Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников
консультация (старшая группа) по теме

Зуева Марина Николаевна

Воспитание экологической культуры через опытно-экспериментальную деятельность у старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ..19.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание экологической культуры у дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

Из опыта работы воспитателя 1 квалификационной  категории дошкольной ступени №1900


Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.д. 

Малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное - большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого - по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега.. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. По мнению Н.Н. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством.

Cамостоятельно проводимый ребенком эксперимент, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. 



Первые основы экологической культуры закладываются в период дошкольного детства. Для того чтобы к ребёнку пришло понимание природы, мало дать конкретные задания по ней, необходимо его научить радоваться, сопереживать ей, научить видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже понимать, познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. Даже малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья. Как же приучить их беречь и охранять природу, всё живое, окружающее нас? 

Проанализировав качество усвоения программного материала детьми в рамках традиционной технологии, побудило меня искать новые образовательные пути, позволяющие формировать у детей умения наблюдать, находить черты сходства и отличия, делать обобщения и выводы. Наиболее подходящей формой, позволяющей достичь наилучших результатов при ознакомлении с окружающим миром, является сочетание традиционных занятий и опытно-экспериментальной деятельности. Чтобы начать работу по экспериментальной деятельности, была создана развивающая среда, т.е. организована экологическая мини лаборатория, подобрано вместе с детьми и родителями оборудование, составлен подробный перспективный план и работа с детьми началась.

В начале учебного года была проведена диагностика, целью которой было выявление особенностей проявления любознательности у детей, а также их отношение к экспериментальной деятельности. По её результатам было отмечено, что малоактивные дети не проявляли интерес к экспериментированию, они были пассивны. Таким образом, возникла необходимость поделить детей на две группы: активные и малоактивные, чтобы малоактивные дети пытались самостоятельно высказывать свои мысли, делать небольшие выводы, могли отстаивать свою точку зрения.
В процессе работы было выявлено и подтверждено, что необходимо вести систематизированную работу с использованием экспериментирования. Для этого был разработан долгосрочный проект по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность». Продолжая работу над данным проектом, отмечено, что у детей повысился уровень развития любознательности, некоторые умения и навыки (уже могут видеть и определять проблему, анализировать объект или явление), обогатился словарный запас новыми терминами, дети умеют делать определенные умозаключения и выводы. 

Для более полного и тесного единения детей с природой, разработан проект для старшего дошкольного возраста, рассчитанный на годичное изучение «Ландыш – лесная поэзия мая».

Цель данного проекта - формировать у детей «экологическое чувство», чувство сопричастности всему живому, осознание планеты Земля «общим домом», прививать детям экологическую и моральную ответственность перед каждым живым существом.

Итог данного проекта: дети знают о цветке ландыша, его внешнем

виде, месте произрастания; той пользе, которую цветок приносит людям и животным, как лекарственное растение. Узнали способы выращивания цветка

ландыша в комнатных условиях, путём проведения экспериментов и умеют ухаживать за растением зимой в помещении. 

На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении оздоровительной работе с детьми уделяется большое внимание, но как показывает практика, необходимы новые подходы к воспитательно-образовательному процессу, которые позволят грамотно построить процесс обучения при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях.

Для осуществления оздоровительной работе с детьми в ДОУ разработана программа оздоровления и приобщения детей к здоровому образу жизни — «Здоровячок», внедряются инновационные проекты по сохранению и укреплению здоровья детей, а также активно разрабатывается и осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию.

В связи с этим был разработан проект «Заботимся о своем здоровье» со сценариями дней здоровья, с использованием опытно – экспериментальной деятельности с детьми старших дошкольных групп. 

Целью проекта является - разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребёнка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни на основе, углубление знаний у детей о строении человека, его органах через опытно-экспериментальную деятельность, развитие разнообразных двигательных и физических качеств, укрепление психического здоровья детей. Весь материал проекта базируется на наблюдениях, самонаблюдениях, экспериментальной деятельности.


Роль педагога в реализации современных педагогических проблем велика. Но педагогический процесс при участии одного педагога получится однобоким, поэтому целенаправленная работа ведётся всеми участниками педагогического процесса совместно с родителями. Главные задачи во взаимодействии с родителями :


  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей; 

  • создать атмосферу общности интересов;

  • активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

  • формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание ребенка. 


Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания. Для этого был разработан перспективный план совместной деятельности родителей с детьми. 

Здоровая планета - это её здоровые дети. Соединение возникших чувств с экологическими знаниями дадут положительный результат в воспитании детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры через развитие познавательных способностей дошкольников с ограниченными возможностями.

Воспитание экологической культуры через познание формирует у дошкольников образ окружающего мира, как собственного дома, общего для всех людей. Это дом нуждается в бережном отношении и заботе каждого ...

«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»

Итоговая практикозначимая работа по модулю «Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников»ТЕМА:«Воспитание экологической культуры через проектную деятельность»...

Воспитание экологической культуры через музейную педагогику

В статье " Воспитание экологической культуры через музейную педагогику" описывается опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста....

"Формирование экологической культуры через экспериментально - исследовательскую деятельность дошкольников" Педагогический проект.

Педагогический проект направленный на формирование экологической культуры детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Воспитание экологической культуры, бережного отношения к природе у старших дошкольников.

Рекомендации для родителей по воспитанию бережного отношения к природе у детей....

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».

Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...