статья "Опытно - экспериментальная деятельность по экологии в ДОУ"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

О воспитательном воздействии природы на духовный мир ребенка, действенном общении ребенка с природой. В ходе экологических исследований дети должны усвоить, что растения, животные и окружающая их среда составляют единое целое. Нарушение целостности одних неизбежно приводит к необратимым последствиям для других. Дети, проводя опыты, познают окружающую действительность, учаться мыслить логически, беречь природу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МКДОУ д/с №8  вида г. Россоши  Россошанского  муниципального района Воронежской области

Воспитатель  1 кк.  Богунова Т. Н.

Статья

«Опытно – экспериментальная деятельность по экологии в ДОУ»

Термин «экология» образован от двух греческих слов «йокос» - , жилище, родина, и «логос» - наука, означающих дословно «наука о местообитании». Экология – это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов (включая человека) между собой и с окружающей средой. Доказано, что использование человеком природных богатств при полном незнании законов природы, часто приводит к тяжелым, непоправимым последствиям. В биосфере протекают очень сложные процессы. Все живые организмы (включая человека) тесно взаимосвязаны между собой и со своим окружением, состоящим из элементов неживой природы. Это вода, воздух, почва, свет, температура. Человек, наблюдая природу и присущую ей гармонию, невольно стремился внести эту гармонию в свою жизнь, не заботясь о последствиях такого необдуманного вторжения. Последствия нарушения человеком взаимосвязей в мире природы стали очевидны лишь сравнительно недавно, после того как сделались очень заметными последствия неразумной хозяйственной деятельности, приводящие к нарушению природной среды. И международный опыт, и опыт нашей страны дают немало печальных примеров. Одним из них является судьба Аральского моря, погибшего по вине людей, слишком поздно осознавших угрозу, которая подстерегала их самих, вследствие неразумного использования богатств рек Сырдарьи и Амударьи. Все знают о серьезной опасности, которая нависла над обитателями и качеством таких водоемов, как Байкал, Ладожское озеро, Волга. Ученые констатируют, что угрозе загрязнения подвергается большинство водоемов страны. Загрязнена атмосфера и нарушены условия жизни в большинстве крупных городов и вокруг них. Огромные территории стали опасны для проживания людей в результате Чернобыльской катастрофы. Из – за экологической безграмотности или в погоне за сиюминутной выгодой многие не хотят задумываться о будущем,

главное для них – получить побольше сегодня. Нити, связывающие Человека и Землю, рвутся одна за другой, остаются самые грубые – потребительские. Вспоминаются пронзительные строки Р. Гамзатова:

«В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы как люди плачут

И росу роняют на песок».

Не хочется быть пессимистом, но страшно даже подумать, что наши дети застанут лишь вырубленные леса, обмелевшие реки, загубленные озера.

Потомственный ученый – зоолог, детский писатель и великий знаток русской природы В. В. Бианки восклицал: «Рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях этой жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно ».

Ученые и практики убеждены: мы много говорим о роли природы в воспитании человека, но мало делаем. Маленькие дети любознательны. Наш долг – не только отвечать детям на их многочисленные вопросы, но и активно пробуждать их пытливость. Природа – это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и, прежде всего ребенка – дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт убедительно свидетельствует: детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.

  Известно, что ознакомление с природой дает наиболее оптимальные результаты при условии, если оно будет носить действенный характер. Нужно дать детям возможность «общаться», действовать с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям более полную информацию об изучаемых явлениях или объектах, повысить наглядность или доступность материала, сделать процесс обучения  более эффективным и, наконец, наиболее полно удовлетворить естественную любознательность дошкольников. В условиях детского сада может быть использован только ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ. Его элементарность заключается, во – первых, в характере решаемых задач: ОНИ НЕИЗВЕСТНЫ ТОЛЬКО ДЕТЯМ. Во – вторых, в процессе этих опытов НЕ ПРОИСХОДИТ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В третьих, в такой работе используется обычное БЫТОВОЕ и ИГРОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ.

Опыт используется как способ решения познавательных задач. Поскольку опыт – это наблюдение в специально созданных условиях, то при проведении опытов я придерживаюсь следующих требований:

  1. В ходе проведения опытов я стремлюсь просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу (что хотим узнать), например, имеет воздух вес или нет.
  2. Чтобы заметить происходящие изменения, беру два объекта: один  - опытный, другой – контрольный. Например, один ящик с рассадой стоит на свету, а другой в темноте.
  3. Осуществляю постоянное руководство опытом: продумываю вопросы, обращаю внимание на существенное, учу рассуждать, сравнивать факты.
  4. Один и тот же опыт стараюсь проводить дважды, чтобы дети все осознали до конца и убедились в правильности выводов, а также, чтобы в повторном опыте могли поучаствовать дети, которые в первый раз не проявили к нему интереса.
  5. При организации и проведении опытов делаю все возможное, чтобы не принести вреда живым объектам.

