Испекли мы колобок
материал по окружающему миру на тему

Мотолыгина Анна Александровна

Испекли мы колобок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispekli_my_kolobok.docx63.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад с.Первая Ханенёвка Базарно – Карабулакского муниципального района Саратовской области»  

                                                                  Конспект

непосредственно образовательной деятельность

в  старшей группе.

Образовательная область "Познание»

«Испекли мы колобок»

                                                                                                                                                     

                                                                                                         

    Составитель:

                                                                                                       воспитатель МБДОУ

                                                                                Мотолыгина Анна Александровна

с. Первая Ханенёвка  2017год

Конспект НОД

Возрастная группа: старшая группа

Тема НОД: «Испекли мы колобок» Познавательное развитие (экспериментирование)

Цель: Научить детей делать тесто из муки и соли.
Задачи:

Образовательное:   научить детей определять свойства муки и соли, используя простейшие приемы экспериментальной деятельности; познакомить детей с процессом приготовления теста для лепки; учим детей простейшим приемам исследовательской деятельности.

Развивающие: развиваем логическое мышление,  умение выделять общие и отличительные признаки веществ; развиваем умение делать выводы по результатам исследовательской деятельности; развиваем связную речь - учим высказывать свое мнение, используя в речи сложноподчиненные предложения;
Воспитательные: приучаем к аккуратности при выполнении эксперимента;
продолжаем формировать навыки самообслуживания, умения приводить в порядок свое рабочее место;
Словарная работа: Активизация словаря Соль, мука.

Виды деятельности: игровая, художественная, двигательная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование:  1.Для каждого ребенка:
- одноразовые тарелочки с мукой и солью;
- емкости с водой;
- емкости для замешивания теста;
- пластмассовые ложечки;
- крышки с черным дном для рассматривания веществ;
2. Для педагога:
- игрушка Колобок -
- демонстрационные карточки - модели, изображающие агрегатные состояния веществ (ММЧ);
- соленое тесто;

Предварительная работа: Чтение сказки « Колобок», Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

                                                       

ХОД НОД

Приветствие:

(Воспитатель вместе с детьми входит в группу держась за руки).

В круг широкий вижу я встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём на право, а теперь пойдём на лево,

В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.

Улыбнёмся, подмигнём в путешествие пойдём!

Вводная часть

( На столе педагога поднос, под салфеткой спрятана игрушка Колобок)
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, кто там спрятался под салфеткой?

Читает детям загадку

- Говорят, я - круглобокий,
Говорят, без рук, без ног я,
И, что от всех я убегаю,
Кто же я такой!? Не знаю! (Выслушав ответы детей, достает игрушку Колобок)
Диалог воспитателя с ребятами:
- где живет колобок?
- почему он от всех убегает?
- почему все хотят его съесть?
- почему он вкусный?
- кто его сделал таким?
- из чего его сделали?
Решение проблемы:

 " Как сделать настоящий Колобок?"
-Ребята вспомните, как в сказке появился Колобок?
- что нужно, чтобы испечь настоящий Колобок?
- где мы будем печь Колобок?
В ходе беседы дети вместе с воспитателем выясняют, что для приготовления теста необходимы мука, соль и вода. А так как у нас нет настоящей печки, мы положим в тесто побольше соли, и тогда сможем высушить наши колобки на батарее. Воспитатель предлагает детям познакомится со свойствами муки и соли и попробовать самим сделать тесто для Колобка.
Знакомство со свойствами муки и соли
Эксперимент №1 " Определите на ощупь, где соль, а где мука?"
Действия:

Опустите пальчики в тарелочки с мукой и солью. Потрите содержимое между пальцами. Что вы ощущаете?
Вывод: Мука на ощупь мягкая, а соль более жесткая.

Эксперимент № 2 " Рассматривание частиц соли"
Действия:
- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного соли;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки;
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;

Вывод: Соль состоит из крупинок, которые нельзя раздавить ложкой. Соль - твердое вещество.

Эксперимент № 3 " Рассматривание частиц муки"
Действия:

- возьмите из тарелочки на кончике ложки немного муки;
- рассыпьте ее на крышечку с черным дном;
- рассмотрите крупинки:
- постарайтесь ложкой раздавить крупинку;
Вывод: Мука тоже состоит из крупинок, но они меньше по размеру, и их тоже нельзя раздавить ложкой. Мука - твердо вещество

Эксперимент № 4 " Какого вкуса соль и мука?"
Действия:
-возьмите из тарелочки немного муки;
- попробуйте ее кончиком языка;
- тоже самое проделайте с солью;
Вывод: соль - по вкусу соленая, а мука - безвкусная, пресная.
 ФИЗКУЛЬТМИУТКА.

