Проект «Труженик села в почёте» (подготовительная группа)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Павельева Татьяна Леонидовна

Проект направлен на развитие ранней профориентации дошкольников, пропаганду престижа труда сельского труженика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №189»

г. Камень-на-Оби

Проект «Труженик села в почёте»

(подготовительная  группа)

Подготовила: Павельева Т.Л.

2018-2019гг.

Проект «Труженик села в почёте»

Паспорт проекта:

Тип проекта: информационно-творческий;

По характеру содержания: ребенок, труд жителей села и социальная значимость их труда в жизни людей и уважение к труду;

По количеству участников: групповой;

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, воспитатели, родители;

По содержанию: долгосрочный

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие .

Цель проекта: сформировать представления детей о сельскохозяйственных профессиях, понимания необходимости труда жителей сельской области в жизни людей, воспитание уважения труженикам села; расширять знания детей о труде взрослых; обогащать речь детей, ввести новые понятия: «почет», «почетный труженик», «труд в почете»; воспитывать познавательный интерес.

Задачи:

  1. Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессий;
  2. Расширять знания о труде в деревне;
  3. Подвести детей к пониманию любого труда, взаимосвязи между людьми разных профессий;
  4. Развивать навыки коллективного труда при работе над проектом, формировать нравственные качества личности ребенка: самостоятельность, уважение к труду, патриотизм;
  5. Обогатить игровой опыт детей;
  6. Использовать различные методы и приёмы, развивать творческие способности детей, создать максимальную свободу для проявления инициативы и фантазии;
  7. Воспитывать интерес к коллективной работе в процессе создания коллажей и выставок.

Актуальность проекта

Актуальность проекта в том, что современные городские дети мало знают о жизни людей в селе, их профессиях, значимости их труда. Данные мониторинга, проведенного в начале года, показали, что дети имеют частичные и неполные представления о труде людей проживающих в селе и их профессиях. Педагогами отмечается приоритет формирования знаний о трудовой деятельности людей, что имеет значение в социализации личности. Стоит отметить, что дошкольники имеют бессистемные и разрозненные знания о современных профессиях взрослых. На примере сельскохозяйственных профессий дать детям конкретные знания и представления о труде, научить ценить его, людей труда, работая по теме данного проекта.

Ожидаемые результаты:

 - дети приобретут знания и представления о профессиях в сельском хозяйстве;

 - задумаются о важности и необходимости каждой профессии;

- у детей возникнет желание задуматься о выборе будущей профессии.

Роль родителей в реализации проекта: Помощь в подготовке иллюстраций и фотографий, рисунков, макетов детей по данной теме, участие в совместных мероприятиях, диалоговые беседы с детьми по теме проекта.

Этапы работы над проектом

I этап (Подготовительный) –

     Изучение литературы о труде работников сельского хозяйства, опыта работы детских садов из разных городов и регионов России. Проведение анкетирования родителей с целью выявления…… Подготовка презентаций, иллюстраций, сюжетных картинок по данной теме. Подбор дидактических игр, упражнений, видео-материалов, литературных произведений. Подготовка атрибутов для деятельности с детьми.

II этап (Основной) –

Перспективный план реализации проекта

Сентябрь, октябрь

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Хлебороб

Обогащать представления детей о труде хлебороба; расширять знания о сельскохозяйственной технике; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов

Беседа о тех, кто выращивает хлеб.  

Занятие «Профессия хлебороб»

 Просмотр презентации «Как наши предки выращивали хлеб»

Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос».   Беседа: «Машины помощники в поле».

Экологическая игра «Что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), опыт «Как готовить тесто»

 Просмотр презентации «Как хлеб попал на стол»,

Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова),

чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство»

С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый»

В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора»

 В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

Аппликация «На мельницу»

 Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба»

Мини-этюд «Я — колосок» (я слышу…, я чувствую…).Заучивание пословиц о хлебе

Итоговое развлечение: спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», 

Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба,

Д/и для развития мелкой моторика «Золушка»,

Д/и «Посчитай зерна»

Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена

Сюжетно – ролевые игры: «Булочная», «Семья», «Ярмарка»

 (дид. материал «Набор хлеба», «Продукты», «Магазин»)

конструирование из конструктора «Мельница»,

Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая»

Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия в булочную.

Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Выставка хлебобулочных изделий «Вот он хлебушек душистый» , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий

Анкета для родителей «Как Вы относитесь к хлебу?»

Ноябрь

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Доярка

Познакомить с трудом доярки; расширить знания об орудиях труда доярки;

воспитывать уважение к труду и бережное отношение к продуктам питания

Познавательная беседа «Откуда текут молочные реки?».

Рассматривание фотоальбома «На ферме».

Чтение произведения Л. Воронкова «Кружка молока».

Чтение рассказа Е. Чарушина «Корова».

  • чтение рассказов Л. Воронковой «Кружка молока», Н. Полякова «А коровы-то все разные», «Коровье меню», «Где же ваши коровы!»;
  • Дидактическая игра  «Кому что нужно для работы?».

