Мониторинг для выявления сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по методике Серебряковой Т.А.
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Приложение к методической разработке по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг для выявления сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по методике Серебряковой Т.А.

Приложение к методической разработке по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

        Для выявления знаний о мире природы:

1.Игра: «Назови, что это?»

Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.

Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).

Игровая задача: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы.

Оценка результатов:

•        2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно называет наибольшее количество из числа предложенных представителей растительного мира, точно определяет их групп, определяет отличительные особенности данной группы.

•        1 балл – средний уровень – ребёнок самостоятельно называет представителей растительного мира; их принадлежность к определённой группе и отличительные особенности группы находит с помощью взрослого.

•        0 баллов - низкий уровень – ребёнок затрудняется в определении принадлежности растений к определённой группе и нахождении отличительных особенностей данной группы (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.

2. Игра: «Кого встретил Стёпка»

Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.

Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь.

Игровая задача: дом, в котором живёт щенок Стёпка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрёл в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.

Вопросы детям        

Каких животных встретил в лесу щенок?        

Почему их называют дикими?        

Какие животные живут со Стёпкой?        

Почему их называют домашними?        

Оценка результатов:

•        2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно определяет и называет домашних и диких животных; конкретно и плотно отвечает на вопросы.

•        1 балл – средний уровень – ребёнок показывает карточку с изображением животного, называет его; но допускает неточности в определении признаков группы.

•        0 баллов - низкий уровень – по предложению взрослого ребёнок показывает карточки, но называет лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков групп (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).

        Для определения уровня сформированности умений и навыков детей по уходу за объектами природы были предложены следующие игры:

  1. «Определи, к какому растению подходит эта модель»

Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.

Материал: модели ухода за растениями, растения, инвентарь.

Задача: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, провести уход.

Оценка результатов:

•        2 балла - высокий уровень - ребёнок самостоятельно устанавливает зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения; точно и последовательно выполняет трудовые операции; проявляет устойчивый интерес к деятельности.

•        1 балл – средний уровень – ребёнок при помощи взрослого устанавливает зависимость способа ухода за комнатным растением от его внешнего вида, строения; под руководством взрослого выполняет трудовые операции; интерес к деятельности неустойчив.

•        0 баллов – низкий уровень – ребёнок затрудняется в установлении зависимости способа ухода за растением от внешнего вида и строения; не проявляет желания в трудовой деятельности по уходу за растениями.

  1. «Помоги медвежонку»

Цель: выявить умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы (рыбкой, птичкой).

        Материал: инвентарь, корм, аквариум с рыбкой, клетка с птичкой.

Ход: предложить детям осуществить уход за объектами уголка природы (рыбками, птицами)

Оценка результатов:

•        2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу полностью, самостоятельно и точно выполняет трудовые операции; проявляет положительные эмоции в процессе трудовой деятельности.

•        1 балл - средний уровень - ребёнок принимает задачу, частично неточно выполняет трудовые операции, прибегает к помощи взрослого; интерес к деятельности не устойчив.

•        0 баллов - низкий уровень – не проявляет желания учавствовать в трудовой деятельности.

  1. Собери семена «для птичьей столовой»

Цель: выявить уровень сформированности умений и навыков по сбору семян.

Материал: коробочки, пакетики для семян, бирки, ножницы.

Задача: собрать семена для кормления птиц на участке зимой.

Оценка результатов:

•        2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её решение самостоятельно, выбирает способы действия; проявляет заинтересованность в деятельности;

•        1 балл - средний уровень – ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её выполнение с помощью взрослого; интерес к деятельности неустойчив;

•        0 баллов – низкий уровень – ребёнок не принимает задачу взрослого.

Для выявления характера отношения детей к миру природы были предложены следующие игровые ситуации:

Ситуация 1

        Для рассмотрения этой ситуации предлагался дидактический материал:

карточки: - котёнок (сытый, довольный, толстый);

        - котёнок (худой, взъерошенный, грустный);

                   - силуэт ребёнка без лица (дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление).

Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: какое настроение у тебя будет при встрече с котёнком? Почему? Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котёнка, но только одного. Какого из них бы ты выбрал? Почему?

Ситуация 2

Материал: картинки – лесная поляна, на ней много больших красивых мухоморов, ребёнок с пустой корзинкой.

Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть картинку выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.

 «Однажды Петя отправился в лес. Он шёл по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это - мухомор...»

Вопрос: Как ты думаешь, что произошло дальше?

Ситуация 3

 Материал: картинка – красивый цветущий луг с бабочками, карточки

1)        ребёнок с лупой;

2)        ребёнок с сачком;

3)        ребёнок с коробкой;

4)        ребёнок с кисточкой и красками

Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: с кем тебе будет интересно гулять по лугу? Почему? Чем вы будете заниматься? (Мальчик предлагает карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)

Оценка результатов:

Высокий уровень – ребёнок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуаций, аргументирует свои решения и выводы.

Средний уровень – ребёнок заинтересован заданием, но интерес не устойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке, не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.

Низкий уровень – ребёнок либо индифферентен, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.

Приложение 5

Консультация для родителей на тему:

«Формирование экологической культуры у детей

старшего дошкольного возраста»

        Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.

        Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.

        Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.

        «Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.Камшилов.

        Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.

        Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.

        В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:

        воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;

        формирование знаний о природе;

        развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.

Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.

Работа ведется по двум направлениям:

•        формирование начал экологической культуры у детей;

•        развитие начал экологической культуры у взрослых.

