Мониторинг для выявления сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по методике Серебряковой Т.А.
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Приложение к методической разработке по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мониторинг для выявления сформированности экологической культуры детей старшего дошкольного возраста по методике Серебряковой Т.А.
Приложение к методической разработке по теме: Методика формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Для выявления знаний о мире природы:
1.Игра: «Назови, что это?»
Цель: выявить уровень знаний о представителях основных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения, комнатные растения) по отличительным особенностям внешнего вида.
Материал: карточки с изображением деревьев (липа, берёза, ель); кустарников (сирень обыкновенная, шиповник); травянистых растений (одуванчик, бархатцы, анютины глазки); комнатных растений (фикус, аспидистра).
Игровая задача: возьми карточку, назови растение, определи, к какой группе относится, назови отличительные признаки данной группы.
Оценка результатов:
• 2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно называет наибольшее количество из числа предложенных представителей растительного мира, точно определяет их групп, определяет отличительные особенности данной группы.
• 1 балл – средний уровень – ребёнок самостоятельно называет представителей растительного мира; их принадлежность к определённой группе и отличительные особенности группы находит с помощью взрослого.
• 0 баллов - низкий уровень – ребёнок затрудняется в определении принадлежности растений к определённой группе и нахождении отличительных особенностей данной группы (ему не помогают советы взрослого) либо индифферентен к заданию.
2. Игра: «Кого встретил Стёпка»
Цель: выявить уровень сформированности знаний у детей о домашних и диких животных: зайце, волке, медведе, белке, лисе; кошке, собаке, корове, козе, лошади.
Материал: карточки с изображением диких животных: заяц, волк, медведь, белка, лиса; домашних животных: кошка, собака, корова, коза, лошадь.
Игровая задача: дом, в котором живёт щенок Стёпка, находится рядом с лесом, однажды щенок забрёл в лес (а он был очень любопытен) и заблудился; там ему встретились животные, которых он раньше не видел.
Вопросы детям
Каких животных встретил в лесу щенок?
Почему их называют дикими?
Какие животные живут со Стёпкой?
Почему их называют домашними?
Оценка результатов:
• 2 балла – высокий уровень – ребёнок самостоятельно определяет и называет домашних и диких животных; конкретно и плотно отвечает на вопросы.
• 1 балл – средний уровень – ребёнок показывает карточку с изображением животного, называет его; но допускает неточности в определении признаков группы.
• 0 баллов - низкий уровень – по предложению взрослого ребёнок показывает карточки, но называет лишь некоторых животных; испытывает затруднения в определении признаков групп (в лучшем случае односложно отвечает на вопросы воспитателя).
Для определения уровня сформированности умений и навыков детей по уходу за объектами природы были предложены следующие игры:
- «Определи, к какому растению подходит эта модель»
Цель: выявить степень сформированности умений и навыков по способам ухода за комнатными растениями, умение устанавливать зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения.
Материал: модели ухода за растениями, растения, инвентарь.
Задача: на карточках нарисованы схемы способов ухода за комнатными растениями; детям предлагается выбрать то комнатное растение, которое по способу ухода соответствует его карточке, провести уход.
Оценка результатов:
• 2 балла - высокий уровень - ребёнок самостоятельно устанавливает зависимость способа ухода за растениями от его внешнего вида, строения; точно и последовательно выполняет трудовые операции; проявляет устойчивый интерес к деятельности.
• 1 балл – средний уровень – ребёнок при помощи взрослого устанавливает зависимость способа ухода за комнатным растением от его внешнего вида, строения; под руководством взрослого выполняет трудовые операции; интерес к деятельности неустойчив.
• 0 баллов – низкий уровень – ребёнок затрудняется в установлении зависимости способа ухода за растением от внешнего вида и строения; не проявляет желания в трудовой деятельности по уходу за растениями.
- «Помоги медвежонку»
Цель: выявить умения и навыки по уходу за обитателями уголка природы (рыбкой, птичкой).
Материал: инвентарь, корм, аквариум с рыбкой, клетка с птичкой.
Ход: предложить детям осуществить уход за объектами уголка природы (рыбками, птицами)
Оценка результатов:
• 2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу полностью, самостоятельно и точно выполняет трудовые операции; проявляет положительные эмоции в процессе трудовой деятельности.
• 1 балл - средний уровень - ребёнок принимает задачу, частично неточно выполняет трудовые операции, прибегает к помощи взрослого; интерес к деятельности не устойчив.
• 0 баллов - низкий уровень – не проявляет желания учавствовать в трудовой деятельности.
- Собери семена «для птичьей столовой»
Цель: выявить уровень сформированности умений и навыков по сбору семян.
Материал: коробочки, пакетики для семян, бирки, ножницы.
Задача: собрать семена для кормления птиц на участке зимой.
Оценка результатов:
• 2 балла - высокий уровень - ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её решение самостоятельно, выбирает способы действия; проявляет заинтересованность в деятельности;
• 1 балл - средний уровень – ребёнок принимает задачу, поставленную взрослым, планирует её выполнение с помощью взрослого; интерес к деятельности неустойчив;
• 0 баллов – низкий уровень – ребёнок не принимает задачу взрослого.
Для выявления характера отношения детей к миру природы были предложены следующие игровые ситуации:
Ситуация 1
Для рассмотрения этой ситуации предлагался дидактический материал:
карточки: - котёнок (сытый, довольный, толстый);
- котёнок (худой, взъерошенный, грустный);
- силуэт ребёнка без лица (дополнительно к ним прилагаются модели эмоций: радость, грусть, гнев, спокойствие, удивление).
Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: какое настроение у тебя будет при встрече с котёнком? Почему? Реши, как быть: мама разрешила тебе взять домой котёнка, но только одного. Какого из них бы ты выбрал? Почему?
Ситуация 2
Материал: картинки – лесная поляна, на ней много больших красивых мухоморов, ребёнок с пустой корзинкой.
Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть картинку выслушать начало рассказа по этой картинке и придумать его окончание.
«Однажды Петя отправился в лес. Он шёл по лесу долго и искал грибы. Вот показалась поляна, а на ней много грибов. Петя сначала обрадовался, увидев грибы, но присмотрелся, и оказалось, что это - мухомор...»
Вопрос: Как ты думаешь, что произошло дальше?
Ситуация 3
Материал: картинка – красивый цветущий луг с бабочками, карточки
1) ребёнок с лупой;
2) ребёнок с сачком;
3) ребёнок с коробкой;
4) ребёнок с кисточкой и красками
Игровая задача: детям предлагалось рассмотреть карточки и ответить на вопросы: с кем тебе будет интересно гулять по лугу? Почему? Чем вы будете заниматься? (Мальчик предлагает карточки с изображением мальчика. Девочкам предлагаются карточки с изображением девочки.)
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок проявляет устойчивый интерес к заданию, внимательно рассматривает предложенную ситуацию, выделяет основные связи и закономерности, активно выражает свои эмоции в речи, мимике, жестах. Проявляет сочувствие и сопереживание объектам природы, предлагает позитивные решения ситуаций, аргументирует свои решения и выводы.
Средний уровень – ребёнок заинтересован заданием, но интерес не устойчив; не всегда адекватно оценивает ситуацию на картинке, не всегда замечает основные связи и зависимости, отмечает второстепенные детали; делает выводы по наводящим вопросам взрослого.
Низкий уровень – ребёнок либо индифферентен, либо проявляет негативные эмоции и отношение к объектам природы.
Приложение 5
Консультация для родителей на тему:
«Формирование экологической культуры у детей
старшего дошкольного возраста»
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, порхающие над ними, жуки, птицы, звери, а также падающие хлопья снега, ручейки и лужицы.
Бесконечный и разнообразный мир природы пробуждает в детях живой интерес к окружающему, любознательность, побуждает их к игре, художественно – речевой деятельности. Впечатления, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь, и часто влияют на отношение человека ко всему живому.
Наблюдая за маленьким жучком, ползущим по веточке дерева или травинке, за каплями дождя, стучащими по окну, можно научить ребенка замечать явления живой и неживой природы, устанавливать простейшие связи между ними. У детей формируются конкретные представления о жизни растений и животных, о необходимости создания благоприятных условий для их роста и развития, воспитывается интерес к природе и способность любоваться ею в разное время года, в любую погоду.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.Камшилов.
Восприятие природы помогает развивать нравственные качества ребенка – жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение к животным и растениям.
Малыш, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять птичьи гнезда и муравейники, обижать животных.
В соответствии с этим основными задачами экологического образования являются:
воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятие ее красоты и многообразия;
формирование знаний о природе;
развитие сопереживания к бедам природы, потребности бороться за ее сохранение.
Процесс развития экологической культуры не прост и длителен. Именно поэтому экологическое образование начинается с раннего детства.
Работа ведется по двум направлениям:
• формирование начал экологической культуры у детей;
• развитие начал экологической культуры у взрослых.
