Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками
проект по окружающему миру (старшая группа)

Розаева Анна Владимировна

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

«Наблюдения за природой»

Участники проекта: воспитатель Розаева А.В., дети старшей  группы 54.

Тип проекта: годовой. экспериментально-исследовательский.

Время реализации: 2021-2022гг

По количеству участников: коллективный.

По контингенту участников: смешанный (дети, воспитатель, родители).

По продолжительности: долгосрочный

Сроки реализации 2021-2022 гг

составила воспитатель: Розаева А. В.

Актуальность разрабатываемого проекта:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель проекта: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

 Задачи экспериментальной деятельности:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

- развитие представлений о химических свойствах веществ;

- развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях;

- развитие элементарных математических представлений.

2. Развитие  умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

3. Развитие  умственных способностей:

-  мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- формирование способов познания путём сенсорного анализа.

  1. Социально-личностное развитие каждого ребёнка:

- коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Сроки проекта:

 Проект рассчитан на один год для детей старшей группы. Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 20-25 минут.

Формы работы:

1.Небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

2.Фронтальная работа.

3.Индивидуальная работа.

 Предполагаемые результаты:

В свободной атмосфере работы дети развивают свои умения:

  1. Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;
  2. Манипулятивные: координация движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;
  3. Социальные: совместное обдумывание и обсуждение, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

Исследовательская работа включает в себя несколько этапов:

1.Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

2.Вовлечение детей в проектную деятельность с целью выявления особенностей включения детей в систему проектного обучения.

3.Организация развивающей предметно пространственной среды.

4. Оценка результатов проведённой работы.

       

 1 этап. Для выявления общих сведений было использовано наблюдение. Наблюдение, как метод сбора научной информации хорош в этом случае тем, что здесь можно систематически, направленно и непосредственно прослеживать важные моменты в данном исследовании. При минимальном внешнем вмешательстве полученные данные более точно будут отражены при выявлении результатов. Именно методом наблюдения можно получить наиболее полную и целостную картину происходящего, чтобы сопоставить положительные и отрицательные моменты при проведении исследования.

2 этапБыл разработан календарно-тематический план работы с детьми на год по экспериментальной деятельности.

3 этап.  Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности организуется «Уголок экспериментирования».

В уголке экспериментирования имеются: различные виды материалов: природный, бросовый, технический, медицинский; пищевые красители, продукты (мука, соль, сахар, масло растительное), различные сосуды и много других предметов необходимых для проведения тех или иных опытов.

 Оборудование уголка безопасно для детей и храниться в удобных для пользования контейнерах.

Один раз в неделю организуется НОД, в ходе которой старшие дошкольники учатся проводить простейшие опыты с живой и неживой природой. Делают умозаключения и изготавливают схемы и памятки.

4 этап. Проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы.

Работа с родителями:

Содержание деятельности воспитателя в процессе взаимодействия с семьей включает следующее:

-анкетирование родителей,

-ознакомление родителей с результатами мониторинга в рамках опытно-экспериментального проекта

-участие в постоянно действующем круглом столе «Здоровый ребёнок»

-комплектование фонда справочных пособий и информационного материала для родителей в рамках проекта.

Формы сотрудничества с родителями:

-Родительское собрание в нетрадиционной форме (игротека-практикум «Поэкспериментируем!»)

-Развлечение «Путешествие по материкам»

-Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА!»

-Беседа «Экспериментальная деятельность дошкольников»,

-Круглый стол «Здоровый ребёнок»

-Подгрупповые тематические консультации:

 «Значение экспериментальной деятельности для детей»,

«Организация домашней лаборатории»,

«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»,

«Режим питания нарушать нельзя!»,

-Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ

-Совместные досуги

-Совместные экскурсии

-Наглядная информация

-Обмен опытом

Примерный календарно-тематический план экспериментальной деятельности в старшей группе:

Сентябрь: 

Диагностика

Октябрь: 

Прогулка «Отпечатки наших рук» (Свойства мокрого песка)

Прогулка «Солнечные зайчики»        

Беседа «Где прячутся насекомые?»

