Федотовой Ольгой Ивановной, в соавторстве с Егоровой Еленой Михайловной,  воспитателями МБДОУ детского сада  №55 «Алёнушка», является по своему типу разработкой сценария НОД. Она  предназначена для подготовительной к школе группы (6-7 лет), и ставит своей ключевой целью организацию познавательно-исследовательской деятельности по измерению температуры различных объектов (кубики льда, горячая и холодная вода) и выявлению результатов экспериментирования с ними (температура может изменяться в зависимости от разных условий). Также при этом  решается ряд частных методических задач. Разработка  в полной мере соответствует ФГОС ДО, а также методико-дидактическим принципам организации разработок данного типа,  также учтены требования ГОСТ к оформлению методических материалов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: организация познавательно – исследовательской деятельности по измерению температуры различных объектов (кубики льда, горячая и холодная вода) и выявлению результатов экспериментирования с ними (температура может изменяться в зависимости от разных условий).

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять представления об агрегатных состояниях воды;
  • обогащать представления детей о сезонных явлениях в природе, связанных с водой (роса, иней, град, туман, дождь);
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в природе;
  • познакомить с понятием «комфортная температура»
  • продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей  

(явления природы, лаборатория, исследования, эксперимент), учить детей отражать в речи результаты экспериментирования;

Развивающие:

  • развивать способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки, делать простейшие обобщения;

Воспитательные:

  • формировать понимание важности воды для всех объектов на планете.

Предварительная работа: беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение стихов, загадок.

Материалы и оборудование: пластиковые стаканчики, сосуды разной формы, баночки пластиковые, термос с горячей водой (+40 до +45 градусов Цельсия), термос с холодной водой (+10 до + 12 градусов Цельсия), кубики льда, глобус, салфетки, карточки с изображением явлений природы, ноутбук, телевизор, лаборатория «Наураша в стране Наурандии».

                                                                  Ход

Воспитатель. Ребята! Послушайте меня пожалуйста, пока вас не было, в группу пришло видеообращение от нашего друга мальчика Наураша.

Видеообращение.  Привет друзья! Я приглашаю вас в мою лабораторию.  Мне очень нужны помощники. Вас ждут интересные открытия и удивительные исследования.  Сегодня мы узнаем еще больше о свойствах воды.

Воспитатель. Вы согласны принять предложение Наураша?

Ответы детей

- Итак, мы отправляемся в лабораторию, а лаборатория - это?

Ответы детей.

- Лаборатория – это такое место (помещение), в котором ученые проводят опыты и исследования.

Воспитатель. Там всегда кипит работа: ученые занимаются наукой. Наука – это познание.

- Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

Ответы детей.

- Быть аккуратными, не спешить, не толкаться и соблюдать тишину.

 - Внимательно слушать, следить за результатами опыта и делать выводы.

Воспитатель. Сейчас мы с вами станем сотрудниками лаборатории (детям раздаются бейджики с логотипом) и начнем исследования. Предлагаю вам пройти в лабораторию и занять места.

- А какие факты о воде вам уже известны?

Ответы детей.

- Вода – это жидкость, без цвета, запаха и вкуса.

- Вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

- Вода является растворителем для многих веществ.

- Вода может находиться в трех состояниях – в твердом, жидком и газообразном. [1, 47- 49с.]

Воспитатель. Вы знаете, что все три состояния воды встречаются в природе в разное время года. Предлагаю проверить это.

     В ходе совместной деятельности дети выполняют оставленные Наурашем задание.

     Дидактическая игра «Когда это бывает»

- Отгадайте загадки о различных природных явлениях, связанных с водой, и определите, в какое время года их можно наблюдать?

Дети раскладывают карточки с изображением явлений природы на модели (круг с секторами) «Времена года» и определяют, в какое время года его можно наблюдать.  

  1. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. [2, с.11]

(Дождь)

Воспитатель. А в какое время года идут дожди? Ответы детей. 

Воспитатель. А из чего состоят тучи?

Ответы детей. 

- Тучи состоят из ледяных кристаллов или капель воды.

Воспитатель. Дождь – это какое состояние воды?

Ответы детей.

- Жидкое.

  1. Ледяной виноград

Из огромного ведра

С неба падает на землю,

                  Не успеешь все собрать. [3, с.301]

                  (Град)

  Воспитатель. В какое время года мы можем наблюдать град?

Ответы детей.

- Летом, весной

Воспитатель. А на что похож град?

Ответы детей. 

 -На частички непрозрачного льда шарообразной или неправильной формы.

Воспитатель. Град – это какое состояние воды?

Ответы детей.

 -Твердое.                            

3. Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали,

    Мы пошли искать их днем,

                Ищем, ищем – не найдем [2, с.13]

    (Росинка)

Воспитатель. А в какое время года вы можете увидеть капельки росы на траве?

Ответы детей.

-Летом, весной.

Воспитатель. А что такое роса?

Ответы детей. 

-Водяные капли.

Воспитатель.  Они образуются из влажного воздуха и оседают в виде капель на охлажденную поверхность растений, почвы, предметов.

- Роса – это какое состояние воды?

Ответы детей. 