В своей работе мы используем следующие формы поведения ребенка, которые могут служить критерием уровня его «экологического воспитания»:
– самостоятельные наблюдения, рассматривание картин, иллюстраций;
– постановка опытов и экспериментов;
– стремление рассказать о впечатлениях, обсудить их, передать в игре, изодеятельности, в труде по уходу за животными и растениями.
– наблюдения детей за объектами природы, с которыми они находятся в постоянном контакте, позволяют формировать конкретные представления детей о них.
– наблюдения за сезонными явлениями в природе приучают дошколят самим замечать их.
– совместная деятельность детей и педагога помогает формированию трудовых навыков.
– чтение художественной литературы, иллюстрации, репродукции картин известных художников вызывают устойчивый интерес к природе.
Еженедельное проведение занятий в детском саду по экологии, использование игровых обучающих ситуаций, бесед, развивающих игр – развивают положительное эмоциональное отношение к природе.
Всё хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем?
Удивиться, узнать, полюбить?
Я хочу, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Тимофей Карпухин
Приложение 6
Анкета для родителей по теме:
«Экологическое воспитание дошкольников в семье»
1. Что такое экология?.……………………………………………………………..
2. Есть ли у Вас дома комнатные растения и домашние животные, какие? ……………………………………………………………………………………….
3. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?..........................................................
4. Смотрит ли Ваш ребёнок телепередачи о природе?
………………………………………………………………………………
5. Часто ли Вы бываете в лесу с ребёнком? Любит ли Ваш ребёнок бывать в лесу?...........................................................................................................................
6. Проявляет ли Ваш ребёнок заботливое отношение к животным, растениям? ………………………………………………………………………….
7. Как Вы думаете, получает Ваш ребёнок знания о природе в детском саду?...........................................................................................................................
Благодарим за участие в анкетировании
Приложение 7
Консультация для педагогов на тему:
"Экологическое пространство
в дошкольном образовательном учреждении"
В современном мире проблемы экологической среды экологические проблемы приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметной среды, которая должна способствовать развитию ребёнка в целом.
Центры активности – это игровая развивающая среда, где материалы, оборудование и игрушки подобраны по определенной тематике и способствуют разностороннему развитию ребёнка. Обучение происходит в игровой форме, а работа в малых группах дает детям возможность естественного общения, опыта самостоятельного принятия решений и выражения своих мыслей и чувств. Под наблюдением педагогов дети сами решают, в каком центре они будут играть, что конкретно делать, и какие им для этого нужны материалы.
Для наиболее реализации образовательной программы дошкольного образования по экологическому воспитанию дошкольников предлагают следующие центры активности:
Центр науки, природы и естествознания Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире с помощью наблюдения и экспериментирования.
Активные исследования, элементарные опыты приводят к развитию устойчивых умений:
- наблюдать (температура, ветер, тучи, свойства, запахи и др.); o ставить вопросы (Что утонет? Что будет плавать? Как быстрее растопить лед?);
- сравнивать (Какие семена быстрее взойдут? Какие материалы намагничиваются, а какие нет?);
- классифицировать (составление гербария по видам листьев или цветов);
- регистрировать данные (работа с картографами, таблицами).
Кроме того, дети получают новые знания о разнообразных представителях растительного и животного мира, природных закономерностях, причинах тех или иных явлений, знакомятся с особенностями объектов неживой природы (камни, почва, вода и пр.).
Центр песка и воды.
Большинство детей получают огромное удовольствие от игр с песком (зерном) и водой. Кроме приятных ощущений, эти игры способствуют развитию ребенка во всех аспектах.
- Математическое развитие: отработка понятия количества, сохранение количества, мерка, независимость количества от формы, порядковый счет и др.
- Развитие естественнонаучных представлений: экспериментирование и наблюдение, изменение состояния веществ.
- Физическое развитие: использование координации глаз - рука, освоение тонкой моторики.
- Социальное развитие: умение договариваться, делиться, совместно планировать и играть.
- Эмоциональное развитие: коррекция эмоций, снятие напряжения, приятные тактильные ощущения.
У каждой группы детского сада есть либо свой уголок природы, либо центр активности – назвать можно как угодно, но подбор и размещение объектов важно производить в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13):
растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны;
не допускается иметь в центре активности ядовитые и колючие растения;
подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей;
обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями;
на цветах желательно иметь таблички с названием;
п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения;
п. 7.5. не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Всех обитателей центра активности или уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.
Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.
- В 1 младшей группе педагог привлекает внимание детей и показывает, как ухаживать за растениями. Рекомендуют такие растения с крупными листьями и ярко цветущие. Из комнатных растений рекомендуют 4-5 видов неприхотливых растений, которые красиво и долго цветут, с ярко выраженными стеблем, листьями и цветами. Педагог знакомит с комнатными растениями, привлекает к уходу и показывает. Дети должны знать название 2-3 комнатных растений.
- В средней группе число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов. Это будут растения с разной формой и величиной листьев. Педагог показывает, как следует поливать растения, у разных растений неодинаковая потребность в воде. Дети должны знать названия 4-5 растений.
- В старшей группе в уголок природы помещают 6-7 видов растений по 2-3 экземпляра с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы.
- В подготовительной группе в уголок природы размещают 6-7 видов растений, которые размножаются различными способами: луковицами, живородящие, а также цветы с разными условиями произрастания. Дети должны знать названия 6-7 растений. Знакомим, что в зимнее время полив проводим реже, весной размножение растения (листом).
Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени.
Осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала.
Зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев.
Весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов. Можно сделать «сухой» аквариум».
В каждой группе детского сада рекомендуется иметь календарь погоды. Отмечая погоду в календаре, дети закрепляют знания, полученные в ходе наблюдений в природе.
- В младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону.
- В средней группе это может быть пособие, на котором нарисованы картинки с изображением состояний погоды с подвижной стрелкой посередине. После возвращения с прогулки и обсуждения погоды дети передвигают стрелку на нужную картинку. Также в уголок природы помещают детские рисунки на тему наблюдений.
- В старшей и подготовительной группах дети знакомятся с условными знаками для обозначения погоды. Ребята ежедневно отмечают погоду условными знаками. В конце месяца состояние погоды сравнивают, считают, сколько было ясных, пасмурных, дождливых и ветреных дней, и делают выводы о погоде.
Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь:
- натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.
- наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
- альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
- рисунки детей о природе и поделки из природного материала.
Материал для труда.
- оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.
- Дидактические игры природного содержания.
Наполнение центра активности необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Он необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, центр активности «Центр науки, природы и естествознания» в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении.
Сухомлинский В. А. писал: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал»
Приложение 8
Экологический тренинг для педагогов.
Экологический тренинг для педагогов состоит из 5 частей. Каждый этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.
1. Разминка.
Вопросы раздаются каждому участнику.
• Что означает термин «экология»?
• Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, округе, родном городе?
• В чем сущность экологического воспитания детей? Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
• Влияние экологии на здоровье детей?
• В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
• Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
• В какой совместной деятельности с детьми Вы можете практически способствовать охране природы?
• Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
• Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевающих природу в своих произведениях?
• Назвать пословицы, поговорки о природе?
• Вспомнить народные приметы?
• Прочитать наизусть стихи о природе?
• Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.
2. Решение педагогических ситуаций.
«На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!» Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот немного молчит и отвечает: «Просто так…»
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?»
«Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
– Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
– Это еще что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: «Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
«Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей, детей, или остановитесь и поговорите с матерями, с детьми?»
3. Фрагмент игры «Что? Где? Когда?».
• Зачем белке длинный и пушистый хвост?
• Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
• Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
• Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
• Отчего кошка часто умывается, а собака – нет?
• Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
• Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?
• Почему опадают листья?
• Дым столбом, какую погоду предвещает?
• Лягушки расквакались к чему?
4. Проверка домашних заданий.
Изучив сказку Миллера и Штайнера «Хочет ли, медведь остаться медведем?» /Дошкольное воспитание. 1986 г. N7/, ответить на вопрос: какая экологическая проблема поставлена в этой сказке?
5. Банк идей.
Предлагаем всем участникам пополнить «Банк идей», ответив на вопрос: «Какие методы и приёмы Вы применяете в своей работе для повышения экологической культуры воспитанников?»
Итоги тренинга.
Спасибо за просмотр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за природными объектами
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, котора...
Опыт работы по методической теме: "Знакомство с комнатными растениями как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
«ЗНАКОМСТВО С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Опыт работыВоспитателя МДОУ д/с №16г. СевероморскаАбрамовой Ольги Сергеевны...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/18/picture-268768-1374150067.jpg)
"Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста"
Презентация. Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через разные виды детской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/22/picture-423671-1395490809.jpg)
формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При озн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/12/picture-814808-1473680184.jpg)
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Методическая разработка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/11/picture-665636-1441968844.jpg)
МАСТЕР-КЛАСС «Формирование экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экологические сказки»
Для воспитания у дошкольников таких качеств как внимательность, бережливость, умение позаботиться о слабом, защитить его и нужно большее общение с природой. Для привлечения внимания и развития и...
План по самообразованию в старшей группе №14 на 2021 – 2022 учебный год Тема: «Формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
Актуальность:Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёно...