Проект "Мы - гидрометеорологи"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проект "Мы - гидрометеорологи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_-_gidrometeorologi.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

по экологическому воспитанию

Тема проекта: «Мы гидрометеорологи»

Автор проекта:

Воспитатель высшей категории Шинкаренко Т.В.

Участники проекта:

Высоких Сергей, Черепанова Александра, Молоков Никита, Петелин Михаил, Пинчук Арина, Норкин Константин.

Вид проекта:

информационно – исследовательский.

База проекта:

МАУДО «Детский сад №5»

Срок реализации:

Долгосрочный (октябрь - декабрь)

Формы и методы реализации проекта:

Формы:

Образовательная деятельность, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы:

игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

        Пояснительная записка.

Каждый день обычный человек покидает свое жилище и выходит на улицу. И каждый раз перед этим он оценивает погодные условия. К сожалению, эти условия могут резко изменяться. Например, прекрасное солнечное утро может обернуться обеденным ливнем или вечерней грозой.

С самых давних времен люди пытались предсказать, какой будет погода. Наблюдая за поведением животных и изменениями окружающей среды, люди постепенно накапливали опыт и учились сопоставлять увиденное с погодными явлениями. Так с течением времени и накапливался опыт наблюдения за погодой.

Как известно, самые первые точные данные с прогнозом погоды появились в Древней Греции. Еще в IV веке до нашей эры был написан труд «Метеорология» в котором объяснялось образование ветра, облаков, дождя и града.

Метеорология стала неотъемлемой частью современной жизни человека. Без метеорологических данных не будет составлен прогноз погоды и мы не сможем предугадать, будет ли на улице дождь, снег, палящее солнце или облака.

Необходимые для прогнозов данные получают от метеорологических станций. Такие станции на земле располагают вдалеке от дорог и зданий. Полученные из разнообразных источников данные систематизируются, и каждому природному явлению присваивается определенный код. Все полученные многочисленные данные подвергаются компьютерной обработке и составляются погодные карты. Работа метеоролога заключается в наблюдении за атмосферными явлениями, сбором данных с метеорологических приборов, проведении первичного анализа на основе полученных данных. Метеорологи проводят свою всеобъемлющую работу на метеостанциях, которые могут находиться в пределах города или на очень большом удалении от него. Дальнейшей обработкой уже полученных от метеоролога данных, а также составлением прогнозов занимается синоптик.

Чтобы не быть застигнутыми врасплох капризами погоды, человек может пользоваться официальными прогнозами погоды. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Для расширения исследовательской экспериментальной деятельности детей в детском образовательном учреждении оборудована метеорологическая станция. С созданием метеостанции появилась возможность уйти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, сделать выводы, основанные на наблюдениях и экспериментах.

Актуальность проекта: почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален? Во-первых, знакомый дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию. Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике; В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать. 

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • познакомить с профессией метеоролога;
  • формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;
  • обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • дать знания о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  • формировать представления о четырех частях света;
  • познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
  • воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • воспитание навыков применения знаний на практике;
  • привлечение родителей к изготовлению метеоприборов  для наблюдения за погодой.

Предполагаемый результат:

- дети узнают

  • о значении погоды в жизни человека
  • о метеорологии, как науки;
  • о профессии метеоролога;
  • — о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра;
  • — о метеоприборах;

- дети смогут

  • — использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой;
  • — делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов

Формы работы по проекту:

  1. Беседы
  2. Наблюдения в природе
  3. Книга народных примет
  4. Опыты-эксперименты
  5. Чтение художественной литературы
  6. Дидактические игры
  7. Сюжетно-ролевые игры
  8. Слушанье музыки
  9. Работа с родителями

Блоки:

- слушанье музыки – звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру

- опыты-эксперименты –

  1. Опыт с воздухом – «Сколько весит воздух?»
  2. Опыт с водой – «Делаем дождь»

- сюжетно-ролевая игра «Диктор прогноза погоды»

- работа с родителями – домашние задания на выходные «Узнай погоду в Ялуторовске и составь рассказ о погоде в выходные».

Этапы работы

- подготовительный этап

- основной (практический)

- итоговый 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- беседы –

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

«Народные приметы»

Цель: знакомство с приметами предсказателями

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

«Что такое компас?»

Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом

«Откуда дует ветер?»

Цель: знакомство с флюгером

«Какие бывают термометры»

Цель: уточнять знания о термометре воздуха

«Чем измерить силу ветра?»

Цель: знакомство с анемометром, со способом определения силы ветра

«Для чего нужен барометр?»

Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним

«История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа на метеостанции (улица)

Цель:

- закрепление знаний о метеоприборах;

- выработать навыки использования приборов метеостанции (ежедневная работа на метеостанции);

- учить работать с пиктограммами, обозначающими состояние погоды (работа с листом наблюдений и показаний);

Ежедневно дети проводят наблюдения за погодой в определѐнной последовательности:

  • наблюдают за небом и облачностью
  • с помощью ветромера дают относительную оценку силы ветра
  • с помощью флюгера определяют стороны света и направление ветра
  • измеряют количество осадков с помощью дождемера или снегомера
  • определяют температуру воздуха с помощью термометра
  • с помощью барометра делают предполагаемый прогноз погоды на следующий день

Далее дети работают с листом наблюдений и показаний, куда заносят данные наблюдений и показаний метеоприборов

Работа с Картой погоды (группа)

- дети переносят данные с листа наблюдений и показаний на Карту погоды, выставляя карточки-обозначения, и анализируют показания двух дней наблюдений за погодой

Работа с Дневником наблюдений (группа)

- дети заносят данные в Дневник наблюдений за погодой

ИТОГОВЫЙ ЭТАП

  • Предполагаем сформировать базу для развития у детей словесно-логического мышления, в ходе их работы с метеостанцией
  •  подготовка отчета с презентацией.
  • НОД «У природы нет плохой погоды»

План работы с детьми

Месяц

Тема

Форма работы с детьми

Октябрь

«Что такое погода?»

Цель: знакомство с погодными явлениями

Просмотр презентации: «Погода». Формирование представление о погоде и ее признаках.

Заучивание пословицы, поговорок и загадок о природе.

Беседа: «Живая и не живая природа». Обобщить знания детей о живой и неживой природе, развивать познавательную активность. Воспитывать любовь к природе.

Чтение художественной литературы: 
А.. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» 

Опыты - эксперименты с водой, воздухом Обогащение и систематизирование знания детей о воде, воздухе и их свойствах через организацию совместной деятельности.

Предметно схематическое моделирование: "Приметы времён года" (зима, весна, лето, осень) Цель: Закрепить основные приметы времен года.

Октябрь

«Загадки планеты Земля»

Цель: формирование представления о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца

Беседы:  «Как изменилась одежда людей осенью». «Осенняя погода» 
Просмотр презентации: «Зависимость климата в разных точках Земли»;

НОД «Что такое компас?» Цель: формирование представлений о частях света, знакомство с компасом.

Наблюдение за облаками и тучами в пасмурные дни.

Чтение художественной литературы: 
Э. Шим «Отчего Осень грустна» 
А. Майков «Осень»

Опытно-экспериментальная деятельность: 
свойства песка и глины: песок впитывает воду, глина не впитывает.

Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года". П. Чайковский: "Осенняя песнь" из цикла "Времена года" (Октябрь); Разучивание, пение песен об осени. Цель: Создание положительного эмоционального настроения у детей, поддержание у детей интереса к музыкальным, художественным произведениям.

Ноябрь

«История зарождения метеорологии, как науки»

Цель: знакомство с метеорологией, профессией метеоролога

НОД «Интересная наука – метеорология» Формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.

П\игра «Солнышко и дождик». Цель: Совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.

Просмотр презентации «Приборы метеоролога»

Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»

Наблюдение за дождем.


Чтение художественной литературы: 
А. Плещеев «Скучная картина» 

Опытно-экспериментальная деятельность: сравнить как нагреваются предметы из дерева, металла, камни на солнце в разное время дня, сравнить, сделать выводы – металл нагревается сильнее, чем дерево и камни, утром нагреваются меньше, чем днём в ясную погоду и т.д. 

НОД рисование "Волшебное осеннее дерево" (интегрированное с использованием нетрадиционной техники - эстампа, коллективная работа) Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе; Закреплять умение рисовать крону дерева с помощью нетрадиционной техники. Расширять словарный запас детей.