 Подвижная игра " Маленькие человечки"
В данной игре используется прием технологии ТРИЗ - метод моделирования маленькими человечками.
Воспитатель объясняет детям правила игры: Вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц. Если частички крепко держатся друг за друга, как человечки на этой карточке (показывает карточку), то такие вещества называются твёрдыми. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33039_7f9797a42d51b5db1eda9d1f214996ad.jpg.jpg


Давайте покажем "твердое вещество" - соль: возьмитесь крепко за руки. Легко ваши руки разъединить? (нет). Условие игры: если я буду называть твердое вещество, вы дружно беретесь за руки.
Частицы в жидком веществе не очень крепко держатся друг за друга, вот так, как человечки на этой карточке (показывает карточку).

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33039_5292b26c9359ec642d59f388a35ea89e.jpg.jpg


Давайте вместе с вами покажем жидкое вещество - воду. Встаньте рядом и коснитесь друг друга локтями. Легко ли разорвать вашу цепь? ( не очень трудно). Условие игры: если я буду называть жидкое вещество, вы встанете и коснетесь друг друга локтями.
И наконец, есть вокруг нас газообразные вещества. Мы их практически не видим, но можем ощущать по запаху. Частички газообразных веществ вообще не соприкасаются друг с другом, они свободно движутся в разных направлениях. Как человечки на этой карточке (показывает карточку)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/33039_91336f101a42d260c7368319a3f25184.jpg.jpg


Частички двигаются так, как вы бегаете в рассыпную. Давайте покажем газообразное вещество - воздух: побегайте в разных направлениях. Условие игры: если я буду называть газообразное вещество - вы будет двигаться в разных направлениях. Все понятно? Начинаем игру. (воспитатель называет различные вещества, дети "моделируют" их с помощью движений: сахар, вода, воздух, молоко, камень, дым, песок, компот, дерево, туман и т. д.)
 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ –

 " Приготовление теста для лепки"
Вместе с детьми, общая полученные в ходе эксперимента знания, определяем, что для приготовления теста нам нужна мука, вода, немного соли. Тогда наш колобок будет съедобным, но его нужно обязательно испечь. Где мы это будем делать? ( у нас нет такой возможности). Воспитатель показывает детям хлебобулочное изделие, сделанное из соленого теста. Рассказывает, что это изделие сделано из теста, в которое положил много соли. Из этого теста можно слепить что угодно. Его не нужно печь, нужно только положить в теплое место. Когда изделие высохнет, его можно покрасить красками и использовать для игры в " Магазин". Но есть его, конечно, нельзя, почему? (слишком соленое). Хотите, я научу вас делать такое тесто? Из него вы сможете слепить не только колобок, но и все, то захотите.
Эксперимент № 5 "Приготовление соленого теста"
Действия:
- возьмите две ложки мук и высыпьте ее в емкость для приготовления теста;
- добавьте четыре ложки соли;
- перемешайте ложкой полученную смесь;
- постепенно, понемногу добавляйте в полученную смесь воду;
- добавляйте воду до тех пор пока в стаканчике не получится вязкая смесь ( это и будет соленое тесто)
Вывод: чтобы получить тесто, нужно взять муку, соль и воду.

 ЛЕПКА колобка из приготовленного теста 
Воспитатель предлагает детям достать ложкой полученное тесто на клеенку. Ручки (ладошки) опустить в тарелочку с мукой, взять комок теста и скатать колобок. По окончании выполнения работы, ребята выкладывают "колобки" на крышечки и показывают их игрушечному Колобку

Воспитатель: Не переживай! Когда наши колобки подсохнуть, мы разрисуем их красками и они станут сказочными!
А сейчас ребята я с колобком, хочу проверить: был ли вы внимательными в путешествии?

 Рефлексия: " Мы испекли колобок!"
Дети вместе с Колобком отвечают на вопросы:
- какие веществ нужны для приготовления теста?
- назовите твердые вещества, которые мы использовали для приготовления теста?
- какие жидкие вещества нам помогли сделать тесто?
Воспитатель хвалит Колобка и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого досуга " Испекли мы колобок"

Интегрированный досуг для второй младшей группы. С использованием соленого теста....

Сценарий праздника "Испекли мы колобок"

       сценарий праздника в средней группе по тематике "Хлеб всему голова"                        ...

Конспект открытого занятия по тестопластике в младшей группе «Испекли бабушке колобок»

Цель: Развивать познавательную способность детей. Данное открытое занятие я проводила с использованием театрализации. Мы с ребятами провели беседу по содержанию сказки, поиграли в пальчиковую ги...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности с использованием технологии экспериментального исследования в средней группе "Испекли мы колобок"

Цель: познакомить детей с процессом изготовления изделий из муки.Задачи:Образовательные:-Сформировать представление о хлебе, как продукте большого труда человека.-Познакомить с понятием «хлеборо...