Дидактические игра «Кто, где живёт?», «Отгадайте, что за животное», «Чья тень», «Какие животные спрятались на картинке?»

Экспериментальная деятельность:

Игра-опыт «Узнай на вкус» (молочные продукты).

Опыт «Как получаются сливки»

Рассказывание из личного опыта «Моё любимое блюдо из молока».

Рисование «На ферме».

Коллаж «Ферма»

Прослушивание песни «Кто пасется на лугу?». Рассматривание иллюстраций животных, которые дают молоко.

Сюжетно – ролевая игра «Магазин, сюжет: «Молочный отдел».

Драматизация сюжета: «Простоквашино».

Конструктивно – модельная деятельность. «Постройка фермы».

Творческое задание «Упаковка для любимого молочного продукта».   Совместная деятельность родителей и детей:  выставка рисунков «Землю красит солнце, а человека — труд».

Декабрь, январь

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Животновод

Расширить представление детей о профессии животновода; формировать знания о продуктах питания для животных; воспитывать любовь к животным, заботу о них

Беседа-рассуждение «Кто заботится о домашних животных?».

Ситуативный разговор «Кто такие животноводы»

Просмотр презентации «Труд животновода»

Чтение Л.Воронковой «Детский сад для телят»,

Виртуальная экскурсия на животноводческую ферму.

Решение проблемного вопроса «Что было бы, если бы не было животноводов?».

Прослушивание аудиозаписи «На птичьем дворе».

Дидактические игры «Кто как голос подаёт?», «Подбери слово».

Составление творческих рассказов «Моё любимое животное», «Как я помогаю бабушке».

Составление загадок-описаний о домашних животных.

Лепка «На лугу пасутся лошади»

Игра-эмпатия «Угадай настроение животного».

Подвижная игра «Пастух и стадо».

Дидактическая игра «Угадай животное по описанию».

Д /и «Узнай по силуэту животное»

Игры-ситуации. «Жеребёнок заболел»,

Интерактивная игра «Кто что даёт?»

Прослушивание песенки про лошадку из музыкального мульфильма в исп. Гр. Барбарики

Театрализованная игра: «Как мужик корову продавал». Игры- перевоплощения в животных

Рассматривание фотоальбома «На ферме».

Рассматривание иллюстраций на тему: «О труде животноводов».

Сюжетно-ролевая игра «Животноводческий комплекс».

Создание макета «Бабушкин дворик».

Выставка совместного творчества рисунков «Как мы заботимся о наших друзьях домашних животных?»

Предложить родителям рассказать о родственниках животноводах.

февраль

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Водитель

Углубить и совершенствовать знания детей о профессии водителя в сельской местности; закрепить знания о сельскохозяйственной технике, её назначении

Ситуативный разговор «Кто такой водитель»

Чтение стихотворения "Шофёры" Курбана Чолиева

Беседа о людях, работающих на сельскохозяйственной технике.

Рассматривание репродукций А. Пластова «Жатва», «Сенокос», «Ужин тракториста»

Заучивание «Машины»Я. Пишумов

Заучивание потешки Сбил, сколотил — вот колесо,сел да поехал — ах, хо-рошо!Оглянулся назад —одни спицы лежат..

Сюжетно-ролевая игра «Мы — шофёры».

Речевая игра «Угадай, на чём поедем?» -

Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Подбери парное слово», «Четвёртый лишний». Дидактическая игра «Путешествие в страну дорожных знаков».

Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»

Познавательное занятие с использованием мультимедийной презентации «Путешествие в прошлое автомобиля».

Беседа-рассуждение «Почему так говорят: “В пути тот цел бывает, кто дорогу уступает?”».

Коллективное составление морально-этической сказки «Однажды на машинном дворе…».

Решение проблемных моментов «Что будет если…».

Аппликация «Грузовой автомобиль, везущий зерно»

Игра-фантазирование «Универсальный транспорт».

Игра – инсценировка «Как машина зверят катала»

Рассматривание иллюстраций о транспорте

Сюжетно-ролевая игра: «Едим убирать урожай».

Рассматривание альбома «Сельскохозяйственная техника».

Рисуем по трафаретам «Автомобили»

   Досуг с родителями. Викторина: «Труд – основа жизни».

Выставка рисунков «На машинном дворе»

март

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Лесничий. Познакомить детей с трудом лесничего. Формировать реалистические представления о труде лесника. Уточнить, что главный человек в лесу – лесник. Он знает, где растут деревья. Какие из них надо рубить , а какие нужно лечить, где нужно посадить новые деревья. Знает повадки обитателей леса, ведь для них лес – дом родной. В лесу много работы, работа лесника трудная, а иногда и опасная. Лесник живет в лесу, вдали от города. Десятки километров в день леснику приходится проходить пешком, на лыжах, ездить верхом. Лесник помогает животным и растениям. Зимой делает кормушки для птиц и животных. Воспитывать уважение к труду лесника, желание беречь

 Беседа на тему «Лес – наше богатство», «Сохраним нашу природу».
Просмотр презентации«Кто в лесу главный?» 

Чтение рассказов: С. Михалкова «Ёлочка», Г. Скребицкого «Лесное эхо», «Сказки следопыта», Н. Сладкого «Лесной календарь», «Лесные сказки», «Вот я иду по лесу»

Чтение стихотворения

Л.Зеленская

«Ходит по лесу лесник»

Прослушивание звукозаписи «Звуки леса»

Разучивание физминутки «Звериная зарядка»

Дидактические игры:

 «Кто быстрее соберёт логическую цепочку развития»(насекомые, лягушки, животные)

«Угадай чьи это следы?»

«Можно - нельзя».

Экспериментальная деятельность «Озеро засорилось»

Пластилинопластика «Лес».

 Рисование на тему «Наш лес».

Сюжетно-ролевые игры: «Поход в лес», «По грибы мы в лес пойдём»

Театрализованная деятельность «В гостях у дятла»

Рассматривание картинок и иллюстраций с изображением лесника и лесных животных в разное время года.

Рассматривание плаката «Чего не следует делать в лесу

Рассматривание картины Свиридова А. «Домик лесника»

Настольно-печатная игра «Кто ,чем питается»

Информация для чтения: «Учите детей любить природу».

Индивидуальные беседы в вечерние часы: «Правила поведения в лесу».

Рекомендации: «Правила безопасности в лесу».

Консультация: «В союзе с природой».

модернизация уголка природы (уголок леса)

апрель

Программные задачи

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

С родителями

Пасечник. Формирование познавательной активности старших дошкольников в процессе ознакомления с профессией пасечник, обогащать представления детей о жизни насекомых; развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; Воспитывать воспитывать уважение к труду пасечника, воспитывать  основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.

Беседа «Мы защитники природы»

 Просмотр презентации «Путешествие в мир пчеловодства»

Рассказ воспитателя «Кто работает на пасеки»

Ситуативный разговор «Мед – друг или враг?»

«Удивительный мир насекомых»

Чтение Астафьев «Рассказы о природе»;

Оригами «Пчелы на лугу»

«В гостях у Лесовичка»

Чтение стихотворения «Разговор с пчелой» М. Бородницкой.

Дидактическая игра «Что сначала – что потом?»

Экспериментальная деятельность: Свойства меда, «Завариваем  чай с лекарственными травами»

Физкультминутка “Пчелы на полянке”.

Подвижные игры: “Пчелки в домики”, «Медведь и пчёлы»

Упражнение для глаз «Пчелка».

Психологический этюд «Пчелы на цветочном лугу»

Изготовление шапочек Пчел.

Настольная игра «Разрезные картинки - пчелы».

Лепка «Пчелка»;

Инсценировка «Разговор Пчелы и Цветка»

Оформление музея «Медовый мир»

Настольная игра «Дары природы»;

Настольная игра «Пирамида питания»; рассматривание иллюстраций  и фотографий о жизни пчел и труде пчеловода

Конструирование из бросового материала «Соты»

Строительная, сюжетно-ролевая игра «Пасека»

Сюжетно-ролевая игра - путешествие «Поездка на Пасеку»

Домашнее задание – найти информацию о жизни пчел, о меде. Подобрать иллюстрации, экспонаты по теме «Пасека» для создания группового музея «Медовый мир»

Приготовить угощения с использованием меда,

май

Защита проекта - итоговая презентация проекта для педагогов (слайд-шоу).

III этап (Обобщающий) –

     Подведение  итогов реализации проекта, опрос удовлетворенности родителей и педагогов, итоги мониторинга.

     Защита проекта - итоговая презентация проекта для педагогов (слайд-шоу).

Выводы и результативность работы над проектом. 

У дошкольников появился интерес к данной теме. Сформировалось целостное представление о трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых, о профессиях – хлебороб, доярка, животновод, водитель, лесничий, пасечник. В процессе данной работы дети узнали об истории пшеницы, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Разучили загадки, стихотворения, пословицы, поговорки. Через чтение художественной литературы, воспитывали бережное и уважительное отношение к продуктам и  трудовой деятельности в сельском хозяйстве взрослых. В процессе работы установилось тесное взаимодействие с семьей, укрепление детско-родительских отношений. Как показали результаты, поставленные нами задачи, мы выполнили.

При составлении проекта использовала интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Живёт село родное»

Патриотическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края...

Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.

Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....

Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.

Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....

Мой успешный проект «Наше село - чистое село»

Организатор проекта:Воспитатель старшей группы Оюн Марина Маадыр-ооловна Участники проекта:Родители и педагоги детского сада, воспитанники старшей группы  Сроки реализации проекта:...

Проект «Моё село - село мое родное»

Знакомство с родным селом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина...

Проект "Труженики тыла"

Интересен для воспитателей старшего дошкольного возраста и учителей начальнойшколы. Может быть использован в преддверии празднования Дня Победы....