Дидактическая игра «Изучаем листья»

Ноябрь:

Экспериментирование «Магнит и его свойства»

Дидактическая игра «Свойства бумаги»

Беседа «Свойства металла»

Дидактическая игра «Приключение Буратино» (дерево и его свойства)

Декабрь:

Беседа «Вода – источник жизни»

Дидактическая игра «Вода и её свойства»

Изготовление елочных украшений «Замерзание воды»

Интерактивная игра «Круговорот воды в природе»

Январь:

Дидактическая игра «Свойства воздуха»

Экспериментирование «Бывает ли воздуху холодно»

Прогулка «Движение воздуха»

Беседа «Знакомство с термометром»

Февраль:

Прогулка «Получаем талую воду»

Экспериментирование «Когда бывает пар»

Просмотр видеоролика «Вода – главный растворитель»

Лепка «Почва - подземная кладовая»

Март:

Беседа «Защитные свойства снега»

Прогулка «Следы на снегу»        

Беседа «Путешествие в прошлое часов»

Экспериментирование «Ткань и её свойства»

Апрель:

Беседа «Основные системы нашего организма»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Каша – матушка наша»

Спортивный досуг «Мы здоровью скажем – ДА»

Май:

Прогулка «Чем отличается солнечная сторона от теневой»

Экспериментирование «Определение сторон света»

Развлечение «Путешествие по материкам»

Диагностика 

Заключение В результате работы над проектом, удалось показать, что такой современный инновационный метод обучения, как экспериментальная деятельность, может составить достойную конкуренцию традиционному обучению.

Основная цель экспериментального обучения, согласно проведенному исследованию, может быть достигнута только тогда, когда для этого существуют определенные условия реализации детского творчества и четко разработанные методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, а также создание дополнительных пространственных условий для реализации детского творчества и творческого потенциала детей и воспитателя. 

 Приложение

«Чудесная кладовая- Земля»

Программное содержание:

расширять представления детей о почве как компоненте природы, ее составе и круговороте веществ

- закрепить знания о подземных обитателях

- развивать познавательную активность

- учить выдвигать предположения, проверять и делать элементарные выводы о свойствах почвы в процессе опытнической деятельности

- воспитывать экологически грамотное отношение к природе

- активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатое

- продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи

Предварительная работа:

- наблюдение за листопадом, почвой на прогулке

- рассматривание дождевого червя, наблюдение за жуками, личинками, муравьями

- чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях

- экскурсии в парк в разные периоды года

- работа в огороде детского сада

Оборудование:

- стаканчики с водой для проведения опытов,

- салфетки

- образцы почвы

- прозрачные ёмкости с водой

- стаканчик с мыльной и чистой водой

- ферма червяков

- макет муравейника

Ход НОД:

В- ребята, сегодня я приглашаю вас в необычную лабораторию. Я подумала, что нам там будет очень интересно. Вы согласны пойти со мной?

Д- ответы

В- тогда отправляемся.

Дети вместе с воспитателем подходят к столу с оборудованием для  экспериментирования.

В- есть у природы удивительная кладовая, положишь в нее весной горсточку зерна – а к осени возьмешь целый мешок. Одна картофелина превращается в 10 картофелин. А из маленького количества семян можно получить огромный урожай моркови, свеклы, редиса, помидоров.

- как вы думаете, что это за кладовая?

Д- земля, почва

В- правильно, и сегодня мы с вами поговорим о почве. Узнаем из чего она состоит, кто в ней живет, как мы можем не только ее сохранить, но и вырастить.

В- ребята, как вы думаете, что такое почва?

Д-  ответы

В- почва состоит из песка, глины и перегноя, почва есть там, где растут растения, которые сами являются материалом для строения почвы.

В- ребята, вспомните, что мы с вами делали на грядках для того чтобы наша почва стала еще более плодородной?

Д- В этом помогают опавшие листья, ветки, картон, скошенная трава, которую мы собирали и бережно укладывали в грядки, различные подземные обитатели невидимые нашему глазу.

В-  как вы думаете, кто участвует в создании перегноя?

Д- черви, слизни, мокрицы, разные клещики, многоножки, улитки.

В- в результате их жизнедеятельности образуется перегной, это питательный почвенный слой.

В- ребята, как вы думаете, в почве есть воздух и дышат ли подземные обитатели?

Д – ответы

В- предлагаю вам это проверить с помощью опытов в нашей лаборатории.

Опыт №1

Воспитатель и дети берут стаканчики с водой. Воспитатель предлагает бросить в стаканчик с водой по комочку почвы.

