НОД с экспериментированием "Лёд"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ерёмина Алёна Сергеевна

Помочь детям выяснить свойства льда. Учить ребят длительному наблюдению за экспериментом. Познакомить их с загадками о льде и учить самим придумывать загадки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zan._led.doc55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия: «Лед».

Задачи: Помочь детям выяснить свойства льда. Учить ребят длительному наблюдению за экспериментом. Познакомить их с загадками о льде и учить самим придумывать загадки.

Оборудование: банка со льдом, бумажный кулек со льдом.

Предварительная работа: накануне с детьми выставить бумажный кулек и 2 банки с водой на мороз, предварительно замерив величину кулька и количество воды в одной из банок. Зафиксировать с детьми данные в календаре природы.

Ход занятия:

Педагог - Ой, как холодно стало на улице! -А кто - нибудь из вас заметил, что лужи на дорогах затянулись льдом? А кто из вас видел ну реку сегодня? Что с ней произошло? (покрылась льдом, замерзла). Вот и в народе сегодняшний день называют «Павел и Варлаам - ледоставы». Крестьяне замечали: на реках в этот день появляется лед, идет ледостав - замерзание реки, образование ледяного покрова. А наличие снега в этот день свидетельствует о том, что будет снежная зима. Как вы думаете, соответствуют ли приметы наших предков сегодняшнему дню? (ответы).

Уже давно один ученый предложил взять за ноль градусов температуру, при которой замерзает вода. Температуру же всего, что холоднее замершей воды, обозначать со знаком «минус», а что теплее - со знаком «плюс».

Давайте посмотрим, что произошло с водой, когда мы ее выставили на холод. (Педагог приносит банку с о льдом). Посмотрите, накануне мы с вами налили воды до отмеченного уровня. Что произошло с водой на морозе? (ответы). Увеличился ли объем воды при замерзании? (ответы).

- Мы вынесли с вами накануне бумажный кулек с водой на мороз чтобы выяснить станет ли кулек больше когда вода в нем замерзнет. Давайте проверим, что произошло с кульком. (Педагог заносит кулек и замеряют его величину сантиметром). Что произошло с кульком? ( кулек стал больше).

Значит, что происходит с водой, когда она замерзает? (воды становится больше).

Педагог - Давайте выясним свойства льда. (Педагог приносит блюдце с кусочками льда).

Потрогайте лед. Какой он? (холодный, скользкий, твердый, гладкий).

Бросьте лед в чашу с водой. Что происходит? (лед не тонет).

Как вы думаете, что произойдет, если стукнуть по льду молоточком?( ответы детей, экспериментирование). Лед сломался. Значит лед какой? (хрупкий. Ломкий).

Посмотрите через льдинки на свет. Лед какой? (бесцветный, прозрачный)

Положите льдинки в тепло. Что происходит со льдом в тепле? (ответы).

Люди издавна научились использовать некоторые свойства льда в своих целях. Например, в каменоломнях рабочие - каменотесы без особых усилий расщепляли гигантские обломки скал, заполнив трещины в камне водой. Оставалось только дождаться когда вода замерзнет и увеличится в объеме. Лед сам расколет камень.

Мы с вами уже заметили, что в старину очень любили в народе складывать загадки о разных явлениях, предметах, существах. И лед с водой и морозом не обошли стороной. В народе много сложено о них загадок. Давайте отгадаем эти загадки, да еще и объясним их: «Не драгоценный камень, а светится» «В воде не тонет и в огне не горит» «Мать меня рождает, а я - ее» «Стоит на воде водяной мост» «Сам Самсон мост смостил: Без топора, без клиньев и без тесанья» «Я вода, да по воде же и плаваю» «Кадка стара - покрышка нова».

педагог - а теперь сами попробуйте придумать загадки про лед. (выслушиваются несколько детей).