В ходе экологических исследований дети должны усвоить, что растения, животные и окружающая их среда составляют единое целое. Изменение внешней среды, которая предоставляет растениям свет, тепло, влагу, питательные вещества, кислород, животным – пищу, материал для строительства гнезд, убежищ, неизбежно приводят к изменениям в мире животных и растений. Опыт может быть кратковременным или длительным.

Длительные опыты я использовала при установлении причин природных явлений, связей, отношений процессов роста и развития, например, условия прорастания семян, роль света, воды, подкормки для роста растений. В этих случаях длительные наблюдения я разбивала на ряд кратковременных и последовательно проводила их. Например, чтобы установить значение света для растений, посадил с детьми две одинаковые луковицы в одинаковые баночки. Одну баночку поставили в шкаф, другую – на подоконник. Повторное наблюдение провели, когда у луковицы на окне чуть «проклюнулась» зелень. Еще одно наблюдение провели с детьми, когда зелень подросла и на подоконнике, и в шкафу. Дети убедились, что зелень у луковицы, растущей на подоконнике, намного зеленее (в шкафу совсем бледная), и быстрее растет. В процессе длительного опыта напомнила детям познавательную задачу «Зачем мы эту луковицу поставили в шкаф? Что мы хотим узнать?»

Для реализации исследовательской деятельности в средней группе по теме «Зеленый огород. Волшебная фасолинка», были созданы условия по организации опытно – экспериментальной деятельности детей: наличие детской исследовательской лаборатории со всем необходимым материалом для экспериментирования.

 На первом этапе формулирую проблему предполагаемого исследования «можно ли вырастить фасоль, не посадив семя?» На данном этапе проводим беседу. «Проспали фасолинки – сестрички всю зиму завернутыми в холщовую тряпочку. А сегодня чьи – то теплые руки достали тряпочку из коробочки, часть семян «разбудили» - поместили во влажную ткань и 2 -3 дня поддерживали во влажном состоянии, а часть оставили сухими и потом отнесли на участок в  подготовленные детками влажные луночки».

 На втором этапе организуем непосредственно индивидуальную деятельность детей. «Фасолинки с радостным криком прыгнули в мягкие и влажные лунки». Высаживаем сухие и пророщенные фасолинки в подготовленные влажные луночки, присыпаем землей и еще раз поливаем. И наблюдаем, как через несколько дней из земли появляются нежные зеленые всходы пророщенных фасолинок. Всходы сухих фасолинок появляются позже. Дети с удовольствием наблюдают за развитием зеленых ростков. «Опыт – вот учитель жизни вечной».

Последний этап исследовательской работы предполагает обобщение полученного результата, демонстрация умения детей осуществлять работу, умение поэтапно рассказать родителям о проделанной работе и повторить при желании дома.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел». К. Е. Тимирязев

Воспитывая ребенка, нельзя ограничиваться его традиционным интересом к диким и домашним животным, к растениям и т. п., необходимо заботиться об интересе к физическим явлениям. В повседневной жизни дети неизбежно сталкиваются с новыми, неизвестными им предметами и явлениями живой и неживой природы, у ребенка возникает желание узнать что – то новое, понять непонятное.

Начиная со второй младшей группы, я знакомила детей со свойствами воды, песка, глины, камней, воздуха, света.

В старших группах со свойствами магнитов и магнетизмом, звуком, электричеством.

В результате проделанной работы дети стали более любознательны, инициативны, научились логически мыслить, более точно выражать свои мысли. У детей сформировалась способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Деятельность по детскому экспериментированию закладывает в детях качества успешных исследователей.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в старшей группе «Путешествие Маши и Медведя»

Цель: - Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Волшебная вода»...

Конспект опытно - экспериментальной деятельности по экологии в средней группе "Путешествие Лунтика и Кузи"

Конспект опытно-экспериментальной деятельности по экологии в средней группе «Путешествие Лунтика и Кузи»Цель:- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие позн...

Опытно-экспериментальная деятельность по экологии «Путешествие Маши и медведя» в средней группе

Опытно-экспериментальная деятельность по экологии «Путешествие Маши и медведя» в средней группе ...

Непрерывная образовательная деятельность (НОД) Опытно-экспериментальная деятельность по экологии в 1 младшей группе «Солнышко» Тема : чудо-вода (экспериментирование с водой)

Цель : познакомить детей со свойствами воды, ее значениемЗадачи :1.     Дать детям понятие о свойстве воды (познавательное развитие)2.     Развивать любознатель...