        В своей работе мы используем следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:

– самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;

– постановка опытов и экспериментов;

– стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.

– наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.

– наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.

– совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.

– чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.

        Еженедельное проведение занятий в детском саду по экологии, использование игровых обучающих ситуаций, бесед, развивающих игр – развивают положительное эмоциональное отношение к природе.

Всё хорошее в людях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем?

Удивиться, узнать, полюбить?

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши!

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Тимофей Карпухин

Приложение 6

Анкета для родителей по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников в семье»

1. Что такое экология?.……………………………………………………………..

2. Есть ли у Вас дома комнатные растения и домашние животные, какие? ……………………………………………………………………………………….

3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?..........................................................

4. Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи о природе?

………………………………………………………………………………

5. Часто ли Вы бываете в лесу с ребёнком? Любит ли Ваш ребёнок бывать в лесу?...........................................................................................................................

6. Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным, растениям? ………………………………………………………………………….

7. Как Вы думаете, получает Ваш ребёнок знания о природе в детском саду?...........................................................................................................................

Благодарим за участие в анкетировании

Приложение 7

Консультация для педагогов на тему:

"Экологическое пространство

в дошкольном образовательном учреждении"

        В современном мире проблемы экологической среды экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

        Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

        Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребёнка в целом.

        Центры активности – это игровая развивающая среда, где материалы, оборудование и игрушки подобраны по определенной тематике и способствуют разностороннему развитию ребёнка. Обучение происходит в игровой форме, а работа в малых группах дает детям возможность естественного общения, опыта самостоятельного принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Под наблюдением педагогов дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно делать, и какие им для этого нужны материалы.

        Для наиболее реализации образовательной программы дошкольного образования по экологическому воспитанию дошкольников предлагают следующие центры активности:

        Центр науки, природы и естествознания Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования.

        Активные исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:

-  наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.); o ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как быстрее растопить лед?);

- сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет?);

- классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов);

- регистрировать данные (работа с картографами, таблицами).

        Кроме того, дети получают новые знания о разнообразных представителях растительного и животного мира, природных закономерностях, причинах тех или иных явлений, знакомятся с особенностями объектов неживой природы (камни, почва, вода и пр.).

        Центр песка и воды.

        Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком (зерном) и водой. Кроме приятных ощущений, эти игры способствуют развитию ребенка во всех аспектах.

- Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость количества от формы, порядковый счет и др.

-  Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ.

- Физическое развитие: использование координации глаз - рука, освоение тонкой моторики.

- Социальное развитие: умение договариваться, делиться, совместно планировать и играть.

- Эмоциональное развитие: коррекция эмоций, снятие напряжения, приятные тактильные ощущения.

        У каждой группы детского сада есть либо свой уголок природы, либо центр активности – назвать можно как угодно, но подбор и размещение объектов важно производить в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13):

        растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны;

        не допускается иметь в центре активности ядовитые и колючие растения;

        подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей;

        обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями;

        на цветах желательно иметь таблички с названием;

        п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения;

        п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.

        Всех обитателей центра активности или уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

        Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

- В 1 младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями. Рекомендуют такие растения с крупными листьями и ярко цветущие. Из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает. Дети должны знать название 2-3 комнатных растений.

- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.

- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.

 - В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а также цветы с разными условиями произрастания.  Дети должны знать названия 6-7 растений. Знакомим, что в зимнее время полив проводим реже, весной размножение растения (листом).

        Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.

        Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.

        Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.

        Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум».

        В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.

- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.

- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.

- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:

- натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

- наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

- альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.

- рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

 Материал для труда.

- оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

- Дидактические игры природного содержания.

        Наполнение центра активности необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Он необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.

        Таким образом, центр активности «Центр науки, природы и естествознания» в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Сухомлинский В. А. писал: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»

Приложение 8

Экологический тренинг для педагогов.

G:\P2100039.JPG

        Экологический тренинг для педагогов состоит из 5 частей. Каждый этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.

1. Разминка.

Вопросы раздаются каждому участнику.

•        Что означает термин «экология»?

•        Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, округе, родном городе?

•        В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?

•        Влияние экологии на здоровье детей?

•        В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?

•        Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?

•        В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?

•        Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?

•        Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?

•        Назвать пословицы, поговорки о природе?

•        Вспомнить народные приметы?

•        Прочитать наизусть стихи о природе?

•        Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.

2. Решение педагогических ситуаций.

        «На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»

Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?»

        «Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.

– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.

– Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?

        «Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей, детей, или остановитесь и поговорите с матерями, с детьми?»

3. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».

•        Зачем белке длинный и пушистый хвост?

•        Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

•        Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?

•        Почему в зимний день на окнах появляются узоры?

•        Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?

•        Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?

•        Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?

•        Почему опадают листья?

•        Дым столбом, какую погоду предвещает?

•        Лягушки расквакались к чему?

4. Проверка домашних заданий.

        Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли, медведь остаться медведем?» /Дошкольное воспитание. 1986 г. N7/, ответить на вопрос: какая экологическая проблема поставлена в этой сказке?

5. Банк идей.

Предлагаем всем участникам пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: «Какие методы и приёмы Вы применяете в своей работе для повышения экологической культуры воспитанников?»

Итоги тренинга.

Спасибо за просмотр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная  проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...

Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...

"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"

Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....

МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»

Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой.  Для привлечения внимания и развития и...

План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...

Экологические акции как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

*Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе  с помощью экологических акций.     Задачи:Øспособствовать формированию основ экологического сознания у детей старшего ...