Д- выполняют задание.

В- что мы видим?

Д – ответы

В- какой вывод можно сделать в результате этого опыта?

Вывод: мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх, а это значит, что в почве есть вода.

В- а как вы думаете, ребята, есть ли в почве вода?

Д- ответы

 

Опыт №2

В- предлагаю вам взять салфетки и насыпать на них немного почвы. Теперь придавить ее плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге?

Д- ответы

Вывод: в почве есть вода.

В- а откуда же в почве берется вода?

Д- ответы

В- все правильно. Вода попадает в почву во время дождя или полива. Она проникает вглубь и сохраняется между частичками почвы.

В- показывает детям 2 стакана с мыльной и чистой водой и просит детей сравнить их.

В- ребята, как вы думаете, какой водой лучше поливать землю, чистой или грязной?

Д- ответы

В- как вы считаете, где можно увидеть мыльную или грязную воду?

Д- после стирки и мытья посуды, мойки машин и т.д.

В- а где мы с вами берем чистую воду для полива наших растений?

Д- собираем дождевую воду, а когда она заканчивается берем из крана.

В- чтобы они подумали о нас, если бы мы поливали грядки грязной водой? О чем бы попросили, если бы умели разговаривать?

Д- надо бережно относиться к подземному царству.

Вывод: подземные жители могут погибнуть из-за грязной воды, которая попадает в почву.

В- (обращает внимание детей на ферму червяков.)

Ребята, наши помощники-садоводы заскучали без нас. Давайте подойдем к нашей ферме и расскажем нашим гостям о ее обитателях

- что вы знаете о их жизни? И для чего мы ее создали?

Д- ответы

В - все верно, на протяжении долгого времени мы с вами выращиваем червяков для того, чтобы они помогали делать почву в наших грядках более плодородной.

- какое еще насекомое улучшает нашу почву и защищает наши растения от вредителей?

Д-муравьи

В- как они это делают?

- что еще вы знаете об этих выносливых и трудолюбивых насекомых?

Д- ответы детей, сладкоежки…

В- как мы с вами убедились в том, что они действительно сладкоежки

Д- рассказ детей про эксперимент с муравьями

В- предлагаю вам поиграть в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам действие, а вы отвечайте. Если я буду говорить правильно, отвечайте «да», если неверно, отвечайте «нет».

Если я приду в лесок и сорву ромашку? – нет

Если съем конфетку я и выброшу бумажку? – нет

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? – да

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? – да

Если разведу костер, а тушить не буду? – нет

Если мусор уберу, ямку закопаю? – да

Я люблю свою природу, я ей помогаю! – да

В- ребята  подойдем к столу у меня для вас есть еще одно задание

В- давайте еще раз уточним, как мы можем сберечь почву для подземных существ, что мы можем сделать? В этом нам могут помочь специальные знаки. Вы должны взять знак и рассказать о его значение

Д – поднимают знаки подсказки и отвечают: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения и т.д.

В- вы большие молодцы! Благодаря вашим знаниям и стараниям наших помощников червяков в прошлом году нам удалось вырастить плодородную землю, которая отблагодарила нас щедрым урожаем. Кто из вас скажет, какие растения росли на наших грядках?

Д- подсолнухи, картофель, горох, кабачки, лук, салат, петрушка, мята, цветная капуста, укроп. ( берем ферму червяков)

В- в этом году мы с вами посадили новые не совсем обыкновенные растения, давайте пройдем в наш огород и познакомим гостей с нашими растениями

Д- нут (бараний горох), арахис (земляной орех), огур-дыню , люфа (из нее делают мочалки)

В- а сейчас предлагаю вам переселить наших червяков из фермы в грядку.

Д- (говорят сопутствующие слова)

Садоводы добряки- дождевые червяки.

Живут в земле, в вырытой норе.

Сами землю копают, сами удобряют.

А когда устанут в земле отдыхают.

Пусть растут травинки словно на перинке.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему                         

«Свойства воды»

Цель: Закрепление познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные

 -закрепить знания о круговороте воды в природе

 -познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную   деятельность

2. Воспитательные:

- воспитывать умение действовать в коллективе.

- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

3. Развивающие:

- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.

