Экспериментальная деятельность в детском саду как вид познавательно – исследовательской деятельности
консультация по окружающему миру на тему

Курочкина Ольга Юрьевна

Как  организовать экспериментальную деятельность дошкольников? Ответить на вопрос поможет презентация. К каждому слайду прилагаются комментарии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon eksperimentirovanie.pdf1.81 МБ
Файл kommentarii_k_slaydam.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Комментарии к слайдам

Слайд 2

Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как самообучение, самовоспитание и саморазвитие. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Слайд 3

 Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «ехреriтепtum», что переводится как «проба, опыт». 

Задачи экспериментальной деятельности:

Развитие мыслительных способностей: умения анализировать,  классифицировать, сравнивать, обобщать.

Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:

Развитие у детей представления о химических свойствах вещества.

Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (испарения, магнетизм, сила тяготения и др.)

Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня.

Развитие элементарных математических представлений о мерке – как о способе измерения объема, массы, длины, о мерках измерения длины.

 Развитие у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведение экспериментов (увеличительные стёкла, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокли)

Слайд 4

Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям.

  • « Живая природа” (дети знакомятся с характерными особенностями сезонов в разных климатических зонах, с многообразием живых организмов, их приспособлении к окружающей среде)
  • “Неживая природа” (изучают свойства воздуха, воды, почвы, минералов)
  • узнают о “Физических явлениях” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и других явлениях)
  • “Человек” (дошкольники получают сведения о функционировании организма и др.)
  •  “Рукотворный мир” (у детей формируются представления о свойствах материалов).

Слайд 5

Классификация детского экспериментирования

  • по характеру используемых объектов (опыты с растениями, животными, объектами неживой природы)
  • по причине их проведения (случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка)
  • по характеру включения в педагогический процесс (эпизодические – проводимые от случая к случаю, систематические)
  • по месту проведения опытов (в группе, на участке)
  • по количеству детей (групповые, индивидуальные, подгрупповые),
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом (однократные, многократные или циклические)
  • по продолжительности (кратковременные 5-15 минут, продолжительные –более 15 минут)

Слайд 6

При проведении экспериментов выделяются этапы:

  • Постановка, формулирование проблемы, которую нужно решить
  • Целеполагание (что нужно сделать для решения)
  • Выдвижение предложений (гипотез) поиск возможных способов решения
  • Проверка гипотез (непосредственное проведение опыта)        
  • Анализ полученного результата (подтвердилась гипотеза или нет, обсуждение результатов увиденного)
  • Фиксация результатов
  • Формулировка выводов

При организации опытно – экспериментальной деятельности нужно учитывать следующие требования:

-безопасность для жизни и здоровья детей;

-достаточность возрасту и уровню развития;

-доступность расположения материала.

Слайд 7

В младшей группе необходимо оборудовать мини – лабораторию для проведения исследований: специальная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы, тазы с песком и водой, емкости с сыпучими продуктами и т. д.

Слайд 8

В старшей и подготовительной группах формируются уголки экспериментирования. Материалы, находящиеся в уголке экспериментирования, распределяются по разным разделам, которые расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.

В уголке экспериментальной деятельности должны быть выделены:

1) место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции:

экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т. п.)

2) место для хранения материалов (природного, «бросового»)

3) место для проведения опытов

4) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)

Слайд 9

1. Материалы, находящиеся в Уголке экспериментирования, распределяются по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло»,

2. В уголке экспериментирования необходимо иметь основное оборудование:

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты;

• Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

• Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д. ;

• Утилизованный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;

• Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д. ;

• Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

• Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

• Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

• Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.

Слайд 10

В результате организации детского экспериментирования

  • У детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.
  • Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы и их свойствах; о свойствах различных материалов ,

о применении их человеком в своей деятельности.

  • Появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.
  • Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.
  • Ребенок чувствует себя первооткрывателем. Все это очень важно для воспитания успешного человека, стремящегося узнавать новое и стремящегося к самостоятельной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду. «Ознакомление детей с магнитами».

Ø  Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследоват...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду

В соответствии с новым Федеральным Государственным Образовательным  Стандартом, познавательно-исследовательская деятельность это – сквозной механизм развития ребенка.    На протяже...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Как построить познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду на основе ФГОС?...

Статья Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду (использование кружковой работы)

СтатьяПознавательно – исследовательская деятельность в детском саду(использование кружковой работы)Авторы: Чернуха Ирина Алексеевна - воспитатель Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобрет...

Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду.

Формы работы при создании организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста....