Конспект НОД "Орган слуха-ухо".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Cайдакова Миляуша Рашидовна

Материалы этого конспекта могут помочь в подготовке к НОДу по теме Органы слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл НОД Орган слуха445.55 КБ

Предварительный просмотр:

                             ЛГ МАДОУ ДСОВ №3 «Светлячок»

                                    Тема: « Орган слуха- ухо».

Возрастная группа:старшая группа (5-6лет).

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.                                                                          Интегрируемые области: социально-коммуникативное развитие; физическое развитие, речевое развитие.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: отгадывание загадки, , просмотр видео, ситуативный разговор, игры «Угадайте звуки», игра «Угадай, чей голос»,

Предварительная работа: введение термина «органы чувств», чтение

Я. Гальперштейн «Моя самая первая энциклопедия», «Тело человека», изготовление дидактической игры «Угадай на слух», проведение дидактических игр «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Таинственные флаконы».

Цель: создать условия для формирования представлений о значимости органа слуха для восприятия окружающего мира.

Задачи: познакомить детей с органом слуха -ухом, расширять представления детей  о строении уха, познакомить с основными правилами ухода за ними, развивать память, слуховое внимание, остроту слуха, формировать представления о здоровом образе жизни. Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;

Оборудование: мультимедийный проектор, предметные картинки, ширма, косынка для игр; схема уха, видео фрагмента фильма «Как устроено ухо», аудиозаписи со звуками: шум дождя, крики дельфинов, шум морского прибоя, пение птиц.

                                               Ход НОД:                                                                                                                     I. Вступительная часть.                                                                                         -Здравствуйте, ребята! Скажите, вы меня видите? А слышите вы меня? А почувствовать можете вы меня? Протяните мне, пожалуйста, ладони- а я вам протяну руку в ответ. Воспитатель слегка приударяет детей по ладошкам.                

Дети -Какой орган нам позволяет видеть?                                                                                      Дети: Наши глаза- орган зрения.                                                                                                             –На столе стоит чашка с чаем: как узнать горячий чай в чашке или остыл?                                                              

Дети: -Можно увидеть –если идет пар, то чай горячий, а можно потрогать руками чашку и почувствовать: горячо или холодно.                                                         –Верно, органом осязания-кожей мы чувствуем тепло, холод, твердый предмет или мягкий, сухой или влажный.

II. Основная часть.

Загадка. Отгадайте, о чем эта загадка?

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

Дети: -Это уши.                                                                                                    –Практическая работа.

В. Ребята, да, звуки мы различаем при помощи органа слуха-ушей. Давайте, мы с вами изучим наши уши, пощупайте, потрогайте пальцами и скажите, как устроены они. Если ваш сосед не против, посмотрите друг у друга. Где расположены уши?  

Дети ощупывают уши, рассматривают друг у друга.

Дети: Уши находятся на голове, с обеих сторон, справа и слева, другие ответы.                                                                

В. Наши уши расположены в боковой части головы, есть внешняя ушная раковина, потрогайте и вы ощутите мочку уха, далее –углубление-это слуховой проход, где внутри головы расположена внутренняя часть уха.

Демонстрация картинки с изображением схемы уха.

Посмотрите, пожалуйста, на картинку.

Человеческое ухо-это удивительный и сложный орган. Тут мы видим, как устроена и внутренняя часть уха, которая находиться внутри головы. Подумайте, как же мы можем слышать разные звуки?

А как мы слышим –сейчас увидим во фрагменте видеофильма.

Просмотр видео. Фрагмент фильма «Орган слуха-ухо».                     Орган слуха человека. Учебный фильм – YouTube  «Школфильм» 1972г. (00:07:16 чёрно-белый)

-Что вы ребята, узнали из этого фильма, как же мы слышим?                                            Дети делятся впечатлениями и рассуждениями о просмотре.

В.- Что находиться у человека устроено уха внутри? Как нужно относиться к такому сложному важному органу?

Дети: Внутри находиться барабанная перепонка. Внутри уха есть очень тонкая пленка, которую необходимо беречь. Орган слуха- очень хрупкий орган.                                                                                                                                       В.- Предлагаю посмотреть на картинки и выберите те, предметы, которые представляют опасность здоровью человека или необходимы для сохранения органа слуха.                                                                                                                 Выберите картинку и объясните, чем опасен данный предмет и почему.                    Дети подходят к магнитной доске и указывая на картинку поясняют и обосновывают свой выбор. Воспитатель задает при необходимости уточняющие, наводящие вопросы в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребенка. Например, указывая на булавку ребенок объясняет, что булавка острая, нельзя оставлять и накалывать ее на одежду, так как она может раскрыться и уколоть человека. Воспитатель, при отсутствии полных ответов, дополняет и обобщает выводы.

