Конспект ООД с элементами экспериментирования (старшая группа) «Что такое воздух?»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Калиничева Виктория Александровна

Цель: Формирование представлений детей о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh_avtosohranennyy.docx154.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД с элементами экспериментирования

(старшая группа)

«Что такое воздух?»

D:\2017-02-20\IMG_20170220_160909.jpg   

                                                     Подготовила и провела  воспитатель

                                     МБДОУ д/с №1 г. Починка

                                                       Калиничева Виктория Александровна

Цель: Формирование представлений детей о свойствах воздуха, путем экспериментирования.

Задачи:                                                                                                                           

 1. Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе экспериментирования.                                                                                          

 2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.                                                      

 3. Обеспечить развитие умения у детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.                                                                              4. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.                                                                                

 5. Обеспечить развитие умения у детей устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; способствовать формированию осознанного отношения к своему здоровью.                        

     6. Активизировать речевую деятельность детей (трубочка, невидимый, упругий, легкий)

Методы и приемы:                                                                                               

 1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)                          

  2. Наглядные (Рассматривание карточек – схем )                  

 3. Словесные (Загадка, беседа, вопросы, пояснения, выводы,)      

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда»                                                                                                                        

Материалы и оборудование: Ёмкость с водой, воздушный шарик на веревочке, запись «шум ветра», банка, 2свечки. Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня». Раздаточный: лист картона, трубочки для коктейля, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, целлофановые пакеты, зубочистки.                        

Ход организованно образовательной деятельности

 Организационный момент. Загадка.

Воспитатель: Мы его не замечаем, мы о нем не говорим                                  

Просто мы его вдыхаем - он ведь нам необходим…  (ответ детей)

 Сюрпризный момент.  (введение персонажа Воздушарик.) Шарик  голубого цвета с нарисованным на нём лицом.                                                 

   Ш:  Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на вашей планете, на планете Земля.  Мы хотим спросить а, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья?   (Запись «шум ветра»: Воздушарик уносит ветром).

В: Ребята, что происходит, Воздушарика уносит ветер. Как же нам его вернуть? Что для этого нужно сделать.                                                          

(Ответы детей) Для того чтобы вернулся Воздушарик, нужно ответить на все его вопросы.                                                                                                              

В: Ну, что же прежде чем ответить на вопросы Воздушарика давайте попробуем узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает.

  «Лабораторные исследования»                                                        

     Предлагаю  детям, как настоящим учёным, пройти в лабораторию и приступить к исследованиям                                                                              

     • «Почувствуй воздух»

Можно ли узнать, есть воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Предлагаю детям подуть на ладошку, что мы чувствуем?

 (Ответы детей) Холодный ветерок. Лёгкий ветерок.

Предлагаю  взять лист картона и помахать им у своего лица. Картонка заставляет воздух двигаться, и мы ощущаем его дуновение на своей щеке.  

Вывод: чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение.            

 В: А что же происходит тогда в природе, когда движется воздух?                              (Ответы детей) Ветер. Покачиваются деревья и трава.

«Воздух внутри нас»

На столах перед вами стоит стакан  с водой и трубочки.

В: Что вы видите в стаканчиках? 

(Ответы детей)  вода.                                                    

  Предлагаю детям взять трубочки и подуть в них. Что происходит? 

 (Ответы детей) появляются пузырьки.                                                      

 Вывод: воздух есть у нас внутри. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаем пузырьки (Карточка-символ)

  Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо, (обмахивать ладонями лицо)                                            Закачалось деревцо (прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево) .                                                                                                    Ветерок всё тише, тише (замедлять раскачивание)                                                                  Деревцо всё ниже, ниже (приседать, постепенно опуская руки)

  «Лабораторные исследования» (продолжение)

«Воздух есть в любых предметах»

Предлагаем детям положить горошинку в стакан. Что происходит?   

(Ответы детей)  От них идут пузырьки.                                                        

Вывод: в горошинках есть воздух.                                                                        

В: А можно ли оживить горошины?    Как вы думаете?   Что нам надо для этого сделать? Что происходит? 