- развивать логическое мышления;

- стимулировать познавательную активность детей.

   

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Материалы и оборудование:

Картинка «Круговорот воды в природе»

На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, картошка, баночки пластиковые. Фильм «Круговорот воды  в природе»

Ход НОД:

 

Организационный момент:

 - Воспитатель: Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их. (Дети вместе с педагогом сопровождают стихотворение жестами и движениями)

Здравствуй, солнце золотое, (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок, (качают из стороны в сторону поднятые руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны, имитируя дерево)

Здравствуй, утро, здравствуй, день, (разводят поочерёдно руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают низкий поклон)

Воспитатель: Давайте все друг другу улыбнёмся. У вас хорошее настроение? Давайте это хорошее настроение подарим нашим гостям (дети дуют на ладошку).

 Ребята, сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

 

Меня пьют, меня льют

Всем нужна я,

Кто я такая?. (вода)

- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение.

)

Воспитатель: А кто из вас ребята был с родителями на море?

Дети: ( ответы детей)

Воспитатель : Кто знает какого вкуса морская вода?

Дети: соленая

Воспитатель: правильно соленая, А можно ли пить такую воду?

Дети: нет, нельзя она пригодна только для морских обитателей.

Воспитатель: конечно нельзя. А какую мы с вами пьем воду?

Дети: (ответы детей) пресную

Воспитатель: А где мы можем ее встретить в природе ее?

Дети: (ответы детей) речка, водоемы, озера и т.д

Воспитатель: Верно. А теперь я вам покажу на глобусе моря, океаны, реки и озера. (Показ)

Воспитатель: Давайте сравним какой же воды на планете больше: пресной или соленой?

Дети: ( ответы детей) соленой

Воспитатель: Раз мы уже узнали что пресной воды меньше на земле, то как мы должны к ней относится?

Дети: беречь воду.

Воспитатель: А как мы ее будем беречь?

Дети: Не включать сильно кран, закрывать ее при умывании, не оставлять воду без присмотра, когда поливаем цветы,не загрязнять реки и озера.

Воспитатель:  А  ещё необходимо беречь воду, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи  с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.

- А как вода поступает в реку?

- Ребята, что такое круговорот воды в природе(Объяснения детей) показ фильма «Круговорот воды в природе»

- Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.

II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это  место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.

- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. 

        - Приступим к нашему исследованию.

                Опыт 1. Какой формы вода? 

        На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

         Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску)

        Опыт 2. Какого цвета вода? 

        Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

         Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. (Используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску)

       

 Опыт 3. Вода – растворитель. 

        А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.

        Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание.

Физкультурная минутка

        - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.)

        Физкультминутка

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.
Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. (Повороты в разные стороны)
Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.
Раз и два, раз и два, закружилась голова. (Вращение головой вправо и влево)
Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. (Приседания)
Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте)

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

        - Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды.

        Обращаю внимание детей на стакан, где растворяли муку. 

        - Что же мы видим? (ответы детей). Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

        Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

      

  Опыт 4. Вода не имеет собственного запаха.

        Предложить детям определить, есть ли у воды запах.  (Ответы детей)

Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.

        Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Снова используем алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на доску.

Опыт 5.  Тонет не тонет - свойства воды.

Воспитатель : перед вами на столах стоят 2 банки с водой,  возьмите в руки яйцо и опустите в банки с водой. Что случилось с яйцами? (ответы детей).  Почему это произошло? ( яйцо потонуло в банке с пресной водой, потому что оно тяжелее воды, а в банке где яйцо всплыло соленая вода, потому что оно легче соленой воды) потому что соленая вода тяжелее  пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в речке.

Заключительная часть:

- О каком веществе мы сегодня с вами говорили??

- какие свойства есть у воды??

- спасибо ребята, вы все большие молодцы и хорошо сегодня потрудились.

Давайте скажем досвидание нашим гостям!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками

Экспериментальная деятельность с дошкольниками...

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников...

Проект «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками»

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками "Вода, воздух и магнит."

Дети при помощи экспериментальной деятельности, формируют представления о свойствах воздуха, воды и магнита....

Проект по экспериментальной деятельности со старшими дошкольниками «Почемучки-исследователи»

На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства -...

ПРОЕКТ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад   № 1 «Сказка» пгт. Джубга муниципального образования Туапсинский район...