- Жидкое

  1. В белом бархате деревья-

И заборы, и трава.

И не снег и не лед,

            Серебром все уберет. [2, с.5]

(Иней)

Воспитатель. А что такое иней?

Ответы детей. 

- Иней – это частички застывшей росы.

Воспитатель. В какое время года иней покрывает ветки деревьев, траву на лужайках?

Ответы детей. 

-Зимой, осенью.

Воспитатель. Иней – это какое состояние воды

Ответы детей. 

- Газообразное.

  1. Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

            Стало видно далеко. [2, с.15]

(Туман)

Воспитатель. На что похож туман?

Ответы детей. 

- На облако.

Воспитатель. Туман – это облако у поверхности земли или моря.

Из чего оно состоит?

Ответы детей. Оно состоит из маленьких водяных капелек.

Воспитатель. В какое время года вы можете наблюдать за туманом? Ответы детей. Весной, летом, осенью, зимой

Воспитатель. Туман – это какое состояние воды?

Ответы детей. 

- Газообразное.

Воспитатель. Какой мы можем сделать вывод.

Ответы детей. 

- Вода в природе может находиться в трех состояниях – в жидком, твердом, газообразном.

Воспитатель. А вы знаете, что тема воды отражена во многих произведениях искусства – в живописи, в музыке, в литературе. Композиторы сочинили и сочиняют о ней великолепную музыку. Сейчас под одно музыкальное произведение мы немного отдохнем.

Музыкальное сопровождение: Георг Фридрих Гендель «Музыка на воде».

Физкультминутка «Превращение воды»

Представьте, что вы капельки воды. Если я скажу

«Вода» - идете цепочкой друг за другом;

«Пар» - двигаетесь на носочках врассыпную;

«Лед» - собираетесь в группу, плотно друг другу.

Сигнал. А вот и наш Наураша, у него все готово к исследованиям.

Проведение опытов с помощью лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Измерение температуры различных состояний воды (вода, лед) [3, с.17]

  1. Измерение температуры холодной воды.

Холодную воду налить в стакан с синей наклейкой. Провести измерение ее температуры. Вода холодная.

  1. Измерение температуры горячей воды.

Горячую воду налить в стакан с красной наклейкой. Отметить, что рыбка одевается в скафандр, потому что ей стало жарко (для рыбки это горячая вода).  

  1. Измерение температуры льда.

 Лед положить в стакан с белой наклейкой. Показатель при измерении температуры, возможно будет выше нуля. Объяснить это тем, что лед находится в теплой группе и он немного растаял. Напомнить, что вода превращается в лед при нуле градусов.

  1. Эксперимент с горячей водой.

Осторожно налить горячую воду в стакан с красной наклейкой. Добавить стакан холодной воды.

Воспитатель. Какие изменения вы видите?

Ответы детей. 

-  Столбик термометра опустился, значит температура понизилась.

-  Горячая и холодная вода перемешались. Вода стала теплой. 

Воспитатель. Температура такой воды комфортная для рыбки.

  1. Эксперимент с холодной водой.

Холодную воду налить в стакан с синей наклейкой. Провести измерение температуры. Добавить 2 кубика льда. Измерить температуру.

Воспитатель. Какие изменения вы видите?

Ответы детей.

- Столбик термометра опустился, значит температура понизилась.

- Лед поделился холодом с водой и стал таять.

 Воспитатель. Какие выводы мы можем сделать?

Ответы детей.

- Вода и лед имеют разную температуру, которая может изменяться (в зависимости от разных условий).

Воспитатель. Ребята, нравится ли вам проводить исследования в цифровой лаборатории? В каких исследованиях вы хотите ещё поучаствовать?

Ответы детей.

Воспитатель. Ребята, я очень рада, что работа в лаборатории принесла вам удовольствие. Как хорошо вы справились со всеми заданиями, с измерением температуры воды в разных состояниях. А теперь поблагодарим Наураша и попрощаемся с ним. До новых исследований и открытий. 

Литература

  1. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. -  СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2017. – 208с.  
  2. Тимофеева Л.Л. Загадки природы. Рабочая тетрадь дошкольника. -  М.: Педагогическое общество России, 2006. -  24с.
  3. 1000 веселых загадок для детей.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.-384с.
  4. «Наураша в стране Наурандии» ™. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе / автор оригинальной идеи – Олег Поваляев, руководитель проекта - Татьяна Дюдина, дизайн обложки – Юлия Чернова. – М., 2014.-72с.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный материал Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ дошкольников и младших школьников Я - исследователь 2014

Защита    творческого проекта " История  возникновения  снеговика" (  гуманитарная  секция,  1  возрастная  категория)Всероссийский  конкурс...

Познавательное занятие для старших дошкольников "Юные исследователи"

Интеграция образовательных областей.Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»- формировать у детей интерес к явлениям природы; - формировать представление о Мировом океане и ...

Статья Жегаловой И. С по Опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников на тему: «Мы исследователи»

С самого рождения детей окружают различные явления природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер, зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как моро...

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...

Опытно- экспериментальная деятельность старших дошкольников «Мы исследователи»

Что я слышу- забываю .Что я вижу- я помню.Что я делаю- я понимаю....