(Ответы детей)  Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели.

 В: А что же делают наши горошины? 

(Ответы детей)  Они двигаются.

В: Что же нам помогло оживить горошины? (Ответы детей)

Вывод: Мы не только нашли воздух, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. (Карточка-символ)

«Поймай воздух».

Предлагаю  детям взять полиэтиленовые. пакеты. Какие они?

(Ответы детей) пустые.  

 Спокойно набираем через нос воздух и медленно выдыхаем в пакет, а потом заворачиваем его, чтобы он не сдулся.

В: Какой стал пакет? Почему он стал таким? Чем заполнился пакет?

 (Ответы детей) пузатый, толстый. Надули его. Заполнился воздухом.

Вывод: Мы с вами наполнили наши пакеты воздухом и увидели, что он может заполнять емкости. (Карточка-символ)

Предлагаю  детям убедиться, что там находится именно воздух. С помощью зубочистки осторожно прокалываем мешочек. Поднесём его к лицу.

В: Что вы чувствуете? 

(Ответы детей) Ветерок дует.

 В: Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный; его можно почувствовать кожей (Карточка-символ)

    Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,  Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох)                                   Подыши одной ноздрей, И к тебе придет покой. (продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)                                                                                 «Насос» (глубокий вдох - руки вверх, продолжительный выдох – руки через стороны вниз.)

В:  А чем дыхательная гимнастика полезна для нашего здоровья?

(Ответы детей) Она учит нас правильно дышать, разрабатывает лёгкие, насыщает их кислородом.

Вывод: Дыхательная гимнастика полезна - наши легкие наполняются кислородом. 

«Лабораторные исследования» (продолжение)

• «Чистый воздух»

В: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (Ответы детей) Мы не сможем дышать.

 Предлагаю детям посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю  две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро. Огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

В: Что произошло? Почему свеча в банке погасла?

(Ответы детей) нет воздуха.

Предлагаем детям понюхать. Что осталось в банке?

 (Ответы детей) неприятный запах.

В: Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Вывод: Только чистый воздух полезен для здоровья.

  Ситуативная беседа «Воздух всем необходим, без него нет жизни»

В: Сколько многого мы с вами узнали и можем ответить на последний вопрос «Что делать, чтобы воздух был чистым?»  Здоровье человека зависит и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?  (Предлагаю детям рассмотреть картинки.  Изображение города и деревни).

В:  Где воздух чище? (Ответы детей)

 Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Ответы детей)

 Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым ? (Ответы детей)  

 В: Растения и деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.  

В: А что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу?

 (Ответы детей) Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле.

Вывод: Чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

  Итог. Рефлексия «Экологический светофор»

Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик. Дети берут со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. На вопросы вместо ответа нужно показывать кружки. Если согласны - зеленый кружок, если не согласны - красный.

Воздух окружает нас со всех сторон.

Воздухом дышат люди и животные.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

Человек может жить без воздуха.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета.

Воздух можно почувствовать.

Воздух можно услышать.

Воздух имеет свою форму.

(Воздушарик дарит подарки – воздушные шарики, за хорошие знания детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе: Что такое заповедник

познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охр...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Что такое хорошо и что такое плохо"

Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умение правильно оценивать себя и других...

Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Что такое воздух?»

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха, путем экспериментирования....

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в НОД с элементами экспериментирования (старшая группа) Тема "Мы - волшебники"

План-конспект познавательно-исследовательской деятельности в НОД с элементами экспериментирования (старшая группа) Тема "Мы - волшебники"...

Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования старшая группа на тему «Волшебное электричество»

Цели:- Актуализировать и   расширять представление детей об «Электричестве»- Совершенствование умение детей  самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе циф...

Конспект «Тайны снега» STEM с элементами экспериментирования старшая группа "Знайки"

Закрепление знаний о свойствах снега в опытно-экспериментальной деятельности...