Нельзя, ковырять в ушах, перепонку восстановить невозможно, человек может остаться без слуха на всю жизнь.

C:\Users\Миля\Desktop\Safety_pin3.jpg

 

                                                                                                     

         

C:\Users\Миля\Downloads\b459fd87beef9775ef4617ce86d05fd6.jpg

C:\Users\Миля\Desktop\6jlc8cakey0484w4wc0k48kwo.jpgC:\Users\Миля\Downloads\21396015.jpg

Физминутка. Малоподвижная игра «Угадай,чей голос?»                                                                       Воспитатель предварительно рассказывает правила игры. Дети образуют круг, выбирают по считалке водящего,ему завязывают глаза платком. Дети под музыку двигаются по кругу, по окончании мелодии -останавливаются. По указанию воспитателя (любой ребенок стоящий в кругу) окликает по имени водящего .Ребенок с завязанными глазами по слуху пытается угадать зовящего по голосу. Если водящий узнает окликнувшего его ребенка- последний становится вместо водящего в круг, теперь он попытается узнать другого по голосу.                                                                                                                                    Вовремя игры мы с вами проверим у кого какой слух? Хорошо  ли вы знаете друг друга по голосам?                                                                                                                 В ходе игры воспитатель комментирует ход игры, поощеряет словесно угадавших, проиграв несколько раз- игра прекращается.                                                Практические задания «Угадай,что за звуки».                                                                       За ширмой у педагога находятся различные предметы. Бумага, ножницы, мешочки с песком, 2 стакана, тарелка с крупой, миска,точилка с карандашом.                         Перед заданием воспитатель предлагает угадать разные звуки.                                       За ширмой педагог воспроизводит различные действия, так ,чтобы дети не видели и не догадывались о совершаемых действиях.                                                          1-действие . Педагог рвет на части бумагу.                                                                              Дети поднимают руки и предлагают свои версии.                                                              2 -действие.Пересыпает крупу из тарелки в миску.                                                                  Дети отгадывают и предполагают свои догадки. Педагог  комментирует ответы.                                                                                                                                      3 -действие.Ребенок переливает из стакана в другой стакан воду.                                      Дети отвечают и объясняют предполагаемые действия.                                                  4 -действие.Педагог разрезает на части плотную бумагу.                                                  5 -действие.Приглашается за ширму ребенок.Он точит карандаш используя точилку. Дети угадывают совершаемые действия.                                                          6 -действие.Педагог бросает мешочки с песком. Дети отвечают, как они узнали,что за звуки услышали.                                                                                                В.-Ребята, какие звуки вы узнавали, что же помогло вам угадать не видя ?                    Дети делают предположения. Наш организм так устроен, что мозг запоминает звуки, которые мы уже слышали, в памяти это осталось. Это слуховая память, так мы,ребята, запоминаем и любимые песни, любимые мелодии. Узнаем голоса наших близких людей.                        

Упражнение «Угадай ,что за звук».                                                                                      Педагог воспроизводить на ноутбуке аудиозаписи.                                                                      1 запись.  Звуки природы. Шум дождя.

2 запись.    Звуки дельфинов.  

3 запись.     Пение птиц.    

4 запись.  Океанский прибой.              

В.-Мы сейчас прослушали разные звуки,как можно одним словом объединить все звуки ,где мы можем слышать их?                                                              Это звуки природы.                                                                                                         Выводы и рефлексия.                                                                                                       -Ребята, что вы сегодня узнали нового на занятии? Что вас удивило и больше всего запомнилось?                                                                                                               Берегите,свое здоровье. Вспомните, свое состояние, когда вы не здоровы, как это бывает,ребята?Поэтому, нужно призадуматься и сравнить, чувствовать себя здоровым,намного лучше и приятнее.                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект "Органы слуха"

Конспект непосредственно образовательной  деятельности по ознакомлению с окружающим  миром  в подготовительной группе на тему "Органы слуха"...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Музыкальные занятия - важное средство развития слуха и голоса у детей с нарушением слуха

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения детей с нарушением слуха и имеет коррекционно-компенсаторную направленность.     Коррекция нарушений осущест...

Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"

Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...

Проблема ранней коррекции слуха и речи детей с нарушением слуха

Материал предназначен для педагогов, работающих  с детьми с нарушением слуха...