Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Исаева Людмила Александровна

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pochemuchki_-_issledovateli.docx118.93 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Людмила\Desktop\0357dbd329ceeea.jpg

                     Проект по экспериментальной

         деятельности со старшими дошкольниками

            «Почемучки-

                   исследователи»

                         

                                                                                              Исаева Л.А.

                                                                   

                                                                           

                                                        2019 - 2020

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»

 

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская пословица)

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», – гласит народная мудрость. 

«Лучше один раз испытать, попробовать, сделать своими руками», утверждают педагоги-практики.

Актуальность

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и способствовать ее развитию. Познавательно- исследовательская деятельность – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира. 

Исследования Н. Н. Поддьякова, подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том что, он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость анализа и сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. 

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи:

  • расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  • знакомить со свойствами различных предметов, природных материалов; - развитие мыслительных процессов, самостоятельности;
  • воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
  • создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • привлечение родителей к совместной деятельности;

Название проекта: «Почемучки - исследователи»

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: долгосрочный 1 год

Проблема:

В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Методы обучения: словесные, практические, наглядные.

Основные формы реализации проекта:

1. Формы образовательной работы с детьми:

  • опыты, эксперименты 
  • экспериментирование на прогулке
  • индивидуальная работа с детьми 
  • самостоятельная экспериментальная деятельность
  • дидактические игры
  • подвижные игры 
  • труд в природе и в уголке природы 
  • чтение художественной литературы
  • беседы 
  • просмотр презентаций, мультфильмов. 

2. Формы работы с родителями:

  • Мастер класс
  • Консультация 
  • Буклеты, памятки
  • Беседы
  • Ручной труд
  • Развивающая среда.

3. Формы работы с педагогами:

  • Консультации
  • Буклеты 
  • Мастер класс.

Предполагаемый результат:

  • Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
  • Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
  • Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
  • Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
  • В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

  • Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
  • Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
  • Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
  • Пополнять предметно – развивающую среду;
  • Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Этапы проведения проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

Организационно – диагностический

Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало проекта.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды

Сентябрь

 

Практический

Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

 

Октябрь - май

Заключительный

Педагогическая диагностика на конец проекта

май

 

Перспективный план работы над проектом по опытно – экспериментальной деятельности на 2019 – 2020г

 

Сентябрь: 

Диагностика

Октябрь: 

Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Кто живет в земле?»        

Беседа «Где прячутся насекомые?»

Дидактическая игра «Изучаем листья»

Ноябрь:

Экспериментирование «Магнит и его свойства»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Свойства металла»

Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)

Декабрь:

Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

Изготовление льдинок «Замерзание воды»

Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

Январь:

Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»        

Беседа «Путешествие в прошлое часов»

Экспериментирование «Ткань и её свойства»

Февраль:

Прогулка «Получаем талую воду»

Экспериментирование «Когда бывает пар»

Просмотр презентации «Почему происходит смена времен года»

Март: Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»

Прогулка «Движение воздуха»

Беседа «Знакомство с термометром»

Апрель:

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Каша – матушка наша»

Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»

Май:

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Экспериментирование «Определение сторон света»

Развлечение «Путешествие по материкам»

Диагностика 

 

 

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н. Прохоровой, Т.И. Бабаевой, О.В. Киреевой).

  1. Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности;
  2. Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми; 
  3. Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде;
  4. Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде; 
  5. Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы;
  6. Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения), умеет ли соотносить результат с целью. 

Критерии, уровни усвоения программы:

Высокий уровень (3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Средний уровень (2 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

Ниже среднего (1 балл) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Выводы.

Мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе. 

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 

«Оставляйте всегда что-то недосказанное,

 чтобы ребенку захотелось еще и еще раз

 возвратится к тому, что он узнал».

 Сухомлинский В.А

Используемая литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: Мозаика-синтез, 2015.
  3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб.: Детство-пресс, 2012.
  4. Куликова И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Экспериментальная деятельность с дошкольниками...

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...

Проект «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками "Вода, воздух и магнит."

Дети при помощи экспериментальной деятельности, формируют представления о свойствах воздуха, воды и магнита....

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками...

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад   № 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район...