Занимательные опыты по ознакомлению детей с комнатными растениями
картотека по окружающему миру на тему

Коренева Елена Павловна

В данной картотеке собраны опыты и эксперименты по ознакомлению дошкольников с комнатными растениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx325.16 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт «С водой и без воды»

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: Два одинаковых растения (бальзамин), вода

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость). Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.

http://www.potflowers.ru/pic/104.jpg http://www.otoys.ru/picturesNew/avc/01-3115_1.jpg

Опыт «Растение может обеспечить себя питанием»

Цель: Показать, что растение может само обеспечить себя питанием, главное создать для этого возможные условия.

Материал: Большая стеклянная банка с широким горлом, с крышкой, комнатное растение в горшке.

Ход: Воспитатель вместе с детьми поливает растение, затем горшок с растением помещают в стеклянную банку, закрывают крышкой. Помещают банку в светлое место, где бывает солнце. Банку не открывают в течении месяца. Через некоторое время проводят первое наблюдение: на внутренней поверхности банки, появились капельки воды, растение продолжает расти. Капельки воды это влага испарившаяся из почвы и самого растения. Дети вместе с воспитателем делают вывод: растение может само может искать источники питания (из почвы).

Опыт «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Материал: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.

Ход: Воспитатель предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь смотрят результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)

http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//img20.imageshack.us/img20/2580/2012z.gif&mb=imgdb_preview_1517

Опыт «Лабиринт»

Цель: Установить, как растение ищет свет.

Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта; в одном углу картофельный клубень, в другом отверстие.

Ход: В коробку помещают клубень, закрывают ее, ставят в теплое место, отверстием к источнику света. Открывают коробку после появления в отверстии ростков картофеля. Рассматривают, отмечая их направление, цвет (ростки бледные, искривленные). Оставив коробку открытой, продолжают наблюдать за изменением цвета ростков и направлением роста (они позеленели, тянутся в разные стороны). Формулируется вывод: на свету растение лучше растет.                           http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2010-04/1272141375_13.png

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//ogoroniks.ru/uploads/posts/2012-05/1337449849_katofel.jpg&mb=imgdb_preview_795

Опыт «Для чего нужны корни?»

Цель: доказать, что корни растения всасывают воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растение в земле), всасывают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней (воды стало мало). Предположение детей проверяют через 7—8 дней (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корнями. http://skyki-net.ru/uploads/posts/2011-08/1314743494_fitil.jpg

Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»

Цель: Доказать, что корни растения всасывают воду, уточнить функцию корней растений, установить взаимосвязь строения и функции корней.

Материал: черенок бальзамина с корешками, вода с пищевым красителем.

Ход опыта: Дети рассматривают черенки герани или бальзамина с корешками, уточняют функции корней (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу). А что еще могут брать корни из земли? Предположения детей обсуждаются. Рассматривают пищевой сухой краситель — «питание», добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что должно произойти, если корни могут забирать не только воду (корни должен окраситься в другой цвет). Уточняют, что будет с растением, если в земле окажутся вредные для него вещества (растение погибнет, забрав вместе с водой вредные вещества)

http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//myfl.ru/files/u3392/imga0527.jpg&mb=imgdb_preview_1600                  http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.posudaserviz.ru/pict/b/11090n.jpg&mb=imgdb_preview_685

Опыт «Дыхание листа»

Цель: Узнать, как дышит растение и какой стороны листа в растение проникает воздух.

Материалы: Комнатное растение с крупными листьями, вазелин.

Ход: Воспитатель вместе с детьми выбирает растение с крупными листьями. Вазелин наносят на два листочка с верхней стороны и на два с внутренней. Наблюдают за растением, листья на которых вазелин был нанесен снизу завяли, на которые сверху не пострадали, делают вывод: растение дышит листьями, в растение воздух который помогает растениям дышать поступает, через отверстия (поры) снизу листа. http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.overclockers.ru/images/lab/2011/04/01/15_1_big.jpg&mb=imgdb_preview_6

Опыт: С ветками (выявление потребности растений в тепле).

Цель: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. Показать необходимость тепла для роста и развития растений.

Материал: ветки сирени, 2 вазы.

Ход опыта: Дети вместе с воспитателем срезают веточки сирени, вносят ветки в групповую комнату, ставя их в две вазы с водой. Одну вазу оставляют на подоконнике, вторую ставят в более теплое место. Затем наблюдают за распусканием веток. Первое рассматривание  проводят, когда появятся листочки на ветках, стоящих в теплом месте. Сравнивают ветки в обеих вазах, отмечают разницу в состоянии, объясняют причину, которая заключена в различных тепловых условиях. В дальнейшем детей приучают обращать внимание на температуру воды, которой поливают растения, на необходимость заготавливать ее заранее, чтобы она согрелась.http://go3.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//chudo-ogorod.ru/forum/download/file.php%3Fid%3D890&mb=imgdb_preview_1552http://go1.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//samlib.ru/img/l/lifantxewa_e_i/vesp/006.jpg&mb=imgdb_preview_1772

                     

Опыт: с почвой.

Цель: Показать зависимость роста растений от состояния почвы.

Материал: 2 емкости, земля, песок, пророщенные семена овса.

Ход опыта: Воспитатель вместе с детьми сажает овес в две чашки, в одной из них земля, в другой — песок. «Посмотрим,— говорит педагог,— в какой из чашек овес будет лучше расти, а ухаживать постараемся хорошо за одной и другой посадкой». Дети  два раза в неделю наблюдают за прорастанием овса, поливают оба посева. Первое рассматривание  следует сделать, когда появятся заметные всходы в обеих чашках. Во время рассматривания  детям можно задать следующие вопросы: в какую почву посадили овес и что этим хотели узнать? Одинаково ли мы ухаживали за овсом? Одинаково ли хорошо пророс овес? Следующее рассматривание  проводится, когда обнаружится четкая разница в состоянии овса в разных чашечках. Воспитатель формулирует вывод о зависимости растения от состояния почвы.http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//s59.radikal.ru/i164/1101/91/92fb2b5ce6af.jpg&mb=imgdb_preview_358http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//www.whitejournal.org/uploadsv1/users/sveta/image/flora/peresadka%25201.jpg&mb=imgdb_preview_997

Опыт: Для чего ухаживают за растениями.

Цель: Убедиться, что растения надо поливать, опрыскивать, протирать с листочков пыль.

Материал: 2 комнатных растения, полиэтиленовый мешок, липкая лента.

Ход опыта:

1. На лист растения надевается полиэтиленовый мешок, который плотно закрывается. Через некоторое время на его стенках появляются капельки, и дети наглядно убеждаются, что они не зря поливают растения.  Необходимо следить, чтобы листья во время опыта не пострадали.

2. Не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. http://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//ds-rodnichok.ru/wp-content/uploads/2012/03/%25D0%2598%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2580%25D0%25B0%25D0%25B6%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5-007-300x225.jpg&mb=imgdb_preview_717

Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

Дидактические игры и занимательные опыты по ознакомлению с комнатными растениями

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ, учителей начальной школы, родителе данной возрастной категории. Игры и опыты подойдут как во время занятий, так и в свободное время. Соревнования пр...

"Игры и занимательные опыты по ознакомлению с комнатными растениями" (материал для родителей)

В данную картотеку входят такие игры, как дидактические, словесные, подвижные, а также занимательные опыты с детьми по ознакомлению с комнатными растениями....

Конспект занятия по окружающему миру :«Комнатные растения. Ознакомление с комнатными растениями»

Конспект занятия по окружающему миру во второй группе раннего возраста  "Комнатные растения. Ознакомление с комнатными растениями"...