Ноябрь

«Приборы-помощники».

Цель: знакомство с флюгером и различного вида термометрами.


Беседы: 
«Снег, иней, лёд.», «Откуда дует ветер?», «Какие бывают термометры» Цель: уточнять знания о термометре воздуха.

Чтение художественной литературы: 
Е. Явецкая «Зима-рукодельница» 
И Бунин «Первый снег» 
В Одоевский «Мороз Иванович» 

Работа с термометрами (измерение температуры воды, воздуха);

Наблюдение за снегом.

Рисование на тему: «Зимой в лесу».

Опытно-исследовательская деятельность: 
ходьба по ледяной и посыпанной песком дорожкам; 
изготовление цветных льдинок для украшения участка. 

Ноябрь

«Приборы –помощники»

Цель: знакомство с анемометром и барометром, со способом определения силы ветра.

Беседа: «Чем измерить силу ветра?», «Для чего нужен барометр?» Цель: знакомство с прибором барометром, работа с ним.

Работа с барометром;

Работа с флюгером и анемометром – определение наличия ветра, его направления и скорости.

Опыты- эксперименты со снегом: «Сколько весит снег?»

Рассказ «Спор облачка, дождика и грозы» Развивать любознательность. Обогащать активный словарь детей.

Чтение художественной литературы: 
А.С. Пушкин «Зимний вечер» 
И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная» 
В. Берестов «Гололедица»

Экспериментирование: «Круговорот воды в природе» Формировать представление детей об образовании облаков и круговороте воды в природе.

Настольная игра «Времена года»

Развивать мелкую моторику.

декабрь

«Народные приметы»

Цель: знакомство с приметами предсказателями.

Дидактическая игра «Прогноз погоды»

Прослушивание музыки : звуки дождя, звуки хруста снега, шум ветра, шуршанье листвы на ветру.

Знакомство с народными приметами. Наблюдение за погодой и приметами, сравнивать результаты.

Наблюдение за сосульками.

Чтение художественной литературы: 
С. Маршак «Февраль» 
Э. Шим «Сосулька» 
Ф. Тютчев» Зима недаром злится…» 

Дидактические игры: "Времена года", "Живая, неживая природа", "Сложи картинку". Цель: формировать представление детей о чередовании времён года и их некоторых характеристиках. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон-растительность-труд людей). Расширять кругозор.

Изодеятельность (рисование) «А за окном то дождь, то снег…»Учить изображать на листе бумаги погодные явления (выбор материала самостоятелен)

 Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

  • Педагоги – посвящение детей в юные метеорологи;
  • педагоги – изготовление оборудования для метеоплощадки;
  • музыкальный руководитель – исполнение песен о временах года и о погоде.

Участие родителей в организации проекта:

Создание родителями книги « Народные приметы о погоде»

Привлечение родителей к изготовлению метеорологических приборов.

Оценка результатов.

Наблюдения и исследовательская деятельность на метеостанции помогают детям получать естественнонаучные знания, проявлять любознательность, самостоятельно давать объяснения явлениям неживой природы. За время реализации проекта у детей значительно повышается уровень развития познавательной сферы, улучшаются практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.

В ходе наблюдений, экспериментов и экскурсий дети приобретают ценный опыт, берут на себя роль взрослых, ученых, труд которых важен для других людей. Это способствует воспитанию гражданской позиции детей. Все это свидетельствует о том, что проект интересен детям и полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы.

Список использованной литературы

Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с.76.                                           

  1. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – 2009. - №5 – с.19-21
  2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 113 с. 
  3. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009. №6. – с.54-57
  4. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. : Детство – пресс, 2003.
  5. О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко Экологические проекты в детском саду. Издательство «Учитель» 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ.Проект "Метеоплощадка *Юный Гидрометеоролог*"

Создать в дошкольном учреждении условия для подготовки детей в летний период к обучению основам экологии, природопользования; *сформировать представление о необходимости бережного и созидательного ...

Презентация проекта "Юный гидрометеоролог"

Проект предназначен для детей подготовительной группы детского сада. Дети теоретически и практически с помощью простых приборов определяют температуру воды, воздуха, почвы. Знакомятся с компасом, опре...